.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 100108 «Парикмахерское искусство» 2008


Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре

техникум информационных технологий и сервиса»


Профессиональная этика и психология делового общения


Методические указания и контрольные задания

для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности 100108 «Парикмахерское искусство»


2008



Рассмотрено кафедрой

Социально-гуманитарных дисциплин

___________зав. кафедры

Ковалева Л.А.

«_____»_____________2007 г.



Методические указания составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой по дисциплине Профессиональная этика и психология делового общения

по специальности 100108 «Парикмахерское искусство»


(кем, дата, подпись)



Составитель:


Редактор:



Пелевина Г.И., преподаватель Комсомольского-на-Амуре техникума информационных технологий и сервиса



Рецензенты:






Содержание



  1. Введение

  2. Требования к оформлению работы

  3. Примерное содержание учебной дисциплины

  4. Варианты контрольной работы

  5. Вопросы к зачету

  6. Рекомендуемая литература



1. Введение

Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления, выработать умение руководить людьми, способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения, на различные аспекты общения.

Эта дисциплина тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения, но и объясняет, почему он должен так себя вести, учитывая особенности той социальной сферы, в рамках которой происходит реальное деловое общение.

В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками, выбирает и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы.


2. Требования к оформлению контрольной работы:


  1. Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт – 12, интервал – 1,5).




  1. Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы;




  1. Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.




  1. В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.




  1. Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).



^ 3. Примерное содержание учебной дисциплины


1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг.

Понятие правильного и неправильного общения. Кодекс поведения культурного делового человека. Установление контакта в общении и выход из него.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Когда не следует входить в контакт с партнером по общению?

  2. От чего зависит выбор технологии общения?

  3. Как следует устанавливать контакт?



2. Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение.


Единство общения и деятельности. Принципы взаимоотношений в совместной деятельности. Приемы делового общения с руководителем, коллегами, подчиненными.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Как провести беседу при приёме на работу, увольнении, сокращении?
2)Каковы принципы взаимоотношений с руководителем?



  1. Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.

Основные категории и уровни делового общения. Анализ и оценивание актов делового общения по основным компонентам.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы функции делового общения?

2)Каковы элементы структуры делового общения?


  1. Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета. Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол.

Понятие цели делового общения. Роль интересов, потребностей и мотивов общения. Анализ и оценивание информации о партнёре общения на основе наблюдения.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы психологические особенности делового общения?

2)Как нужно правильно слушать?



  1. Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки

Вербальные и невербальные средства общения. Механизмы идентификации. Подражания, внушения, убеждения, психического заражения. Язык жестов. Приёмы передачи информации.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы средства передачи информации?

2)Что передают невербальные средства информации деловому партнёру?


  1. ^ Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер.

Понятие человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Особенности темперамента, типы нервной системы, интроверсии, экстраверсии. Индивидуальная манера поведения при общении.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Чем различаются понятия индивид, личность, субъект деятельности?

2)Что такое темперамент человека?

3)Чем различаются интроверты и экстраверты?


^ 7) Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг.

Коммуникативные качества. Коммуникативные барьеры делового общения. Деловое общение как обмен информацией.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы барьеры в передаче информации?

2)Как установить обратную связь?

3)Наиболее эффективные формы делового общения?


^ 8)Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты. Имидж и его компоненты.


Основные характеристики и этапы взаимодействия. Конкуренция. Сотрудничество. Партнерство. Дружба. Приёмы управления и контроля за поведением других.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы приёмы «открытого» и «закрытого» общения?

2)Позиции трансакционного анализа?

3)Перечислите основные приёмы психологического воздействия и самовоздействия.

^ 9) Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общения.


  1. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения

^ Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения.

Структура и механизмы восприятия. Сигналы и каналы восприятия. Эмоции. Определение параметров восприятия по источнику информации.


^ Вопросы для самоконтроля:

1)Механизмы восприятия в межличностном общении (идентификации, эмпатия, рефлексия)?

2) Механизм восприятия в межгрупповом общении?

3) Что влияет на ошибочный выбор стереотипа?


  1. ^ Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы

Содержание процессов познания и самопознания: Единицы анализа структуры личности, психических процессов. Методы самодиагностики и сбора информации о других.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Каковы единицы анализа структуры личности?

2) В чем психологические особенности познания и самопознания?


  1. ^ Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта

Классификация видов и типов делового общения. Основные техники делового общения. Понятие манипуляций. Понятие механизмов психологической защиты.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) В чем отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций?

2) Особенности проведения бесед, переговоров, совещаний?

3) Техника телефонного разговора?


^ 13) Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций

Основные характеристики стилей общения. Этика и манера поведения в деловом общении. Стили поведения и манеры делового общения.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Как выстроить манеру поведения в зависимости от конкретной ситуации и цели делового общения?

2) Каковы этические принципы делового общения?


^ 14) Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп.

Понятие конфликта, экстремальных и нестандартных ситуаций в деловом общении. Понятие агрессии. Поведение в нестандартных и конфликтных ситуациях. Цели конфликта, мотивация и потребности «конфликтоносителей».

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Какова структура и основные этапы конфликта?

2) Виды (типы) конфликтов?

3) Основные тактики поведения в конфликте?


15) ^ Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования

Структурный анализ конфликта. Посредничество в конфликте. Техники упреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Методы психологической защиты в конфликте.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации?

2) Характерные черты конфликтной личности?

3) Способы разрешения конфликта?


^ Варианты домашней контрольной работы по дисциплине


Вариант 1


1) Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.


  1. Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования



Вариант 2


  1. Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение.




  1. Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп.



Вариант 3

1) Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета.


2) Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы.

Вариант 4


  1. Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер.




  1. Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки.



Вариант 5


  1. Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты




  1. Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общения.


Вариант 6


  1. Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций




  1. Имидж и его компоненты.


Вариант 7


  1. Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг.

  2. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения



Вариант 8


  1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг.




  1. Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения.


Вариант 9


  1. Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта

2) Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол


Вариант 10


  1. Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.




  1. Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки.



Литература:


1. Бороздина Г.Н. – Психология делового общения. М.: 2000 г.


2. Васильева-Гангнус – Правила этикета. М. 1992г.


3. Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г.


4. Морозов А.Д. - Деловая психология. СПб.: 2000г.


5. Радугин А.А. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г.


6. Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1995 г.


7. Холопова, Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.:1995 г.


8. Чиненный, Стоян. – Этикет на все случаи жизни. М.: 1998 г.


4. Шевандрин Д.Н. Социальная психология в образовании. М.: 1995 г.


Вопросы к зачету

1.Критерии, принципы, правила культуры общения.

2. Особенности общения и взаимодействия в совместной деятельности.

3. Типы взаимоотношений в структуре деятельности.

  1. Способы организации и оптимизации делового общения.

  2. Условия и факторы, определяющие стиль делового общения

  3. Основные способы и приемы передачи вербальной и невербальной информации в деловом общении.

  4. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на процесс общения.

  5. Психологические уловки и приемы коммуникативного общения. Функции речи. Виды речевой деятельности.




  1. Стратегии и тактики взаимодействия. Приемы психологического воздействия и самовоздействия.

  2. Механизмы восприятия человека человеком. Механизмы взаимопонимания в деловом общении.

  3. Технология процесса познания и самопознания в деловом общении.

  4. Виды, типы, техники делового общения по целям, задачам. Отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций.




  1. Особенности и отличие стилей поведения (директивный, либеральный, конструктивный, соглашательский, административный, жесткий, мягкий и пр.)

  2. Особенности взаимодействия сторон в конфликте, экстремальных и нестандартных ситуациях. Стратегии и тактики поведения в конфликте.

  3. Основные способы разрешения конфликтов. Особенности конструктивных и деконструктивных конфликтов. Конфликты мотивационные, эмоциональные, «властные».

  4. Психологическая основа критики. Особенности и структурные компоненты полемики, спора, дискуссии.

  5. Требования к публичному выступлению, индивидуальной беседе. Особенности формализованного и свободного интервью.

  6. Виды деловой документации и особенности ее ведения. Особенности деловой переписки.







metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-7-po-discipline.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-220201-65-upravlenie-i-informatika-v-tehnicheskih-sistemah.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-po-discipline-tehnicheskie-sredstva-avtomatizacii-dlya-studentov-specialnosti-220301-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-v-teploenergetike.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-po-kursu-teoreticheskie-osnovi-teplotehniki-dlya-studentov-napravleniya-140100-teploenergetika-tomsk-2010.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-organizacionno-ekonomicheskoj-chasti-diplomnogo-proekta-studentami-specialnosti-26-02-02-tehnologiya-hlebopekarnogo-konditerskogo-i-makaronnogo-proizvodstva-utverzhdeno.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-prakticheskih-rabot-.html
  • esse.bystrickaya.ru/pushinskij-gosudarstvennij-unive-rsitet.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-pobeda-brajan-trejsi-minsk-2004.html
  • assessments.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-dlya-6ih-klassov-gruppi-bugaevoj-i-a.html
  • university.bystrickaya.ru/german-gesse-igra-v-biser.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursa-atisua-zhberu-turali-hattama.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-5-florinda-donner-zhizn-v-snovidenii-posvyashenie-v-mir-magov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/207-naznachenie-centrov-avarijnogo-upravleniya-i-vibor-ih-mesta-raspolozheniya-promishlennaya-bezopasnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-shkoli-na-2009-2012-uchebnie-godi-s-russkaya-gvozdyovka-2009-g-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-pravovaya-statistika-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-moskva-2009-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/netradicionnaya-energetika-i-ee-harakteristika-kurs-lekcij-4-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2006-udk-620-9076-6.html
  • college.bystrickaya.ru/-80-rezbonarezchik-na-specialnih-stankah-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-etks-vipusk-2-chast-razdeli.html
  • shkola.bystrickaya.ru/model-sistemi-ocenki-planiruemih-rezultatov-osvoeniya-obsheobrazovatelnih-programm-nachalnogo-obrazovaniya-i-eyo-osnovnie-komponenti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosudarstvennomu-vipusknomu-ekzamenu-po-psihiatrii-i-narkologii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svodnij-plan-osnovnih-meropriyatij-provodimih-v-municipalnih-obrazovaniyah-irkutskoj-oblasti-v-fevrale-2010-goda-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-podgotovka-k-ekzamenu-i-poryadok-ego-provedeniya-temi-referatov.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-0-u-barbosa-est-voprosi-kto-takie-prochie-ravnie-lekcij-po-mikroekonomike-soderzhanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogo-komissionnih-dohodov-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-d-zhukova-kpn-prezident-russkoj-shkolnoj-bibliotechnoj-associacii-glavnij-redaktor-zhurnalov-shkolnaya-biblioteka-chitajka-i-dr.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sladkov-n-vorobej-v-shlyape-cikl-rasskazov-biblioteka-i-zakon.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchenie-verlen-i-rembo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stoyanka-duha-ruuh-obshaya-programma-samovosstanovleniya-na-osnove-sufijskih-metodov.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/14-vishvodara-dzhohari-harish-chakri-energeticheskie-centri-transformacii.html
  • college.bystrickaya.ru/10-pamyatniki-prirodi-moim-pervim-uchitelyam-shirkovec-zinaide-dmitrievne-geografiya-i-kulikovoj-aleksandre-aleksandrovne.html
  • control.bystrickaya.ru/blyuda-iz-krup-sup-iz-zamorozhennih-ovoshej.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestaya-spravochnoe-posobie-izdatelstvo-energiya-1978-izdatelstvo-radio-i-svyaz-1983.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-nir-po-dogovoru-27-ot-06-05-2010-razrabotka-proekta-regionalnoj-ekonomicheski-znachimoj-programmi-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udk-616-08-aya-chast-ministerstva-vnutrennih-del-respubliki-tatarstan-vestnik-sovremennoj-klinicheskoj-medicini.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshechelovecheskie-ideali.html
  • bukva.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-geodezicheskomu-obosnovaniyu-variometricheskoj-syomki-na-primere-kurskoj-magnitnoj-anomalii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-26-ekonomicheskaya-osnova-mestnogo-samoupravleniya-programma-dlya-podgotovki-k-vstupitelnim-ispitaniyam-po-napravleniyu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-vistupleniya-zamestitelya-direktora-ogbuk-kostromskaya-oblastnaya-universalnaya-nauchnaya-biblioteka.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-e-k-c-i-ya-4-temperament-lekciya-predmet-i-zadachi-psihologii.html
  • education.bystrickaya.ru/2-6-otnosheniya-mezhdu-ponyatiyami-a-i-timofeev-logika-i-osnovi-argumentacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-intellektualnie-prava-i-rinochnie-otnosheniya-avtori-b-i-mashkin-p-v-polyakov-ob-avtorah-mashkin-boris-ivanovich-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.