Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан - страница 3
.RU

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан - страница 3



 

Задачи и упражнения в курсе ОИВТ

 

Задача включает:

      Требование (цель).

      Условие (известное).

      Искомое (неизвестное).

^ Задача познавательная – задача, решение которой обращено на получение новых знаний с помощью уже известных способов решения.

Задача практическая – обращена на нахождение новых результатов известными способами.

Особенность курса инф-ки – преобладание познавательных задач.

Система задач должна иметь практическую направленность. Это связано с тем, что задачи с формальным условием способны воспринимать лишь те учащиеся, которые имеют навыки формального мышления. Эти задачи хороши для тех уч-ся, которые воспринимают деятельность по составлению алгоритмов, как естественную и уже имеют развитую степень алгоритмизации программирования.

Естественно, они скучны, хотя они важны, но вводятся в такой отвлечённой форме, они должны в подходящий момент. Поэтому, при изучении основ алгоритмизации, желательно брать конкретные задачи.

Формирование алгоритмического мышления – один из важнейших курсов ОИВТ. Трудность достижения заключается в том, что сложно сформировать образ специфической мыслительной деятельности. Так, в других предметах школьного курса реш-ие задачи сводится к отысканию нужного алгоритма и точного его выполнения. В предмете же информатики, решение задачи, как правило, заключается в составлении алгоритма, обосновании его истинности и т. д., т. е. это творческая работа.

2 пути формирования алгоритмич-ого мышления:

1. Постоянная умственная работа (должны как можно больше решить алгоритм задач) для этого необходимо:

а) задачи должны вводиться в порядке возрастания трудности;

б) новые средства алгоритмического языка должны вводиться только тогда, когда старых средств недостаточно, а решение простой задачи должно указать путь решения более сложной.

2. Применение идей структурированного программирования.

Конкретно – метод последовательной детализации. Он полезен в плане воспитания учащихся, поскольку развивает умение планировать свои действия при решении сложных задач. Чем реальнее б/введён этот метод, тем лучше. Суть метода – разбить задачу на более простыеэлементы.

Эффективная форма работы с алгоритмами – это их пошаговое исполнение. Наибольший эффект достигается, когда в кач-ве исполнителя используется не ЭВМ, а человек, а все данные точно протоколируются на доске, т. е. получается ролевая игра.

Этапы решения задачи на ЭВМ

Решение любой задачи – процесс весьма трудоёмкий, он требует знания из различных областей наук (математики, программирования, архитектура ЭВМ).

Решение любой задачи явл. процессом обработки исходных данных для получения результатов. Если в качестве обработчика выступает ЭВМ, то процесс м/разбить на этапы:

1.      постановка задачи (определение цели решения задачи, формулировка условия, можно ли применить ЭВМ);

2.      Разработка метода решения (разработка матем-ой модели, );

3.      Составление алгоритма решения (выбор метода алгоритма, выбор формы записи алгоритма, проектирование алгоритма);

4.      Программирование (выбор ЯП, запись алгоритма на ЯП);

5.      Тестирование и отладка (синтаксич-ая отладка, анализ результатов тестирования);

6.      Эксплуатация алгоритма (оформление решения задачи в тетради, анализ результатов решения);

7.      Сопровождение (доработка программы, корректировка документации);


Тема 10. Профильные курсы информатики ориентированные на программирование и информационные технологии.

Методика обучения структурному программированию. Требования к знаниям и умениям учащихся. Тематическое планирование курсов программирования на Паскале. Методика обучения обработке текстовой, графической, числовой информации. Требования к знаниям и умениям учащихся.

^ Принципы дидактики в контексте преподавания информатики.

 

1. Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности учащегося. В информатике пока нет четкого деления на высшую и низшую, сильны внутрипредметные связи, любое понятие из «большой» информатики находит свои аналогии в информатике как школьном предмете. Безусловно, фундаментальными являются понятия «информация», «алгоритм», «исполнитель». С первыми двумя всё довольно ясно. Понятие «исполнитель» более многослойно и выполняет в информатике еще несколько функций:

1) это дидактическое средство для придания процессу исполнения алгоритмов наглядности (например, «робот», «чертежник», «черепашка» и др.);

2) это понятие, позволяющее с единых позиций трактовать многие вопросы. Например, «робот» - исполнитель над графикой, редактор – исполнитель над текстами, ОС - исполнитель над файлами и т. д.;

3) устройство компьютерной модели любого исполнителя, которое можно раскрыть с целью формирования компьютерной образованности.

Компьютерную модель всякого исполнителя можно понимать в терминах объектно-ориентированного программирования (ООП) как модуль или объект. Конструкция «утв», введенная в учебном алгоритмическом языке (УАЯ), принадлежит к «завтрашнему программированию». Проясняя ученику и учителю, что является истиной в данном месте алгоритма, она вводит в обучение аппарат доказательного программирования (пред- и постусловия, инварианты). В языке Си, Паскаль она пока не реализована, но легко моделируется ветвлением. Современными средствами УАЯ являются структурность записи алгоритмов, типизация данных.

Научность обучения подразумевает также современность методов обучения, что применительно к информатике означает прежде всего, моделирование в самом широком смысле, исследовательскую деятельность учащегося.

2. Последовательность и цикличность. При буквальном понимании последовательности предполагается, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку или может быть представлен в виде дерева, где нет порочных логических кругов, и повторение идет лишь как закрепление материала. В информатике это невозможно, сильные межпредметные связи, «прочность» содержания не позволяют «выпрямить» материал и изучить, например, команды цикла в один прием. Их смысл и сложность восприятия сильно зависят от типа данных.

Еще А. П. Ершовым была предложена реализация принципа последовательности в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащаясь во все новых контекстах. Если для других дисциплин это желательный путь, то для информатики – просто необходимость.

3. Сознательность усвоения и деятельности. В традиционном понимании сознательность – это полное понимание учащимся содержания и средств своей деятельности, что не всегда достигается и в других дисциплинах. Но компьютер, будучи сложнейшим продуктом цивилизации, заранее вынуждает ограничивать эту сознательность целями обучения. Едва ли можно за ограниченное время доступно и полно рассказать обо всех процессах, происходящих в компьютере. Важно сформировать у учащегося несколько взаимодополняющих точек зрения на разные ситуации, что в совокупности и дает общую картину, а главное – многостороннее знание. Важно правильное использование этого знания при формировании плана дальнейших действий. Здесь решающее значение имеет уровень знаний учителя и умение отобрать, ограничит материал. Так сильный студент на педпрактике может «завалить» учащихся разнообразными сведениями об ЭВМ и ПО если не выделит главного.

4. Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение уровней обучения и работы за компьютером. Наличие уровня простого использования -- практика с готовыми ПС обеспечивает доступность этого уровня для всех учащихся (так например, важная и трудная задача может быть начата с практического исследования).

5. Наглядность содержания и деятельности. Наглядность – неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания самого понятия «информация». Именно потому на информатике постоянно обращаются к блок-схемам, что они наглядно представляют и структуру алгоритма, и процесс его исполнения. Динамичность изображения, при работе на компьютере, подключение звука и цвета расширяют само понимание наглядности. Наглядной может быть и демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.

6. Активность и самостоятельность как условие и цель. Активность учащегося реализуется через его деятельность. При изучении других дисциплин педагог работает в прямом контакте с обучаемыми, видит их реакцию, реагирует сам. В информатике возможна работа ученика один на один с компьютером, поэтому активность ученика является не только целью, но и необходимым условием успешности обучения. Активность следует из интереса к учению, но при этом важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения. В начале обучения активизирует работу учеников совместная деятельность (ученики садятся по двое за одним компьютер, при этом уменьшается неуверенность, возникает диалог, происходит взаимное обучение).

Самостоятельность учащегося также является целью и условием успешного изучения информатики. Самостоятельность ведет к большей продуктивности обучения, умению самому находить выходы из затруднительных ситуаций, пользоваться литературой и компьютерными средствами помощи. Признаком высокой степени самостоятельности является «самоозадачивание», поисковая деятельность за компьютером.

7. Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций.

8. Индивидуальность и коллективность обучения. Эти два понятия дополняют друг друга, особенно в информатике. Только организовав устойчивую коллективную работу можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. В этом отношении компьютер – дидактически двойственный инструмент. Обучающие или готовые программы способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с программой -- все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.

При работе учащихся вдвоем за компьютером могут сложится устойчивые отношения типа «работник – указчик», поэтому учащихся надо менять время от времени местами и ролями.

9. Эффективность учебной деятельности. Этот принцип предполагает оптимизацию усилий педагога и ученика. Это требует, прежде всего, отсутствия постороннего содержания в их деятельности. При дефиците машинного времени эффективность работы за компьютером должна обеспечиваться предварительной подготовкой учащегося. Эффективность должна подчиняться целям обучения.

10. Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению информатика превосходит даже уроки труда. Почти без материальных затрат учащиеся могут подготовить для учителя, класса, например, раздаточный материал, заполнить базу данных по школьному обучению, по библиотеке и т. д.

Другой аспект – это связь теории и практики при изучении собственно информатики. Так, теория объясняет или предсказывает результат опыта (запуск алгоритма на компьютере), а практика (работа на компьютере) служит средством проверки теории и источником гипотез, например о поведении программы.

Таким образом, методика преподавания информатики конкретизирует и дополняет общие принципы дидактики, и в силу универсальности своих основных категорий обогащает в свою очередь общую дидактику, движется к более тесному взаимодействию с другими частными методиками, прежде всего физики и математики, вместе с интеграцией этих наук и школьных дисциплин.

Учебные конференции и семинары.

 

Одной из особенностей курса ОИВТ является постоянное обновление содержания образования. Прежде всего это связано с быстрым обновлением ВТ и программного обеспечения, а также развитием средств новых информационных технологий. Поэтому усвоение учащимися определенного, четко очерченного круга знаний не может служить долговременным критерием образованности в данной области, а вперед выдвигается задача развития творческой активности школьников , формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Решение этой проблемы находит свое выражение в совершенствовании методов обучении и развитии форм организации учебных занятий. В последнее время в школе стали применяться учебные конференции и семинары. Они позволяют, в сочетании с уроками другого типа, эффективно развивать мышление школьников, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, Высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других. Проведение учебных конференций и семинаров требует от учащихся навыка самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой по информатике (при отсутствии такого навыка занятия малоэффективны).

^ Учебные конференции проводят со всем классом, обычно 1-2 раза в год. Их особенность состоит в том, что знания учащихся получают в основном из литературы, изученной дома самостоятельно, и из докладов одноклассников. Руководящая роль учителя состоит в организации выступлений учеников с докладами и сообщениями, в дополнении и уточнении излагаемого ими материала, оценке их работы, в обобщении результатов.

При подготовке к конференции учитель: 1)определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения; 2) подбирает литературу для учащихся; 3) распределяет темы докладов между участниками; инструктирует их о главных этапах работы; 4) консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность (важно, чтобы доклады не были простым пересказом). План конференции и список рекомендуемой литературы вывешиваются в КИВТ заранее. Наряду с индивидуальными заданиями всем учащихся класса учитель дает общее задание, знакомит их с темой конференции – это важное условие активного участия учеников в конференции, так как она не должна сводиться лишь к прослушиванию докладов. Задача учителя – вовлечь всех в работу: в обсуждение сообщений, выполнение записей в тетрадях, ответы на контрольные вопросы.

На каждое сообщение отводят 6-7 минут. К уроку-конференции учащихся готовят демонстрационные программы или репродукции.

Семинары содействуют развитию у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, воспитанию их воли, трудолюбия, интереса к предмету. Их организуют в 10-11 классах 2-3 раза в год продолжительностью 1-2 урока с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультаций в связи с подготовкой учащимися рефератов, указанием списка литературы и вопросов, на которые они должны дать ответы. В плане семинаров обычно указывают: 1) основные вопросы, подлежащие рассмотрению; 2) форму работы на занятии (иногда с применением демонстраций). При проведении семинара первостепенное значение имеет дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении – обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различают такие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач, работа с ППС, семинары смешанного типа  и комплексного характера, цель последних – обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (физике, математике, географии, биологии и т. д.).

metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-2004-stranica-4.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-2004.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-dlya-studentov-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-i-individualnie-domashnie-zadachi-po-fizike-chast-1.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj-rabote-studentov-omsk-2009.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-discipline-buhgalterskij-uchet-dlya-studentov-specialnosti.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-uchenie-smodelirovali-process-evolyucii-v-probirke-e-postepennie-podmeni-i-revizii-priveli-k-otkazu-ot-klassicheskih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/marketingovij-analiz-rinka-majoneza.html
  • abstract.bystrickaya.ru/38-krivolinejnie-elementi-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-na-gosudarstvennuyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-totema-do-svyatogo-hristofora-igor-ivanovich-akimushkin.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-pedagogicheskie-funkcii-i-umeniya-zimnyaya-i-a.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-predstavlyaet-soboj-cvetovoj-pokazatel-krovi-obshij-uhod-za-bolnimi-osnovnie-lechebno-diagnosticheskie-proceduri.html
  • esse.bystrickaya.ru/redaktor-e-haritonova-margaret-tetcher-t37-iskusstvo-upravleniya-gosudarstvom-strategii-dlya-menyayushegosya-miraper-s-angl-stranica-14.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-priglashennih-k-uchastiyu-v-rabote-i-torgovogo-foruma-sibiri-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-kriminalisticheskoe-issledovanie-veshestv-i-materialov-issledovanie-dokumentov-odin-iz-vazhnejshih-razdelov.html
  • literature.bystrickaya.ru/chempionovchampion-01-avstralijskaya-ovcharka-australian-shepherd-fci-342-kobeli-males.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-oformleniyu-pismennih-rabot.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-mou-dubkovskoj-sosh-pereslavskogo-mr.html
  • tests.bystrickaya.ru/kreativnij-rabotnik-osobennosti-rabotnika-postindustrialnoj-ekonomiki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-rimskaya-literatura-istoriya-vozniknoveniya-6ch-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-zadach-po-mehanike.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-o-molodilnih-yablokah-i-zhivoj-vode-stranica-20.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushim-metodicheskie-razrabotki-dlya-vospitatelej-dou-vvedenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-mentality-of-russians-the-relationship-of-the-people-and-the-elite-the-place-of-intelligence-in-social-life-is-characterized-not-even-for-a-belligerent-and-for-the-occupied-country-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennie-nauki-v-celom-byulleten-novih-postuplenij-2004-god.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnij-nadzor-rossii-po-yadernoj-i-radiacionnoj-bezopasnosti-postanovlenie-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iv-yuzhno-rossijskom-otkritom-konkurse-pianistov-studentov-muzikalnih-uchilish-kolledzhej-uchilish-iskusstv.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya-rabochie-programmi-cikla-obsheprofessionalnih-disciplin-vvedenie-v-professiyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovie-osnovi-deyatelnosti-sudebnih-organov-kirgizskoj-respubliki.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandr-prugalov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/subekti-vospitaniya-v-sovremennom-rossijskom-vuze.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-4-provedeniya-zanyatiya-po-grazhdanskoj-oborone-dlya-grupp-ne-voshedshih-v-nasf-tema-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-kak-osnovnoj-orientir-opredeleniya-soderzhaniya-kontroliruyushih-materialov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovi-neverbalno-komunkac.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-dolzhno-obladat.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravit-preobrazovanie-rgb-v-hsv-eto-specificheskoe-agregatnoe-sostoyanie-veshestva-v-kotorom-ono-proyavlyaet-odnovremenno.html
  • school.bystrickaya.ru/ekologicheskie-problemi-astrahanskoj-oblasti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-a-p-shihverdiev-proekt-korporativnij-menedzhment-uchebnoe-posobie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-85-icebookreaderprofessionalheaderstart.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskoj-nerzhavejke-nikak-ne-ustanovyat-poshlini-semnadcat-komissij-i-plan-do-vesni-21-izvestiya-ilichev.html
  • spur.bystrickaya.ru/krestyanskie-vedomosti-9062010-g-rossijskaya-gazeta-06-2010g-den-myasa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.