.RU

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан - страница 3



 

Задачи и упражнения в курсе ОИВТ

 

Задача включает:

      Требование (цель).

      Условие (известное).

      Искомое (неизвестное).

^ Задача познавательная – задача, решение которой обращено на получение новых знаний с помощью уже известных способов решения.

Задача практическая – обращена на нахождение новых результатов известными способами.

Особенность курса инф-ки – преобладание познавательных задач.

Система задач должна иметь практическую направленность. Это связано с тем, что задачи с формальным условием способны воспринимать лишь те учащиеся, которые имеют навыки формального мышления. Эти задачи хороши для тех уч-ся, которые воспринимают деятельность по составлению алгоритмов, как естественную и уже имеют развитую степень алгоритмизации программирования.

Естественно, они скучны, хотя они важны, но вводятся в такой отвлечённой форме, они должны в подходящий момент. Поэтому, при изучении основ алгоритмизации, желательно брать конкретные задачи.

Формирование алгоритмического мышления – один из важнейших курсов ОИВТ. Трудность достижения заключается в том, что сложно сформировать образ специфической мыслительной деятельности. Так, в других предметах школьного курса реш-ие задачи сводится к отысканию нужного алгоритма и точного его выполнения. В предмете же информатики, решение задачи, как правило, заключается в составлении алгоритма, обосновании его истинности и т. д., т. е. это творческая работа.

2 пути формирования алгоритмич-ого мышления:

1. Постоянная умственная работа (должны как можно больше решить алгоритм задач) для этого необходимо:

а) задачи должны вводиться в порядке возрастания трудности;

б) новые средства алгоритмического языка должны вводиться только тогда, когда старых средств недостаточно, а решение простой задачи должно указать путь решения более сложной.

2. Применение идей структурированного программирования.

Конкретно – метод последовательной детализации. Он полезен в плане воспитания учащихся, поскольку развивает умение планировать свои действия при решении сложных задач. Чем реальнее б/введён этот метод, тем лучше. Суть метода – разбить задачу на более простыеэлементы.

Эффективная форма работы с алгоритмами – это их пошаговое исполнение. Наибольший эффект достигается, когда в кач-ве исполнителя используется не ЭВМ, а человек, а все данные точно протоколируются на доске, т. е. получается ролевая игра.

Этапы решения задачи на ЭВМ

Решение любой задачи – процесс весьма трудоёмкий, он требует знания из различных областей наук (математики, программирования, архитектура ЭВМ).

Решение любой задачи явл. процессом обработки исходных данных для получения результатов. Если в качестве обработчика выступает ЭВМ, то процесс м/разбить на этапы:

1.      постановка задачи (определение цели решения задачи, формулировка условия, можно ли применить ЭВМ);

2.      Разработка метода решения (разработка матем-ой модели, );

3.      Составление алгоритма решения (выбор метода алгоритма, выбор формы записи алгоритма, проектирование алгоритма);

4.      Программирование (выбор ЯП, запись алгоритма на ЯП);

5.      Тестирование и отладка (синтаксич-ая отладка, анализ результатов тестирования);

6.      Эксплуатация алгоритма (оформление решения задачи в тетради, анализ результатов решения);

7.      Сопровождение (доработка программы, корректировка документации);


Тема 10. Профильные курсы информатики ориентированные на программирование и информационные технологии.

Методика обучения структурному программированию. Требования к знаниям и умениям учащихся. Тематическое планирование курсов программирования на Паскале. Методика обучения обработке текстовой, графической, числовой информации. Требования к знаниям и умениям учащихся.

^ Принципы дидактики в контексте преподавания информатики.

 

1. Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности учащегося. В информатике пока нет четкого деления на высшую и низшую, сильны внутрипредметные связи, любое понятие из «большой» информатики находит свои аналогии в информатике как школьном предмете. Безусловно, фундаментальными являются понятия «информация», «алгоритм», «исполнитель». С первыми двумя всё довольно ясно. Понятие «исполнитель» более многослойно и выполняет в информатике еще несколько функций:

1) это дидактическое средство для придания процессу исполнения алгоритмов наглядности (например, «робот», «чертежник», «черепашка» и др.);

2) это понятие, позволяющее с единых позиций трактовать многие вопросы. Например, «робот» - исполнитель над графикой, редактор – исполнитель над текстами, ОС - исполнитель над файлами и т. д.;

3) устройство компьютерной модели любого исполнителя, которое можно раскрыть с целью формирования компьютерной образованности.

Компьютерную модель всякого исполнителя можно понимать в терминах объектно-ориентированного программирования (ООП) как модуль или объект. Конструкция «утв», введенная в учебном алгоритмическом языке (УАЯ), принадлежит к «завтрашнему программированию». Проясняя ученику и учителю, что является истиной в данном месте алгоритма, она вводит в обучение аппарат доказательного программирования (пред- и постусловия, инварианты). В языке Си, Паскаль она пока не реализована, но легко моделируется ветвлением. Современными средствами УАЯ являются структурность записи алгоритмов, типизация данных.

Научность обучения подразумевает также современность методов обучения, что применительно к информатике означает прежде всего, моделирование в самом широком смысле, исследовательскую деятельность учащегося.

2. Последовательность и цикличность. При буквальном понимании последовательности предполагается, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку или может быть представлен в виде дерева, где нет порочных логических кругов, и повторение идет лишь как закрепление материала. В информатике это невозможно, сильные межпредметные связи, «прочность» содержания не позволяют «выпрямить» материал и изучить, например, команды цикла в один прием. Их смысл и сложность восприятия сильно зависят от типа данных.

Еще А. П. Ершовым была предложена реализация принципа последовательности в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащаясь во все новых контекстах. Если для других дисциплин это желательный путь, то для информатики – просто необходимость.

3. Сознательность усвоения и деятельности. В традиционном понимании сознательность – это полное понимание учащимся содержания и средств своей деятельности, что не всегда достигается и в других дисциплинах. Но компьютер, будучи сложнейшим продуктом цивилизации, заранее вынуждает ограничивать эту сознательность целями обучения. Едва ли можно за ограниченное время доступно и полно рассказать обо всех процессах, происходящих в компьютере. Важно сформировать у учащегося несколько взаимодополняющих точек зрения на разные ситуации, что в совокупности и дает общую картину, а главное – многостороннее знание. Важно правильное использование этого знания при формировании плана дальнейших действий. Здесь решающее значение имеет уровень знаний учителя и умение отобрать, ограничит материал. Так сильный студент на педпрактике может «завалить» учащихся разнообразными сведениями об ЭВМ и ПО если не выделит главного.

4. Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение уровней обучения и работы за компьютером. Наличие уровня простого использования -- практика с готовыми ПС обеспечивает доступность этого уровня для всех учащихся (так например, важная и трудная задача может быть начата с практического исследования).

5. Наглядность содержания и деятельности. Наглядность – неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания самого понятия «информация». Именно потому на информатике постоянно обращаются к блок-схемам, что они наглядно представляют и структуру алгоритма, и процесс его исполнения. Динамичность изображения, при работе на компьютере, подключение звука и цвета расширяют само понимание наглядности. Наглядной может быть и демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.

6. Активность и самостоятельность как условие и цель. Активность учащегося реализуется через его деятельность. При изучении других дисциплин педагог работает в прямом контакте с обучаемыми, видит их реакцию, реагирует сам. В информатике возможна работа ученика один на один с компьютером, поэтому активность ученика является не только целью, но и необходимым условием успешности обучения. Активность следует из интереса к учению, но при этом важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения. В начале обучения активизирует работу учеников совместная деятельность (ученики садятся по двое за одним компьютер, при этом уменьшается неуверенность, возникает диалог, происходит взаимное обучение).

Самостоятельность учащегося также является целью и условием успешного изучения информатики. Самостоятельность ведет к большей продуктивности обучения, умению самому находить выходы из затруднительных ситуаций, пользоваться литературой и компьютерными средствами помощи. Признаком высокой степени самостоятельности является «самоозадачивание», поисковая деятельность за компьютером.

7. Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций.

8. Индивидуальность и коллективность обучения. Эти два понятия дополняют друг друга, особенно в информатике. Только организовав устойчивую коллективную работу можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. В этом отношении компьютер – дидактически двойственный инструмент. Обучающие или готовые программы способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с программой -- все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.

При работе учащихся вдвоем за компьютером могут сложится устойчивые отношения типа «работник – указчик», поэтому учащихся надо менять время от времени местами и ролями.

9. Эффективность учебной деятельности. Этот принцип предполагает оптимизацию усилий педагога и ученика. Это требует, прежде всего, отсутствия постороннего содержания в их деятельности. При дефиците машинного времени эффективность работы за компьютером должна обеспечиваться предварительной подготовкой учащегося. Эффективность должна подчиняться целям обучения.

10. Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению информатика превосходит даже уроки труда. Почти без материальных затрат учащиеся могут подготовить для учителя, класса, например, раздаточный материал, заполнить базу данных по школьному обучению, по библиотеке и т. д.

Другой аспект – это связь теории и практики при изучении собственно информатики. Так, теория объясняет или предсказывает результат опыта (запуск алгоритма на компьютере), а практика (работа на компьютере) служит средством проверки теории и источником гипотез, например о поведении программы.

Таким образом, методика преподавания информатики конкретизирует и дополняет общие принципы дидактики, и в силу универсальности своих основных категорий обогащает в свою очередь общую дидактику, движется к более тесному взаимодействию с другими частными методиками, прежде всего физики и математики, вместе с интеграцией этих наук и школьных дисциплин.

Учебные конференции и семинары.

 

Одной из особенностей курса ОИВТ является постоянное обновление содержания образования. Прежде всего это связано с быстрым обновлением ВТ и программного обеспечения, а также развитием средств новых информационных технологий. Поэтому усвоение учащимися определенного, четко очерченного круга знаний не может служить долговременным критерием образованности в данной области, а вперед выдвигается задача развития творческой активности школьников , формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Решение этой проблемы находит свое выражение в совершенствовании методов обучении и развитии форм организации учебных занятий. В последнее время в школе стали применяться учебные конференции и семинары. Они позволяют, в сочетании с уроками другого типа, эффективно развивать мышление школьников, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, Высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других. Проведение учебных конференций и семинаров требует от учащихся навыка самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой по информатике (при отсутствии такого навыка занятия малоэффективны).

^ Учебные конференции проводят со всем классом, обычно 1-2 раза в год. Их особенность состоит в том, что знания учащихся получают в основном из литературы, изученной дома самостоятельно, и из докладов одноклассников. Руководящая роль учителя состоит в организации выступлений учеников с докладами и сообщениями, в дополнении и уточнении излагаемого ими материала, оценке их работы, в обобщении результатов.

При подготовке к конференции учитель: 1)определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения; 2) подбирает литературу для учащихся; 3) распределяет темы докладов между участниками; инструктирует их о главных этапах работы; 4) консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность (важно, чтобы доклады не были простым пересказом). План конференции и список рекомендуемой литературы вывешиваются в КИВТ заранее. Наряду с индивидуальными заданиями всем учащихся класса учитель дает общее задание, знакомит их с темой конференции – это важное условие активного участия учеников в конференции, так как она не должна сводиться лишь к прослушиванию докладов. Задача учителя – вовлечь всех в работу: в обсуждение сообщений, выполнение записей в тетрадях, ответы на контрольные вопросы.

На каждое сообщение отводят 6-7 минут. К уроку-конференции учащихся готовят демонстрационные программы или репродукции.

Семинары содействуют развитию у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, воспитанию их воли, трудолюбия, интереса к предмету. Их организуют в 10-11 классах 2-3 раза в год продолжительностью 1-2 урока с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультаций в связи с подготовкой учащимися рефератов, указанием списка литературы и вопросов, на которые они должны дать ответы. В плане семинаров обычно указывают: 1) основные вопросы, подлежащие рассмотрению; 2) форму работы на занятии (иногда с применением демонстраций). При проведении семинара первостепенное значение имеет дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении – обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различают такие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач, работа с ППС, семинары смешанного типа  и комплексного характера, цель последних – обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (физике, математике, географии, биологии и т. д.).

metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-2004-stranica-4.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-2004.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-dlya-studentov-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-i-individualnie-domashnie-zadachi-po-fizike-chast-1.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj-rabote-studentov-omsk-2009.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-discipline-buhgalterskij-uchet-dlya-studentov-specialnosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-ocenki-privilegirovannih-akcij.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhizn-i-deyatelnost-aa-bogdanova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-russkij-yazik-5-9kl-avtori-sostaviteli-ladizhenskayat-a-baranov-m-t-i-dr-moskva-prosveshenie-2009-god-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshee-kolichestvo-ballov-rejtingovaya-nakopitelnaya-sistema-ocenki-kollektivnaya-monografiya-pr-zagasheva-i-o.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14alie-rozi-lebedev-ilya-aleksandrovich.html
  • report.bystrickaya.ru/kellerman-p-f-k-34-psihodrama-krupnim-planom-analiz-terapevticheskih-mehanizmov-per-s-angl-i-a-lavrentevoj-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-prepodavatelya-i-studenta-v-processe-distancionnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/meteoriti-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-dannaya-diplomnaya-rabota-posvyashena-voprosam-strahovaniya-vo-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnoj-shkoli.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-dizajn-html-petrov-aleksandr-mihajlovich-programmirovanie-stranica-11.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-uchebnoj-aktivnosti-studentov-sredstvami-informacionnih-i-kommunikacionnih-tehnologij-na-primere-izucheniya-inostrannogo-yazika.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-ministra-finansov-rt.html
  • education.bystrickaya.ru/28-zaklyuchenie-programma-uluchsheniya-i-razvitiya-gosudarstvennoj-statistiki-kirgizskoj-respubliki-mnogoletnyaya-programma.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nizhesleduyushee-poyasnenie-eto-popitka-ukazat-v-tu-storonu-otkuda-kogda-nibud-smozhet-bit-postavlen-vopros-o-sushnosti-nigilizma-poyasnenie-eto-vedet-svoe-proi-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-cherti-grazhdanskogo-prava-kurs-lekcij-istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii-odobren-uchenim-sovetom-nou.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-planetohodi-kosmicheskaya-robototehnika-i-nazemnie-roveri.html
  • shkola.bystrickaya.ru/samba-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/seminar-obzor-faktorov-dlya-bistrogo-razvitiya-pf-voprosi-dlya-obsuzhdeniya-volni-proektnogo-finansirovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-3.html
  • books.bystrickaya.ru/diagramma-na-ris6-otrazhaet-izmenenie-ustanovok-proisshedshee-k-momentu-okonchaniya-cikla-po-otnosheniyu-k-potrebnostyam-v-samosovershenstvovanii-samoobucheniyu-sovershenstvovanii-processa-truda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-vospitatelnoj-sistemi-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/aspekti-samomenedzhmenta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-professionalnie-naviki-menedzhera-ufa-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-igri-konkursa-detektiv-shou.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-b-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-210400-radiotehnika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posvyashaetsya-virdzhinii-altman-i-domeniku-kleri-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lekcionnij-kompleks-tema-osnovi-informatizacii-obshego-srednego-obrazovaniya-cel-lekcii-poznakomit-s-osnovami-informatizacii-srednego-obrazovaniya-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podzemnij-yadernij-vzriv.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-v-sejsmorazvedke-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-misli-a-zajcev-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-n-migalovskaya-vedushij-redaktor-a-borin-hudozhnik.html
  • studies.bystrickaya.ru/alimenti.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-zhmisi-krspe-ek-blm-oritindi-zhne-debietter-tzmnen-tradi-krspede-diplom-zhmisini-tairibini-aktualdilii-dleldenp-barli-ilimi-apparattari-anitalan.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2universitet-chiang-maya-tretij-pol-ili-katoi-tailanda.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodeks-korporativnogo-upravleniya-mesto-provedeniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-itogi-profilnoj-smeni-aktivov-detskogo-samoupravleniya-sodruzhestvo-avtorskie-scenarii-profilnoj-smeni.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.