.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 100108 «Парикмахерское искусство» 2008


Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре

техникум информационных технологий и сервиса»


Профессиональная этика и психология делового общения


Методические указания и контрольные задания

для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности 100108 «Парикмахерское искусство»


2008



Рассмотрено кафедрой

Социально-гуманитарных дисциплин

___________зав. кафедры

Ковалева Л.А.

«_____»_____________2007 г.



Методические указания составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой по дисциплине Профессиональная этика и психология делового общения

по специальности 100108 «Парикмахерское искусство»


(кем, дата, подпись)



Составитель:


Редактор:



Пелевина Г.И., преподаватель Комсомольского-на-Амуре техникума информационных технологий и сервиса



Рецензенты:






Содержание



  1. Введение

  2. Требования к оформлению работы

  3. Примерное содержание учебной дисциплины

  4. Варианты контрольной работы

  5. Вопросы к зачету

  6. Рекомендуемая литература



1. Введение

Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления, выработать умение руководить людьми, способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения, на различные аспекты общения.

Эта дисциплина тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения, но и объясняет, почему он должен так себя вести, учитывая особенности той социальной сферы, в рамках которой происходит реальное деловое общение.

В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками, выбирает и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы.


2. Требования к оформлению контрольной работы:


  1. Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт – 12, интервал – 1,5).




  1. Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы;




  1. Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.




  1. В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.




  1. Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).



^ 3. Примерное содержание учебной дисциплины


1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг.

Понятие правильного и неправильного общения. Кодекс поведения культурного делового человека. Установление контакта в общении и выход из него.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Когда не следует входить в контакт с партнером по общению?

  2. От чего зависит выбор технологии общения?

  3. Как следует устанавливать контакт?



2. Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение.


Единство общения и деятельности. Принципы взаимоотношений в совместной деятельности. Приемы делового общения с руководителем, коллегами, подчиненными.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Как провести беседу при приёме на работу, увольнении, сокращении?
2)Каковы принципы взаимоотношений с руководителем?



  1. Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.

Основные категории и уровни делового общения. Анализ и оценивание актов делового общения по основным компонентам.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы функции делового общения?

2)Каковы элементы структуры делового общения?


  1. Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета. Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол.

Понятие цели делового общения. Роль интересов, потребностей и мотивов общения. Анализ и оценивание информации о партнёре общения на основе наблюдения.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы психологические особенности делового общения?

2)Как нужно правильно слушать?



  1. Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки

Вербальные и невербальные средства общения. Механизмы идентификации. Подражания, внушения, убеждения, психического заражения. Язык жестов. Приёмы передачи информации.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы средства передачи информации?

2)Что передают невербальные средства информации деловому партнёру?


  1. ^ Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер.

Понятие человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Особенности темперамента, типы нервной системы, интроверсии, экстраверсии. Индивидуальная манера поведения при общении.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Чем различаются понятия индивид, личность, субъект деятельности?

2)Что такое темперамент человека?

3)Чем различаются интроверты и экстраверты?


^ 7) Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг.

Коммуникативные качества. Коммуникативные барьеры делового общения. Деловое общение как обмен информацией.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы барьеры в передаче информации?

2)Как установить обратную связь?

3)Наиболее эффективные формы делового общения?


^ 8)Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты. Имидж и его компоненты.


Основные характеристики и этапы взаимодействия. Конкуренция. Сотрудничество. Партнерство. Дружба. Приёмы управления и контроля за поведением других.

^ Вопросы для самоконтроля:

1)Каковы приёмы «открытого» и «закрытого» общения?

2)Позиции трансакционного анализа?

3)Перечислите основные приёмы психологического воздействия и самовоздействия.

^ 9) Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общения.


  1. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения

^ Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения.

Структура и механизмы восприятия. Сигналы и каналы восприятия. Эмоции. Определение параметров восприятия по источнику информации.


^ Вопросы для самоконтроля:

1)Механизмы восприятия в межличностном общении (идентификации, эмпатия, рефлексия)?

2) Механизм восприятия в межгрупповом общении?

3) Что влияет на ошибочный выбор стереотипа?


  1. ^ Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы

Содержание процессов познания и самопознания: Единицы анализа структуры личности, психических процессов. Методы самодиагностики и сбора информации о других.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Каковы единицы анализа структуры личности?

2) В чем психологические особенности познания и самопознания?


  1. ^ Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта

Классификация видов и типов делового общения. Основные техники делового общения. Понятие манипуляций. Понятие механизмов психологической защиты.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) В чем отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций?

2) Особенности проведения бесед, переговоров, совещаний?

3) Техника телефонного разговора?


^ 13) Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций

Основные характеристики стилей общения. Этика и манера поведения в деловом общении. Стили поведения и манеры делового общения.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Как выстроить манеру поведения в зависимости от конкретной ситуации и цели делового общения?

2) Каковы этические принципы делового общения?


^ 14) Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп.

Понятие конфликта, экстремальных и нестандартных ситуаций в деловом общении. Понятие агрессии. Поведение в нестандартных и конфликтных ситуациях. Цели конфликта, мотивация и потребности «конфликтоносителей».

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Какова структура и основные этапы конфликта?

2) Виды (типы) конфликтов?

3) Основные тактики поведения в конфликте?


15) ^ Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования

Структурный анализ конфликта. Посредничество в конфликте. Техники упреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Методы психологической защиты в конфликте.

^ Вопросы для самоконтроля:

1) Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации?

2) Характерные черты конфликтной личности?

3) Способы разрешения конфликта?


^ Варианты домашней контрольной работы по дисциплине


Вариант 1


1) Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.


  1. Понятие морально-психологического климата; механизмы формирования



Вариант 2


  1. Профессиональная этика в сфере сервиса и её составляющие. Профессиональное поведение.




  1. Понятие группы. Вид группы. Состав и структура социальных групп.



Вариант 3

1) Понятия «этика», «деловой этикет», «служебный этикет». Нормы, и правила современного этикета.


2) Психологические основы и принципы ведения переговоров, партнерской беседы.

Вариант 4


  1. Личность как объект изучения психологии. Психологическая структура личности. Темперамент. Характер.




  1. Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки.



Вариант 5


  1. Внешний облик работника сферы сервиса, внешний вид, манера поведения, мимика, жесты




  1. Понятие и виды общения. Деловое общение и его особенности в сфере сервиса. Средства общения. Психологические аспекты делового общения.


Вариант 6


  1. Методы профилактики и приемы регулирования конфликтных ситуаций




  1. Имидж и его компоненты.


Вариант 7


  1. Психология работника обслуживания. Личность работника сферы сервиса, личность потребителя услуг.

  2. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения



Вариант 8


  1. Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Категории этики: этика и мораль, нормы и традиции, нравственность, совесть, долг.




  1. Общение как взаимодействие. Факторы, определяющие эффективность делового общения.


Вариант 9


  1. Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Структура и динамика конфликта

2) Невербальный этикет, речевой этикет, деловой протокол


Вариант 10


  1. Этика общения работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей деятельности, стиль обслуживания, школа обслуживания.




  1. Общая культура речи, культура телефонного общения и деловой переписки.



Литература:


1. Бороздина Г.Н. – Психология делового общения. М.: 2000 г.


2. Васильева-Гангнус – Правила этикета. М. 1992г.


3. Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г.


4. Морозов А.Д. - Деловая психология. СПб.: 2000г.


5. Радугин А.А. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г.


6. Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1995 г.


7. Холопова, Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.:1995 г.


8. Чиненный, Стоян. – Этикет на все случаи жизни. М.: 1998 г.


4. Шевандрин Д.Н. Социальная психология в образовании. М.: 1995 г.


Вопросы к зачету

1.Критерии, принципы, правила культуры общения.

2. Особенности общения и взаимодействия в совместной деятельности.

3. Типы взаимоотношений в структуре деятельности.

  1. Способы организации и оптимизации делового общения.

  2. Условия и факторы, определяющие стиль делового общения

  3. Основные способы и приемы передачи вербальной и невербальной информации в деловом общении.

  4. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на процесс общения.

  5. Психологические уловки и приемы коммуникативного общения. Функции речи. Виды речевой деятельности.




  1. Стратегии и тактики взаимодействия. Приемы психологического воздействия и самовоздействия.

  2. Механизмы восприятия человека человеком. Механизмы взаимопонимания в деловом общении.

  3. Технология процесса познания и самопознания в деловом общении.

  4. Виды, типы, техники делового общения по целям, задачам. Отличие техник взаимодействия и общения от манипуляций.




  1. Особенности и отличие стилей поведения (директивный, либеральный, конструктивный, соглашательский, административный, жесткий, мягкий и пр.)

  2. Особенности взаимодействия сторон в конфликте, экстремальных и нестандартных ситуациях. Стратегии и тактики поведения в конфликте.

  3. Основные способы разрешения конфликтов. Особенности конструктивных и деконструктивных конфликтов. Конфликты мотивационные, эмоциональные, «властные».

  4. Психологическая основа критики. Особенности и структурные компоненты полемики, спора, дискуссии.

  5. Требования к публичному выступлению, индивидуальной беседе. Особенности формализованного и свободного интервью.

  6. Виды деловой документации и особенности ее ведения. Особенности деловой переписки.







metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-7-po-discipline.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-220201-65-upravlenie-i-informatika-v-tehnicheskih-sistemah.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-po-discipline-tehnicheskie-sredstva-avtomatizacii-dlya-studentov-specialnosti-220301-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-v-teploenergetike.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-po-kursu-teoreticheskie-osnovi-teplotehniki-dlya-studentov-napravleniya-140100-teploenergetika-tomsk-2010.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-organizacionno-ekonomicheskoj-chasti-diplomnogo-proekta-studentami-specialnosti-26-02-02-tehnologiya-hlebopekarnogo-konditerskogo-i-makaronnogo-proizvodstva-utverzhdeno.html
metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-prakticheskih-rabot-.html
  • reading.bystrickaya.ru/krazha-chast-8.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-zadach-po-analiticheskoj-geometrii-i-linejnoj-algebre-text-uchebnoe-posobie-red-yu-m-smirnov-2005-372-s-31.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-nastolnie-proforientacionnie-igri-pryazhnikov-n-s-p77-metodi-aktivizacii-professionalnogo-i-lichnostnogo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vivodi-po-glave-2-brileva-vilena-aleksandrovna-razvitie-mezhkulturnoj-kompetencii-studentov-lingvistov-sredstvami.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-4-kursa-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-ispolnyayushego-obyazannosti-nachalnika-otdeleniya-policii-2-mo-mvd-rossii-achinskij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-3-obshestvo-kak-istoricheskij-process-zadachi-sposobstvovat-razvitiyu-kulturi-logicheskogo-mishleniya-osvoeniyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonom-razvedeniya-ostvalda.html
  • reading.bystrickaya.ru/metod-proektov-chto-takoe-metod-proektov.html
  • letter.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-3-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-mnogogranniki-referat.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bileti-ekonomicheskaya-teoriya-za-vtoroj-semestr-2000-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-09-2006-23-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-48-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/10112009-g-s-5-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-sostavleniyu-tehnologicheskih-shem-i-proektov-razrabotki-mestorozhdenij-tehnicheskih-podzemnih-vod-rd-07-367-00-stranica-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-rinkov-ih-osobennosti-obshestvennoe-proizvodstvo-ego-osnovnie-elementi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-formirovanie-interesa-k-sistematizacii-znanij-cherez-sorevnovanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-planam-2001-g-po-discipline-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lingvometodicheskie-problemi-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-v-visshej-shkole.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriterii-rannego-viyavleniya-yuvenilnoj-glaukomi-u-detej-s-progressiruyushej-miopiej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-izbiratelnaya-komissiya-evrejskoj-avtonomnoj-oblasti-postanovlenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080109-buhgalterskij-uchet.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zapadnaya-sibir.html
  • literature.bystrickaya.ru/energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2030-goda-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federacii-ob-ohrane-okruzhayushej-sredi-i-obespechenii-ustojchivogo-razvitiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stoimost-raboti-30000-tisyach-rublej-otchet-o-hode-vipolneniya-federalnoj-celevoj-programmi-snizhenie-riskov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-razrushenie-koda-tretya-volna.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kandidat-yuridicheskih-nauk-docent-prokudina-l-a-optimizaciya-v-organizacii-arbitrazhnogo-sudoproizvodstva-rossii-moskva-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-01-10-2008-pankratova-yuliya-12-00-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/lechebnie-smesi-kniga-imeet-razdeli-posvyashennie-profilaktike-i-lecheniyu-boleznej-a-takzhe-uhodu-za-kozhej-volosami-i-dr.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-13-marta-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soobshenie-o-sushestvennom-fakte-ob-otdelnih-resheniyah-prinyatih-sovetom-direktorov-nablyudatelnim-sovetom-emitenta.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatnie-sobitiya-nauchno-issledovatelskaya-rabota-22-uchebno-vospitatelnaya-rabota-34-uchebno-organizacionnaya-rabota.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-1-otrazhenie-civilizacii-majya-v-arhitekture-i-zhivopisi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-modulya-disciplini-filosofskie-problemi-nauki-i-tehniki-napravlenie-podgotovki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.