.RU

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по решению профессиональных...


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студенты должны знать:

- основные современные аспекты и научные направления в области технологии решения профессиональных задач;

- перспективы развития теории и практики организации психолого-педагогического взаимодействия в процессе обучения, воспитания и развития детей, об основах учета возрастных особенностей детей в профессиональной деятельности педагога;

- основные термины и определения по проблеме психолого-педагогической деятельности, рассматриваемой в форме процесса непрерывного решения профессиональных задач;

- особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога; классификацию педагогических задач, решаемых в педагогической системе; о сущности метода наблюдения, способах его осуществления на практике, порядке разработки программы наблюдения; об основах опросного метода, его содержании и методике использования при решении психолого-педагогических задач; об основах психолого-педагогической диагностики, ведущих подходах по реализации диагностических процедур, порядке анализа и диагностики поступков; о технологии подготовки и проведения беседы как индивидуальной формы психолого-педагогической деятельности; о возможностях и условиях применения коллективных форм психолого-педагогической деятельности.

Студенты обязаны владеть следующими умениями и навыками:

- овладение умениями практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов диагностирования (наблюдения и опроса);

- планирования и проведения индивидуальных и коллективных форм психолого-педагогической деятельности;

- осуществление контроля эффективности выполняемых мероприятий;

- получение опыта практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- реализация основных форм и методов психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

1) соотносить и связывать учебный материал и систему работы по подготовке детей к школьному обучению с основными положения ми психологии и педагогики;

2) пользоваться наиболее эффективными методами и приемами подготовки детей к школьному обучению;

3) планировать учебный материал по подготовке детей к обучению в школе;

4) организовывать групповое и индивидуальное обучение детей при подготовке их к школе;

5) использовать наглядные пособия и технические средства обучения при подготовке детей к школе;

Курс «Практикум по решению практических задач» завершается сдачей зачета, который включает подготовку студента по вопросам изученной дисциплины. Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение самостоятельной работы по каждой теме курса, изучение дополнительной литературы и составление конспектов. Система контроля усвоения учебного материала предполагает сочетание традиционных и инновационных методов, в частности психолого-педагогическое тестирование.


^ Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятие о педагогической деятельности как процессе непрерывного решения профессиональных задач.

  2. Классификация педагогических задач, решаемых в педагогической системе.

  3. Структура решения педагогических задач.

  4. Педагогическая ситуация. Проблемная ситуация.

  5. Педагогическая деятельность: профессиональная и непрофессиональная.

  6. Педагогические и функциональные задачи.

  7. Профессиональное и непрофессиональное решение педагогической задачи.

  8. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

  9. Основы творческого конструирования педагогического процесса

  10. Использование метода наблюдения в деятельности педагога-психолога: общие понятия о методе наблюдения.

  11. Планирование и содержание наблюдения.

  12. Метод опроса в профессиональной деятельности педагога-психолога: Опрос как метод получения первичной психолого-педагогической информации.

  13. Интервьюирование и анкетирование как основные формы опроса.

  14. Прогнозирование и проектирование образовательного процесса

  15. Понятие «педагогическая технология», классификация ПТ

  16. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

  17. Методы психодиагностики младших школьников

  18. Методы диагностики подростков и юношей

  19. Психодиагностика взрослых

  20. Активные методы обучения

  21. Приемы психолого-педагогического взаимодействия и технология их применения в практической деятельности: Классификация приемов психолого-педагогического взаимодействия.

  22. Приемы психолого-педагогического взаимодействия на основе педагогического требования.

  23. Учет возрастных особенностей детей в технологии применения приемов психолого-педагогического взаимодействия.

  24. Технология подготовки и проведения беседы как индивидуальной формы психолого-педагогической деятельности: Основные характеристики метода беседы.


^ Контрольные задания

Задание 1

Каждому студенту подобрать 2–3 ситуации и поставить на основе их анализа соответствующие оперативные (тактические, стратегические) педагогические задачи.

Для подбора ситуаций обратитесь к опыту педагогов-новаторов (см: Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова.– М., 1990).

Используйте в качестве ориентира схемы постановки и анализа педагогических задач, предложенные Л.Ф. Спириным.

Схема анализа решения педагогических задач (Спирин Л.Ф.)







Диагностика объекта и субъекта

воспитания школьника (или группы школьников)

Целеполагание

Проблемность задачи

Оценка постановки задачи

^ АНАЛИЗ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ


































Выбор способа решения задачи

Программирование действий

школьников

Программирование действий

воспитателей

Программирование педагогической

информации

Оценка программирования

АНАЛИЗ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ


































АНАЛИЗ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ










Действие воспитателей

Действие воспитанников

Оценка педагогических действий


































Направленность личности СВ

Нравственные качества СВ

Интеллектуальные качества СВ

Эмоционально-волевые качества СВ

Умение СВ

Задачи профессионального совершенствования

ДИАГНОСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
^ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА
ВОСПИТАНИЯ –
ПЕДАГОГА





Задание 2

Подберите ситуации, раскрывающие деятельность мастеров педагогического труда. Оцените их решения и действия по критериям оптимальности. Охарактеризуйте воспитательные отношения (педагогика сотрудничества).


Задание 3

Проведите анализ решения педагогической задачи в предложенной преподавателем ситуации. Выполните разработку программ решения педагогических задач в письменном виде, используя методику анализа педагогических ситуаций. Основные этапы этого процесса:

– выявление педагогической системы и ее анализ;

– диагностика объекта воспитания;

– выдвижение и обоснование целей воспитания и развития личности, коллектива;

– определение исходных условий и проблемы решения задачи;

– формулировка педагогической задачи в целом;

– анализ педагогических действий;

– характеристика и оценка практических действий воспитателя и воспитуемых, их отношений с точки зрения оптимальности решения педагогических задач.


Задание 4

Подготовьте конкретную ситуацию из собственного опыта или школьной жизни, дайте ее анализ, раскройте конкретный прием решения, оцените его педагогическую значимость.

Обсуждение ситуации проводится в следующей (примерной) последовательности:

1. Описание сложной педагогической ситуации с выделением сути конфликта.

2. Анализ позиции каждого участника. Возможные мотивы, причины действий.

3. Прием, использованный педагогом для разрешения ситуации. В чем его суть, каков результат?

4. В чем достоинства, недостатки данного приема?

5. Содержались ли в действиях педагога элементы риска? Был ли он оправдан?

6. В какой мере разрешение сложной педагогической ситуации совпадало с нормами педагогического такта? Если были отклонения, то можно ли их в данной ситуации оправдать?

Рекомендуемая литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.– 192 с.

  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.– 304 с.

  3. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. – М.: Просвещение, 1987.– С. 58–134.

  4. Куриленко Г.М. Задачи и упражнения по педагогике. – Минск: Высшая школа, 1978.

  5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого.– М.: Роспедагенство, 1995.– 638 с.

  6. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1990.– 544 с.

  7. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. – М.: Педагогика, 1983.

  8. Хамидуллин М.Г., Мочалова Н.М. Введение в педагогическую профессию.– Казань: КГУ, 1998.– 78 с.

  9. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.– Педагогика, 1990.


Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

1. Задание

Соответствие между методом исследования и его содержанием:

интроспекция

наблюдение за самим собой

проективные тесты

совокупность рисуночных методик

биографический метод

особенности развития способностей (одаренность, талант, гениальность)

лонгитюдный метод

исследование испытуемого в течение длительного времени

2. Задание

Лонгитюдное исследование - это:

 кратковременное исследование психических функций

 исследование в условиях лаборатории

 длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых

 исследование с помощью опроса.

3. Задание

Психологический тест - это:

 метод направленный на измерение психологических функций

 разновидность метода эксперимента

 вид наблюдения

 метод моделирования.

4. Задание

Соответствие между психологическим методом и его проявлением:

естественный эксперимент

исследование, проводимое в привычных для испытуемого условиях

лабораторный эксперимент

исследование, проводимое в специально созданных условиях

включенное наблюдение

психолог является непосредственным участником событий

метод анализа продуктов деятельности

анализ особенностей рисунков, лепки, конструирования и т.д.

5. Задание

Интроспекция:

 является первым методом научной психологии

 подвержена субъективизму

 не позволяет изучать психику детей и животных

 характеризуется надежностью

 характеризуется валидностью

6. Задание

Наиболее эффективная форма проведение экспериментального исследования с ребенком-дошкольником:

 игры

 опроса

 обучения

 тренировки

7. Задание

Метод исследования развития ребенка считающийся наиболее распространенным и надежным, с точки зрения получения наиболее достоверной информации:

 опрос

 тестирование

 проективный метод

 эксперимент

8.Задание

Тесты, предназначенные для исследования взрослых, имеющие детские аналоги:

 Кеттел

 Векслер

 Розенцвейг

 Айзенк

 Люшер

 СМОЛ

9. Задание

Возрастная категория, которую психологи относят к маргинальной группе:

 подростки

 пожилые люди

 младшие школьники

 зрелые люди

10. Задание

Дифференцированное отношение к разным учителям у ребенка возникает в возрасте:

 подростковом

 младшем школьном

 дошкольном

 раннем детстве

11.Задание

Соответствие функционального компонента педагогической деятельности и его содержания:

Гностический

Сфера знаний педагога

Проектировочный

Стратегическое содержание деятельности

Конструктивный

Способность к конструированию собственной деятельности

Организаторский

Способность организовывать свою деятельность и учащихся

Коммуникативный

Специфика взаимодействий с учащимися



^ Словарь основных терминов

АВТОРИТЕТ - влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

ДАПТАЦИЯ - приспособление органа, организма, личности или группы к изменённым внешним условиям.

АКМЕОЛОГИЯ - раздел психопедагогики взрослых, изучающий проблемы оптимизации и использования интеллектуально-творческих воз­можностей людей зрелого возраста.

АКСЕЛЕРАЦИЯ - отмеченное за последние 100 -, 150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подрос­тков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в бо­лее ранних сроках полового и психического созревания по сравнению с предыдущими поколениями.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы обучения, при ис­пользовании к-рых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ - выполнение действий, состоящих в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или крат­ковременной для последующего использования его при узнавании, при­поминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении.

^ АНАЛИЗ УРОКА - разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ - комплексная оценка уровня квали­фикации, педагогического профессионализма и продуктивности деятель­ности работников образовательных учреждений.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность способностей, устано­вок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего прира­щения и обогащения.

БИОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - абсолютизация биологических факторов в понимании развития личности.

БИХЕВИОРИЗМ-направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность ре­акций организма на стимулы внешней среды.

^ ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - один из элементов самоуп­равления в школе. Включает систематическое и глубокое изучение учеб­но-воспитательного процесса и труда учителя, оказание ему своевремен­ной помощи.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА -одна из разновидностей условной боль­шой Г. людей, объединяемых по признаку возраста.

ВОСПИТАНИЕ- 1) в социальном, широком смысле - функция об­щества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляе­мое всем социальным устройством: общественными институтами, орга­низациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, се­мьёй и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле - специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осу­ществляемый педагогами в; учебно-воспитательных учреждениях и на­правленный на развитие личности; 3) передача общественно-историчес­кого опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ - формирование гражданствен­ности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически; социально, нравственно и политически деес­пособным.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ - составная часть единого про­цесса общественного В.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬ­НОЕ, Стержнем всего гражданского В. являются патриотизм и интерна­ционализм (Б.Т. Лихачёв). Сущность понятия «патриотизм» включает в себя лкзбовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за истори­ческие свершения своего народа.

^ ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЕ - формирование граждан правового сознания и правопослушного поведения, органическая составная часть гражданского В.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ - составная часть процесса В. подрас­тающего поколения, система педагогических воздействий, направленных на формирование у уч-ся добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду, а также умений и навыков общей трудовой культуры.

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ - целенаправленная, чётко органи­зованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортив­ной деятельности уч-ся.

ВОСПИТАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. Закономерности воспита­тельного процесса обусловлены закономерностями В. как общественно­го явления, а также закономерностями развития личности.

ВОСПИТАНИЯ МЕТОДЫ - совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, к-рые используются в процессе образования личностных качеств для развития потребностно - мотивационной сферы и сознания уч-ся, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и усовершенствования.

^ ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВА -конкретные мероприятия или фор мы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.) виды деятельности уч-ся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, кар­тины и т.д.).

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ - навязчивые ритуализированные действия, сказывающиеся на поведении ребёнка, его физическом развитии.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: 1) образование, содержание к-рого сагитировано на подготовку работников сложных видов труда, выпол­няющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников; 2) уровень образования, получаемый на базе сред-то в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально придви­жения, возникающие вследствие поражения коры головного мозга.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ - документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получен образования; устанавливаются государственным законом, разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 10 лет, если в это время не проводится школьная реформа.

^ ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - философская и социально-по­литическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве выс­шей цели образовательной деятельности.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в современ­ной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х гг. XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии.

^ ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активное взаимодействие с окружающей действи­тельностью, в ходе к-рого живое существо выступает как субъект, целе­направленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ — один из видов деятельности, в ос­новном предшествующий трудовой Д. и направленный на усвоение зна­ний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться, приме­нять полученные знания на практике, т.е. развиваться.

ДИДАКТИКА - это область педагогики, исследующая закономер­ности процесса обучения; теория обучения. Д. определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие зако­номерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путём самооб­разования. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий».

^ ДИДАКТИЧЕСКИЙ (УЧЕБНЫЙ) МАТЕРИАЛ - особый тип на­глядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - основополагающие требова­ния к практической организации учебного процесса.

ДИСПУТ (в школе) - одна из форм работы со старшеклассниками, действенное средство нравственного воспитания и развитая мышления уч-ся.

ДИСЦИПЛИНА (школьная) т- соблюдение уч-ся правил поведения в
школе и вне её, чёткое и организованное исполнение ими своих обязанно­стей, подчинение общественному долгу. Школьная Д. - одна из форм об­щественной Д.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - важное нравственное качество, к-рое характеризуется ответственным отношением к делу, развитым чув­ством долга, высокими требованиями к поведению - своему собственно­му и др. людей.

^ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ - разновидность самостоятельной рабо­ты школьника. В первом классе задания на дом не задаются на протяже­нии всего учебного года.

ЗАДАНИЯ УЧЕБНЫЕ - разнообразные по содержанию и объёму виды самостоятельной учебной работы, выполняемые уч-ся по указанию педагога, неотъемлемая часть процесса обучения и важное средство его активизации.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание и обуче­ние; определение целей воспитания и обучения; разработка содержания воспитания и обучения; исследование методов и технологий воспитания и обучения.

ЗНАНИЯ - результаты процесса познания действительности, отра­жающие её в сознании человека в виде представлений, понятий, сужде­ний, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т.д.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип отечественной педа­гогики, согласно к-рому в учебно-воспитательной работе в классе дос­тигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основан­ное на знании его черт личности и условий жизни.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - комплекс мер по преоб­разованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение

КОЛЛЕКТЙВ — группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социальной деятельности высокого уровня развития.

КОЛЛОКВИУМ -1) форма учебного занятия в высшей школе, орга­низованная как собеседование преподавателя с обучающимися с целью безоценочного выяснения уровня их знаний; 2) собрание учёных, на к-ром заслушиваются и обсуждаются доклады определённой тематики.

^ КОМИССИИ УЧЕНИЧЕСКИЕ (в школе) - постоянные и времен­ные органы, создаваемые ученическим комитетом школы для реализации функций самоуправления.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ (ИНФОРМАТИЗАЦИЯ) ОБУЧЕНИЯ -одно из направлений научно-технического прогресса в образовании, име­ющее- целью оптимальное использование электронной: вычислительной техники (включая персональные компьютеры) на всех стадиях обучения всеми его участниками. Основная цель К.о. - подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизированном обществе, где доминирую­щее место в деятельности людей» в т.ч. и в учебной, занимают процессы, связанные со сбором, хранением, систематизацией и обработкой инфор­мации, с использованием современных информационных технологий и средств.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (в школе) - письменные, графические практические работы, выполняемые уч-ся –при проверке их знаний, уме­ний и навыков.

КОНТРОЛЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ - это система последователь­ных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получе­ния данных об успешности обучения, эффективности учебного процес­са.

КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫЕ - совокупность обобщённых положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процессам также особен­ностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

^ ЛЕКЦИОННОЙ МЕТОД - один из Основных методов преподава­ния в вузе, состоящий в систематическом изложений преподавателем раз­дела науки или учебного курса, в ходе к-рого студенты изучают важней­шие проблемы и вопросы данной науки, её основные факты и закономерности.

ЛЕКЦИЯ - систематическое, последовательное, монологическое из­ложение педагогом ректором) учебного материала, как правило, теоре­тического характера.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД - последовательное отношение педаго­га к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответствен­ному субъекту воспитательного взаимодействия.

МЕТОД- в самом общем значении - способ достижения цели; сово­купность определённых правил, приёмов, норм познания и действия. Ос­новная его функция - организация и регуляция деятельности в любой её форме, а не только научной.

^ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - способы взаимосвязанной деятельности педагога и уч-ся, при к-рой уч-ся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их личностные качества и способности, формируется науч­ное мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к трудовой жизни.

МЫШЛЕНИ ТВОРЧЕСКОЕ - один из видов М., характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продуктами ново­образованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

НАУЧЕНИЕ - процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - стадийный и целостный в сво­их элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира; целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний", умений и на­выков, получаемых в общих и специальных учебно-воспитательных уч­реждениях, а также путём самообразования.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - высокая степень отставания школьников : учении, при к-рой ученик за отведённое время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами на удовлетворительном уровне.

ОБРАЗОВАНИЕ. При всей распространённости и, казалось бы, ус­тойчивости понятия «образование» смысл, вкладываемый в него, всё ещё требует серьёзного научного анализа и обоснования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - основное звено системы непрерывного образования, учреждение, осуществляющее образователь­ный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных про­грамм и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный педагогический процесс органи­зации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности уч-ся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, разви­тию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

ОЦЕНКА - определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения уч-ся знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и со­стояния дисциплины.

ПЕДАГОГИКА - наука о сущности развития и формирования че­ловеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - 1) гуманистический характер образования; приори­тет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уваже­ние к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Роди­не, семье; 2): единство федерального (республиканского) Культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образова­ния национальных культур, региональных культурных традиций и осо­бенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступ­ность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) свет­ский характер образования в государственных и муниципальных учреж­дениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, го­сударственно-общественный характер управления образованием.

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - система базо­вых идей, к-рые необходимо реализовать в процессе конструирования си­стемы образовательных учреждений, сопровождающих человека в раз­личные периоды его жизни.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к-рого он приобщается к объективным про­тиворечиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания

^ РАСПИСАНИЕ УРОКОВ - документ, определяющий педагогичес­ки целесообразную последовательность учебных занятий в классе на каж­дый день учебной недели и конкретизирующий т.о. учебный план.

САМОКОНТРОЛЬ - осознание, оценка и регулирование субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появле­ние и развитие определяется требованиями общества к поведению чело­века.

САМООБРАЗОВАНИЕ - образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обу­чения в образовательном учреждении.

САМООЦЕНКА—ценность, значимость, к-рой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образова­тельных стандартов различного уровня и направленности; сети реализу­ющих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием я подведомственных им учреждений и организаций.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - один из факторов экономичес­кого и социального прогресса, ориентированный на: обеспечение само­определения каждой личности, создание условий для её самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государ­ства.

ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - совокупность приёмов и средств, направленных на чёткую и эффективную организацию учебных занятий.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) - технические ус­тройства, помогающие педагогу обеспечивать уч-ся учебной информа­цией, управлять процессами запоминания, применения и понимания зна­ний, контролировать результаты обучения и т.д.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – совокупность форм, методов, при­емов и средств передачи социального опыта, а также техническое осна­щение этого процесса.

УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его ус­воения.

УСПЕВАЕМОСТЬ - степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с т. зр. их полноты, глубины, созна­тельности и прочности.

^ УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - основной до­кумент, определяющий порядок функционирования образовательного учреждения (ОУ), в к-ром обязательно указывается: наименование, мес­то нахождения, статус ОУ; учредитель; организационно-правовая фор­ма ОУ; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых об­разовательных программ; основные характеристики организации обра­зовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятель­ности ОУ.

УЧЕБНИК - книга, излагающая основы научных знаний по опреде­лённому учебному предмету в соответствии с учебной программой и пред­назначенная для целей обучения.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ в школе - специально изготовленные и на­туральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - внешнее выражение согласованной деятель­ности учителя и уч-ся, осуществляемой, в определённом порядке и режи­ме.

ЭКСКУРСИЯ - одна из форм образовательно-воспитательной ра­боты с детьми, дающая возможность изучать предметы или явления в ес­тественной обстановке (природа, исторические места, предприятия, уч­реждения, музеи, выставки и т.д.).


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-discipline-tehnologiya-neorganicheskih-veshestv-dlya-specialnosti-stranica-10.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-discipline-tehnologiya-neorganicheskih-veshestv-dlya-specialnosti-stranica-7.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-discipline.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnosti-230106-tehnicheskoe-obsluzhivanie-sredstv-vichislitelnoj-tehniki-i-kompyuternih-setej.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnosti-2505-pererabotka-nefti-i-gaza-salavat2000-stranica-15.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnosti-2505240404-pererabotka-nefti-i-gaza.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-po-ugolovnomu-pravu-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-17-poryadok-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-na-uchastie-v-konkurse.html
  • college.bystrickaya.ru/3-spisok-literaturi-rabochaya-programma-disciplina-muzejnaya-pedagogika-specialnost-100103-00-socialno-kulturnij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-toksikologiya-sostavlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-vuzovskij-komponent-opf.html
  • student.bystrickaya.ru/23-kitajskaya-klassicheskaya-kniga-peremen-kurs-lekcij-chelyabinsk-izdatelskij-centr-yuurgu-2009-bbk-yu30-ya7-b484.html
  • school.bystrickaya.ru/22-tematicheskij-obzor-oblastnih-zakonov-prinyatih-orlovskim-oblastnim-sovetom-narodnih-deputatov-soziva-2007-2012-gg-v-2007-godu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/planeti-zemnoj-gruppi-chast-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-i-motivi-obraza-avtora-v-romane-vv-nabokova-drugie-berega-chast-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-desyataya-allan-kardek-kniga-duhov.html
  • learn.bystrickaya.ru/geotektonika-laboratornij-praktikum-g-ya-abramovich-v-a-belyaev-irkut-gos-un-t-irkutsk-izd-vo-igu-2010-49-s.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazvanie-programmi-prishkolnij-lager-literaturno-kraevedcheskogo-napravleniya-istemi-organizaciya-zayavitel.html
  • control.bystrickaya.ru/chas-tihogo-chteniya-metodicheskie-rekomendacii-k-provedeniyu-vospitatelnih-meropriyatij-4-ustnij-zhurnal-4.html
  • education.bystrickaya.ru/222kazahskij-yazik-v-altajskom-krae-a-otchet-ekspertov-po-hartii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/titulnij-list-posobie-dlya-izdatelya-2-e-izdanie-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-seminara-treninga-organizaciya-byudzhetnogo-processa-v-selskih-poseleniyah.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-baspasz-reliz-azastan-respublikasini-ltti-orinan-blngen-arazhatti-zhmsaluin-bailau-turali.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sanskrit-yazik-nashih-predkov-ariev35-duhovnayaistori-ya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-v-rossii-chast-11.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aladishkin-i-v-zagadki-izdatelstva-individ.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-k-ariz-71b-75-vladimir-petrov-istoriya-razvitiya-algoritma-resheniya-izobretatelskih-zadach-ariz-informacionnie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-obrazovatelnimi-uchrezhdeniyami-na-temu-vidi-dokumentov-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-i-ih-klassifikaciya.html
  • klass.bystrickaya.ru/79-otdel-ekonomiki-obrazovaniya-plan-raboti-upravleniya-altajskogo-kraya-po-obrazovaniyu-i-delam-molodezhi-na-2010-god.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-spartakiadi-doprizivnoj-i-prizivnoj-molodezhi-bateckogo-rajona-2012-goda-posvyashennoj-dnyu-pobedi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iskusstvo-vojni-charlza-vonga-neomarksistskaya-ekonomicheskaya-sociologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyudi-menyayutsya-kogda-nadevayut-nos-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-ifaktor-aladdina-the-aladdin-factor-by-jack-canfield-and-mark-victor-hansen-n-y-the-berkley-publishing-group-1995.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-50-rassledovanie-dolzhnostnih-prestuplenij-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • urok.bystrickaya.ru/povestvovanie-o-petre-pervom-o-delah-ego-i-spodvizhnikah-na-severe-po-dokumentam-i-predaniyam-napisano-stranica-17.html
  • esse.bystrickaya.ru/putin-vruchil-vosem-grantov-russkogo-geograficheskogo-obshestva-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-10042012.html
  • spur.bystrickaya.ru/mazurenko-aleksej-efimovich.html
  • report.bystrickaya.ru/k-minimumu-soderzhaniya-i-urovnyu-trebovanij-k-specialistam-dlya-prisvoeniya-dopolnitelnoj-kvalifikacii-ekonomist-po-mezhdunarodnoj-sisteme-buhgalterskogo-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-informacionnih-tehnologii-pri-modelirovanii-biohimicheskih-reakcii-v-processah-polimerizacii-aktina.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-7-emocionalnoe-sostoyanie-priemi-samoregulyacii-programma-kursa-po-viboru-dlya-uchashihsya-9-klassov-postroj-svoyu-kareru.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-avtomatizacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-lichnoe-tvorchestvo-voprosi-tehnicheskogo-haraktera.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.