Методические указания для студентов специальности 1
.RU

Методические указания для студентов специальности 1


Министерство сельского хозяйства

и продовольствия республики беларусь



главное управление образования, науки и кадров


УчрежДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"



Кафедра сельскохозяйственной биотехнологии и экологии

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПО общей ЭКОЛОГИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для студентов специальности

1   33 01 06 – экология сельского хозяйства


Горки 2006

Министерство сельского хозяйства

и продовольствия республики беларусь



^ главное управление образования, науки и кадров


уЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"



Кафедра сельскохозяйственной биотехнологии и экологии


^ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПО общей ЭКОЛОГИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Для студентов специальности

1   33 01 06 – экология сельского хозяйства


Горки 2006

Одобрено методической комиссией агроэкологического факультета 25.04.2005.


Составили: Е.П. Воробьева, В.П. Кругленя, Н.Ю. АНТРОПЕНКО, М.М. добРОДЬКИН.


Содержание


1.Цель и задачи учебной практики…………………………………………………….

3

2.Программа и организация практики………………………………………………...

3

3.Фитоценотическое обследование……………………………………………………

5

4. Картографирование луговой и травянистой растительности……………………..

7

5.Картографирование лесной растительности………………………………………..

9

6.Обследование зооценозов……………………………………………………………

14

7.Обследование микробоценозов……………………………………………………...

15

Литература………………………………………………………………………………

16

Приложения……………………………………………………………………………..

17



УДК 574(072)


Учебная практика по экологии: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. Е. П. В о р о б ь е в а, В. П. К р у г л е н я, Н. Ю. А н т р о п е н к о, М. М. Д о б р о д ь к и н. Горки, 2006. 28 с.

Приведены основные экологические понятия, методики изучения и описания экосистем, определения их продуктивности.

Разработаны в соответствии с программой дисциплины «Общая экология с основами биогеографии».

Для студентов специальности 1-33 01 06 – экология сельского хозяйства.

Таблиц 3. Библиогр.4. Приложений 9.


Рецензенты: доктор с.-х. наук, профессор А. В. Шелюто; канд. биол. наук, доцент Т. В. Никонович.


© Составление. Е. П. Воробьева,

В. П. Кругленя, Н. Ю. Антропенко,

М. М. Добродькин, 2006

© Учреждение образования

"Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия", 2006


У ч е б н о- м е т о д и ч е с к о е и з д а н и е


^ Елена Прокофьевна Воробьева

Валентина Петровна Кругленя

Наталья Юрьевна Антропенко

Михаил Михайлович Добродькин


Учебная практика по общей экологии


Методические указания к учебной практике


Редактор Е. Г. Бутова

Техн. редактор Н. К. Шапрунова

Корректор Е. А. Юрченко


Подписано в печать 16.03. 2006

Формат 60x84 1/16. Бумага для множительных аппаратов.

Печать ризографическая. Гарнитура "Таймс".

Усл печ. л.1,63. Уч.-изд. л. 1,48.

Тираж 100 экз. Заказ Цена 2530 руб.




Редакционно-издательский отдел БГСХА

213407, г. Горки Могилевской обл., ул. Студенческая, 2

Отпечатано в секторе издания учебно-методической литературы и ризографии

г.Горки, ул.Мичурина, 5


^ 1. Цель и задачи учебной практики


Учебная практика по общей экологии является одним из этапов в учебном процессе при изучении курса по общей экологии с основами биогеографии. Продолжительность практики – 7 рабочих дней (42 часа). Она носит комплексный эколого-морфолого-систематический характер.

^ Цель практики: ознакомление студентов с биологическим сообществом естественных и созданных человеком экосистем.

Задачи практики:

- изучить основные компоненты экосистем;

- определить видовой состав входящих в экосистему организмов;

- описать местообитание живого сообщества;

- дать количественную оценку компонентов, слагающих экосистему;

- определить ярусность сообщества и распределение видов по ярусам;

- выделить доминантные, фоновые и случайные виды в сообществе;

- определить продуктивность экосистемы.


^ 2. Программа и организация практики


Для проведения практики студенты разделяются на группы по 5 – 7 человек. Каждая группа должна иметь тетрадь для записей, папку для сбора растений и материала, ручку, карандаш.

Студенты во время практики должны иметь соответствующую обувь и одежду, удобную для экскурсий.

Учебная практика начинается вводной лекцией о содержании и порядке проведения практики. Во время практики студенты изучают и описывают следующие экосистемы:

- хвойного леса;

- смешанного леса;

- лиственного леса;

- текучих вод;

- стоячих вод и болота;

- заливного и суходольного луга;

- зернового агроценоза;

- кормового агроценоза;

- технического агроценоза.

В последние дни практики студенты собирают материал для практических занятий по общей экологии с основами биогеографии и защищают отчет по практике.

Во время практики со студентами проводятся беседы об охране природы, об эколого-биологических особенностях различных экотопов, об адаптивных приспособлениях к условиям конкретных местообитаний.

В результате прохождения учебной практики студенты должны усвоить такие основные понятия, как популяция, вид, фитоценоз, зооценоз, микробоценоз, биоценоз, биотоп, экосистема.

Каждый студент в течение всей учебной практики ведет специальный дневник (тетрадь), в котором записывает ежедневно всю проделанную работу во время экскурсий и в аудитории. Дневник является одной из форм отчета по практике.

Обследования естественного фитоценоза проводятся на типичных участках растительного сообщества с заложением «станций», где описания выполняются наиболее подробно, и «точек» с сокращенным описанием.

На станциях растительный покров описывается подробно (как указано в разделах луговой и лесной растительности), на точках – сокращенно (название ассоциации, тип леса, вид улучшения).

Описание и картографирование контуров растительного покрова ведется путем осмотра и описания в натуре каждого выдела. При изучении крупных участков естественной растительности целесообразно проводить исследования методом пересечения территории поперек основных элементов рельефа параллельными рабочими ходами – маршрутами.

При описании растительности в поле проводятся границы контуров, которые основываются на следующих признаках:

1) однородности ботанического состава с учетом одних и тех же доминантов и субдоминантов;

2) однородности культурно-технического (хозяйственного) состояния территории;

3) расположении контура в пределах одного и того же типа местообитания (по положению в рельефе, однородности почвообразующих пород, условий увлажнения, типа и разновидности почвы).

Количество описаний на станциях и точках устанавливается (на 1000 га угодий, покрытых растительностью) в зависимости от категории сложности (табл. 1).


Т а б л и ц а 1. ^ Описание растительного покрова при почвенно-геоботаническом обследовании



Категории описания

Количество описаний по категориям сложности

III

IV

V

Полное (на станциях)

50

65

85

Сокращенное (на точках)

50

65

85


^ 3. Фитоценотическое обследование


Фитоценоз (растительное сообщество) – совокупность растений, совместно произрастающих на относительно однородной территории, характеризующихся определенным видовым составом, строением, взаимоотношением растений как друг к другу, так и к ус­ловиям окружающей среды (В.Н. Сукачев).

При изучении фитоценоза студент получает представление об ас­социации – основной систематической единице растительности.

Ассоциация – основная классификационная единица растительного покрова, которая характеризуется более или менее постоянным, т.е. повторяющимся на отдельных участках, комплексом видов, количественными отношениями между ними, продуктивностью и качеством урожая (белополевичная, пузырчато-осоковая, белополевично-погремковая). Ассоциации объединяются в группы ассоциаций.

Формация объединяет группы ассоциаций, господствующий ярус которых сложен одним и тем же доминирующим видом (злаковая, осоково-гипновая). Формации объединяются в группы и классы формаций.

^ Тип растительности объединяет формации, классы которых в господствующем ярусе сложены одной и той же биологической формой (травяная, мховая, древесная).

^ Фитоценотическое обследование включает следующие стадии работ:

Основными признаками растительного сообщества (фитоценоза) являются следующие: видовой состав – видовая насыщенность, доминанты, содоминанты, эдификаторы; покрытие – истинное и проективное, ярусность, комплексность, мозаичность.

Понятия, применяемые при фитоценотических исследованиях лесной растительности, известные под названием лесотипологических, приводятся в разделе "Картографирование лесной растительности".

Видовым составом называется число видов растений, слагающих сообщество. Различают простые составы, состоящие из одного или нескольких видов, и сложные – из многих видов.

Видовой насыщенностью сообщества называется количество видов растений на единице площади изучаемой территории.

Доминантами ассоциации (яруса) называются преобладающие виды растений по числу особей.

Содоминанты – сопутствующие доминантам растения.

Эдификаторы – доминирующие растения, которые определяют специфическую среду всего сообщества.

Покрытием называется вся площадь, покрываемая частями того или иного вида растений и всего сообщества в целом, выраженная в процентах, с точностью до 5%. Виды, участие которых менее чем 5% и более 3%, получают оценку "рассеянного" ("расс"); виды же, покрытие которых менее 3%, отмечаются как "единичные" ("ед").

Сумма процентов покрытия отдельных видов должна равняться общему проценту покрытия ассоциации. Причем все виды, отмеченные оценкой "расс" и "ед", вместе составляют 5%.

Истинным покрытием называется процент площади, занятой основаниями побегов растений.

Проективное покрытие – процент площади, покрываемой верхними частями всего растения.

Ярусностью называется вертикальное расчленение растительного сообщества по высоте особей.

Видовой состав растительного сообщества в горизонтальном распространении аналогично почвенному покрову часто не однороден и состоит из микрогруппировок, обуславливающих мозаичность или комплексность растительного покрова.

Мозаичность растительного покрова – горизонтальное расчленение внутри одного сообщества с наличием ведущего (эдификаторного) яруса, единого для всех фрагментов сообщества (пример, в сосново-лишайниковом лесу имеются различные участки мозаики с более сомкнутыми кронами, где на почве отсутствуют лишайники; участки с более разреженными кронами сосны, где кроме лишайников есть мох Шребера, и участки наиболее разреженного древостоя с пышным покровом одних лишайников).

Комплексом называют повторное чередование нескольких ассоциаций, ценозы которых занимают (каждый из них) небольшие участки, чередующиеся на геоморфогенетически однородной территории (пример, ассоциация сфагновых мхов с клюквой, подбелом на кочках верховых болот и чистых ассоциаций сфагновых мхов без названных растений, развивающихся в мочажинах этих же болот).

При описании экосистем обращают внимание студентов на различные жизненные формы растений по Раункиеру (приложение 1) и экологические группы растений (приложение 2).


^ 4. Картографирование луговой и травянистой

растительности


Обследование луговой растительности. Основной таксономической единицей при картографии травянистой растительности является ассоциация, выделяемая в пределах определенных типов местообитания и типов лугов.

Территория Республики Беларусь входит в лесную зону, где выделяются 15 классов и подклассов луговой растительности сенокосов и пастбищ, приведенных в приложении 3.

Описание луговой растительности выполняется в приведенной ниже последовательности: злаки, бобовые, осоковые, разнотравье, мхи. При этом определяется процент покрытия всех видов травянистых растений в отдельности и их общий процент, за исключением мхов. Процент покрытия мхами в общее покрытие травянистых растений не включается, а исчисляется самостоятельно. Поэтому общее покрытие всех ярусов покрова может быть более 100%.

Пример описания болотного пойменного луга:

1) лисохвост луговой – 35%,

2) костер безостый – 25%,

3) бекмания прибрежная – рас.,

4) канареечник тростниковый –

расс.,

5) пырей ползучий – расс.,

6) мятлик болотный – 10%,

7) осока лисья – ед.,

8) лютик ползучий – ед.,

9) вероника – 15%,

10) звездчатка болотная – ед.,

11) подмаренник цепкий – ед,,

12) валериана лекарственная – расс.,

13) гравилат речной – расс.,

14) гипновые мхи – 10%.

Общее покрытие описанной растительности равно 90%, Название ее – лисохвостово-кострово-верониковая (лисохвост луговой + костер безостый + вероника).

Если на выделенном контуре растительной ассоциации встречаются кустарники, пни, кочки, то производится их описание. При этом указывается вид, возраст, густота и средний диаметр отдельных кустов, количество и средний диаметр пней, количество и высота кочек. В соответствующие графы отчета записывается название типа местообитания, общий процент покрытия, название ассоциации (приложение 4).

Ассоциациям дается русское название по доминирующим растениям, причем на первое место ставится господствующее растение. Помимо этого в скобках записываются названия доминирующих растений со знаком плюс между ними в порядке убывания, т.е. первым ставится господствующее растение. Если хорошо выражена ярусность ассоциации, то записываются доминирующие растения по каждому ярусу в отдельности, и ярусы отделяются друг от друга через тире.

Существует несколько способов составления названия ассоциации. Наиболее применяемые из них следующие:

- по доминантам. Первое слово образуется от названия доминанта первого яруса (родовое название), второе – от названия субдоминанта нижнего яруса (видовое название). Это название дается по правилам бинарной номенклатуры, например, еловый лес с кислицей называют ельником-кисличником;

- постановкой главного доминанта в конце названия ассоциации в качестве прилагательного (кислицево-еловая ассоциация);

- по названию группового состава растительности по хозяйствен­ному значению. Если на учетной площади преобладают виды двух - трех групп, то в наименовании группового состава на последнем месте ста­новится название наиболее обильно преобладающей группы. Например, если в травостое преобладают бобовые и обильно встречаются злаки, то групповой состав будет злаково-бобовый;

- при названии ассоциации на латинском языке берется родовое название доминирующего вида верхнего яруса, к нему прибавляется окончание – etum, а к корню названия доминирующего вида нижнего яруса прибавляется окончание – osum. Например, ельник-кисличник будет называться Pinetum oxalidosum.

По характеру происхождения луга делят на естественные и искус­ственные. Естественные луга покрыты дикорастущими травами, а ис­кусственные представляют собой кормовые угодья, созданные путем посева многолетних кормовых трав.

Все растения луга по их кормовой ценности подразделяются на 4 хозяйственные группы:

- злаковые;

- бобовые;

- разнотравье.

На естественных природных лугах выделяют вредные и ядовитые растения.

Растения естественных лугов представлены преимущественно мно­голетними злаками. Более долголетними являются: костер безостый, овсяница луговая, лисохвост луговой, пырей ползучий, мятлик луговой и др. Эти виды трав способны произрастать на одном месте 6 – 8 лет. Кормовые злаки образуют побеги неодинаковой высоты. По длине по­бегов они условно делятся на 3 группы:

- низовые;

- верховые;

- полуверховые.

Низовые злаки характеризуются короткими (30 – 60 см) побегами, мелкими в незначительном количестве листьями, сосредоточенными к нижней части побегов. Типичными представителями групп низовых злаков являются мятлик луговой, полевица обыкновенная, овсяница овечья и др.

Верховые злаки отличаются сравнительно длинными (80 – 150 см) побегами, хорошей облиственностью. К этой группе злаков относят тимофеевку луговую, ежу сборную, костер безостый, пырей ползучий и др. Эта группа злаков образует на лугах верхний ярус.

Полуверховые злаки занимают по длине побегов промежуточное положение между верховыми и низовыми злаками. К этой группе от­носятся овсяница луговая, лисохвост луговой и др.

Существенное значение среди луговых растений имеют представи­тели семейства Бобовые – различные виды горошка, клевера и др. Бла­годаря живущим на корнях бобовых клубеньковым бактериям, усваи­вающим атмосферный азот, они улучшают структуру почвы, повыша­ют ее плодородие.

На влажных лугах основное место занимают осоковые, которые в значительной мере снижают качество травостоя.

Разнотравье на лугах представлено видами других семейств (люти­ковых, яснотковых, сельдерейных, астровых и др.), которые не играют существенной роли в жизни луга.

Луг как фитоценоз состоит из нескольких ассоциаций, которые формируются под воздействием определенных условий среды. Ассо­циация луга, ее физиономичность, видовой состав зависят от господ­ствующего вида верхнего яруса – эдификатора. Аспект ассоциации имеет сезонные смены. Смены аспекта зависят от различных фенологических фаз видов, составляющих эти ассоциации. Например, во время цветения лютиков луг имеет желтый аспект, в момент выхолащивания злаков – серовато-зеленый.


^ 5. Картографирование лесной растительности


Фитоценотическое исследование лесной растительности для различных целей называются лесотипологическими исследованиями.

Лес – это биологическая совокупность древесных растений и других разнообразных организмов, находящихся в тесном взаимодействии между собой и условиями среды, непрерывно изменяющихся по величине, форме, численности и содержанию под воздействием времени, климата.

К лесорастительным элементам леса относят: древостой (насаждение), ярус, подрост, подлесок, подгон, напочвенный покров.

Древостой представляет собой совокупность деревьев, образующих лес, Если деревья выращены искусственным путем, то совокупность деревьев, кустарниковой и травянистой растительности называется насаждением.

Ярус – древостой или совокупность древесных пород из числа подроста, достигших половины и более высоты главного полога леса. Разделение сложных насаждений на ярусы производится при полноте основного и второстепенных ярусов не менее 0,3. Ярус, имеющий меньшую полноту, таксируется как поколение или составляющая порода. Второй (третий) ярус выделяется при разнице в средней высоте от первого (второго) не менее чем на 20%; при этом высота нижнего полога насаждений составляет от 4 до 8 м, последний таксируется как ярус, если его высота составляет не менее 1,4 высоты первого яруса. Во всех остальных случаях, а также при высотах менее 4 м нижний полог насаждений таксируется как подрост.

Подрост – молодые древесные породы (главные и второстепенные) в возрасте более одного года, но еще не достигшие половины высоты материнского лесного полога и способные заменить старый древостой и быть объектом лесного хозяйства.

Подлесок – кустарники и отдельные древесные породы, которые из-за разных причин (биологические и климатические) не способны достигнуть высоты первого яруса древостоя.

^ Подгон – древесные и кустарниковые породы, участвующие в создании условий среды для улучшения роста главных пород.

Напочвенный покров – травянистая растительность, полукустарники, мхи, лишайники и грибы, влияющие в той или иной мере то положительным, то отрицательным образом на рост древесных пород, признаки леса.

Признаки леса – происхождение, форма, состав леса, бонитет, тип леса, возраст, полнота, густота, сомкнутость полога. Происхождение леса бывает естественное и искусственное. Естественные леса могут быть семенного и вегетативного происхождения. Вегетативный процесс возобновления включает порослевое, корнеотпрысковое, отводковое возобновление леса.

metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-i-prakticheskih-zanyatij-dlya-napravleniya-podgotovki-080200-62-menedzhment.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-marketing-dlya-studentov-specialnosti-080110-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet-v-pishevoj-promishlennosti.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-napravleniyu-tehnosfernaya-bezopasnost.html
metodicheskie-ukazaniya-dlya-vseh-stroitelnih-specialnostej-rotov-na-donu.html
metodicheskie-ukazaniya-ekaterinburg.html
metodicheskie-ukazaniya-forma-f-so-pgu-18-205-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskie-zagadki-russkoj-ikoni-xxxv-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sbornik-tezisov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-komi-dejstvuyut-pozhari-na-ploshadi-1867-ga-informacionnoe-agentstvo-regnum-06072011.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-subektivnoe-otrazhenie-obektivnogo-mira-neobhodimoe-cheloveku-zhivotnomu-dlya-togo-chtobi-aktivno-v-nem-orientiro-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-formisoprovozhdeniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-osnovnogo-i-srednego-obshego-obrazovaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikanskij-konkurs-rukopisej-v-oblasti-obrazovaniya-svoya-kniga.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-normativnie-dokumenti-obespechivayushie-realizaciyu-programmi-prepodavanie-po-mhk-v-201-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretij-god-viktor-gyugo-devyanosto-tretij-god-stranica-13.html
  • studies.bystrickaya.ru/konfucij-otchet-o-rabote-kolledzha-za-2006-2007-uchebnij-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezistentnost-organizma-pri-infekcii.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2009-goda-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/cenoobrazovanie-na-predpriyatiyah-pitaniya-ego-osobennosti-v-rinochnih-usloviyah.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-zarabotnoj-plati-i-formi-oplati-truda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ostrovskij-a-n-aleksandr-nikolaevich-ostrovskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-lozovyuk-anatomiya-sistem-upravleniya-kontentom-klassifikaciya-cms-i-rassuzhdeniya-ob-arhitekture-httpwwwhostinforu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/b3dv1-metodicheskoe-soprovozhdenie-podgotovki-uchashihsya-k-olimpiade-po-himii-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtoreferat-igrovoj-stretching-kak-sposob-povisheniya-gibkosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu-stranica-40.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnyaya-kontrolnaya-rabota-1-metod-matematicheskoj-indukcii-chislovie-posledovatelnosti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-m-nechaeva-ministerstvo-zanyatosti-truda-i-migracii-saratovskoj-oblasti.html
  • exam.bystrickaya.ru/yuridicheskie-lica-kak-subekti-grazhdanskih-pravootnoshenij-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazaniya-po-smazke-avtomobilya-zil-431410-metodicheskoe-posobie-k-kursovoj-rabote-po-discipline-ekspluatacionnie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rugih-yavlyaemsya-mi-sami-izmenenie-kursa-dollara-ili-ekonomicheskoj-obstanovki-v-celom-navyazano-vashej-organizacii-izvne-i-ona-vinuzhdena-predprinimat-otvetnie-me-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tretij-raund-elektivnij-kurs-mir-himii-9-klass-kurs-razrabotan.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-general-muravyovi-sankt-peterburgskaya-raznogolosica-skazanie-o-morehode-peredovshike-fyodore-shabaline.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-press-konferenciyu-dlya-zhurnalistov-provelo-rukovodstvo-habarovskoj-gorodskoj-dumi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-b-s-volkov-vmonografii-raskrivayutsya-ponyatie-i-yuridicheskie-priz.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soprotivlenie-rima-istoriya-hristianskoj-cerkvi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikanskie-sanitarno-gigienicheskie-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-dryu-k-istoriya-podvodnogo-shpionazha-protiv-sssr.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adaptive-keruvannya-malim-bznesom-v-rinkovih-umovah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-k-testam-uchebnoe-posobie-dlya-podgotovki-k-testirovaniyu-novocherkassk-2007.html
  • education.bystrickaya.ru/12-specifika-supruzheskoj-kommunikacii-empiricheskoe-issledovanie-vzaimosvyazi-mezhdu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-2-klassa-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravilo-standart-n-17-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-23-sentyabrya-2002-g-n-696-ob-utverzhdenii.html
  • klass.bystrickaya.ru/avstraliya-v-obektive.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.