Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности: 54. 02. 01. «Дизайн»
.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности: 54. 02. 01. «Дизайн»

Министерство образования Тверской области

ГБП ОУ Тверской технологический колледж


Экологические основы природопользования


Методические указания и контрольные задания для

студентов-заочников по специальности:
54.02.01. «Дизайн»

Тверь

2015 г.
Методические указания составлены

в соответствии с рабочей программой,

утверждённой цикловой комиссией

по дисциплине « Экологические основы

природопользования»

по специальности 54.02.01 «Дизайн»

Обсуждены и одобрены цикловой

комиссией

Протокол №__ от ________ 2015 г.

Председатель цикловой комиссии

_____________(Н.В. Маслёнкина)

Составитель: Н.В. Маслёнкина – преподаватель дисциплины

«Экологические основы природопользования»

ГБП ОУ ТТК
Рецензент: Д. А.Реут – преподаватель дисциплины

«География» и специальных

дисциплин ГБП ОУ ТТК



  1. Введение

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 54.02.01. «Дизайн».

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- определения: окружающая природная среда, охрана окружающей среды, урбоценоз, экологический кризис, экологическое право, регулирование, риск, экологическая экспертиза, экологическая реклама и дизайн, экомаркировка продуктов питания, бионика и др.;

- природные ресурсы, их виды и особенности;

- общие понятия охраны окружающей среды;

- принципы рационального природопользования и мониторинга окружающей среды;

- правовые вопросы экологической безопасности;

- определение, этапы проведение, субъекты и объекты экологической экспертизы;

- перечень и особенности альтернативных источников энергии.

уметь:

- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- давать общую характеристику природопользования;

- предсказывать последствия воздействия человека на окружающую природную среду;

- использовать представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

- использовать представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

- выявлять плюсы и минусы альтернативных источников энергии;

- составлять план проведения экологической экспертизы объекта;

- использовать представление об экологических принципах рационального природопользования;

- определять юридическую ответственность организаций, загрязняющих окружающую среду;

- освещать правовые вопросы в сфере природопользования;

- составлять модель экологического дизайна интерьера и экологического буклета;
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Естествознание», «География», «ОБЖ» и др. Изучение программного материала дисциплины должно способствовать формированию у студентов знаний и умений, необходимых специалистам для учёта экологических требований при создании дизайнерского проекта и знаний об экологических особенностях, применяемых материалов.

Учебным планом для студентов заочников на изучение дисциплины « Экологические основы природопользование» отведено 2 часа.

Для проверки знаний студентов в методических указаниях предусмотрены темы для контрольных работ или написания рефератов, или темы для составления презентаций и тесты.

Написание контрольных работ, рефератов и составление презентаций – это серьёзная самостоятельная работа студента, в основу которой положен курс теоретических знаний, опыта и навыков, приобретенных ими в период сессии. Основной целью написания контрольной работы, реферата или составления презентации является выявление и закрепление знаний по дисциплине «Экологические основы природопользования».


Контрольная работа, реферат оформляется в соответствии со следующими требованиями:

Презентация должна содержать не менее 20 слайдов, включая титульный лист, введение, основную часть и заключение. В презентацию могут входить иллюстрации, графики, таблицы, различные анимации.

Работа оценивается на «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» и «неудовлетворительно». «Неудовлетворительно» ставится, если работа выполнена несамостоятельно, неряшливо или некачественно.

В результате освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины у студентов формируются профессиональные компетенции:

ПК 1.  Целостные представления о науке дизайна.

ПК 2. Готовность к деятельности в сфере дизайна.

ПК 3.  Готовность к использованию в сфере дизайна технологий интерактивной и проблемной деятельности

ПК 4. Готовность к использованию информационных и телекоммуникативных технологий в деятельности дизайнера.

ПК 5. Готовность к использованию информационных и телекоммуникативных технологий в деятельности дизайнера.
2.Литература.

Основные источники:

1.Константинов В. М. Экологические основы природопользования : учебник для учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. – 14-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

2. Смоляр И.М. Экологические основы архитектурного проектирования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010г.

3. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010г.

4. Тотай А.В. Экология: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2011г.
Дополнительные источники:
1. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология. – М.: Высшая школа,1988г.

2. Сугробов Н.П., Фролов В.В. Строительная экология: учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004г.

3. Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. пособие для вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2006г.

4. Охрана труда и промышленная экология: учебник для студ. сред. проф. образования /[В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006г.

5. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е. Экология: учеб. для вузов. – М.: Дрофа, 2003 г.

6. Гальперин М.И. Экологические основы природопользования: учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005 г.

7. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.

8. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных

организаций. -М., 1996.

9. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды, - М.: Просвещение,

1992 - 320 с.

10. Протасов В.Ф., Молчанов А.В., Экология, здоровье и природополь

зование в России, - М.: Финансы и статистика, 1995 - 520 с.
Интернет-источники:

1.10 класс. Право. Профильный уровень. Л.Н. Боголюбов. Просвещение.
Скачать учебник 2011 года: http://rusfolder.com/37899984 55 Мб, формат .pdf

2.Белько, Т.В. Природные факторы в дизайне среды: ландшафтный дизайн, архитектурная бионика, города будущего : монография / Т.В. Белько, рец.: Н.П. Бесчастнов, С.Г. Малышева.- Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2012.- 296 с.: 153 ил.- ISBN 978-5-9581-0257-0

3.Задачи и вопросы по экологии: учеб. пособие / Н.А. Амирханова и др.; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т.- Уфа: УГАТУ, 2012.- 191 с.- ISBN 978-5-4221-0387-4.

4.Тисленко, Д.И. Экологический терроризм: монография / Д.И. Тисленко, науч.ред. Н.А. Лопашенко.- Москва: Юрлитинформ, 2013.- 208 с. – ISBN 978-5-4396-0367-1.

5.Стрельников, В.В. Экологическое нормирование: учебник /В.В. Стрельников, Н.В. Чернышева. – Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2012. - 472 с. - 150 экз. – ISBN 978-5-91718-199-8

6.Охрана окружающей среды: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / [Я.Д. Вишняков, П.В. Зозуля, А.В. Зозуля, С.П. Киселева] ; под ред.Я.Д. Вишнякова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с. – 1000 экз. –ISBN 978-5-7695-9558-5.

7.Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права. - М. : Юрайт, 2011 (Киров). - 607 с. - (Магистр). - 1000 экз. - ISBN 978-5-9916-1413-9 : Б. ц

8.Ерофеев, Б. В. Экологическое право России. - 22-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2011 (Тула). - 527 с. - (Российское юридическое образование). - 2500 экз. - ISBN 978-5-699-42509-9

9.Трушина, Т. П. Экологические основы природопользования. - 6-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 408 с. - (Среднее профессиональное образование). - 2500 экз. -ISBN 978-5-222-16370-2 ()

10.Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

11.Российский образовательный портал www.edu.ru

12.ФГОУ Федеральный институт развития образования

http://www.firo.ru/

13.Федеральное агентство по образованию РФ www.ed.gov.ru

14.Департамент образования Тверской области www.edu.tver.ru

15.Тверской областной институт усовершенствования учителей www.tiuu.ru.

16.ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург)

www.petrocollege.ru



  1. Варианты контрольных работ.


Вариант№1.
1. Описать основные экологические проблемы, характерные для городов.

2. Экологический дизайн – определение, цели и задачи.
Вариант№2.
1. Рациональное природопользование.

2. Экологическое право в области дизайна.
Вариант№9.
1. Новые технологии, проблемы связаны с внедрением новых технологий.

2. Экологическая экспертиза объектов дизайна.
Вариант№3.
1. Охарактеризовать нефть как природный ресурс.

2. Архитектурно-строительная бионика.
Вариант№4.
1. Определение и классификация отходов.

2. Фитодизайн.
Вариант№5.
1. Экологические требования при организации свалок.

2. Экологический дизайн – принципы и элементы.
Вариант№6.
1. Шум как энергетический выброс.

2.Принципы формирования экологического пространства.
Вариант№7.
1. Ультразвук как энергетический выброс.

2. Планировка экологического сада.

Вариант№8.

1. Экологический сертификат.

2. Экологически чистые материалы, используемые для создания дизайн - проектов.

Вариант№9.
1. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение

экологии окружающей среды.

2. Экологический дизайн интерьера.

Вариант№10.
1. Экологический мониторинг.

2. Комнатные цветы и их роль в дизайне интерьера.


  1. Темы для составления рефератов и презентаций.

1. Рациональное природопользование.

2. Законы, принципы и правила экологии.

3. Экологический кризис.

4.Экологическая ситуация в России.

5. Урбосистемы.

6. Агросистемы.

7. Естественные экосистемы.

8. Определение и классификация отходов.

9. Методы борьбы с отходами.

10. Новые технологии.

11. Альтернативные источники энергии.

12. Солнечный свет как альтернативный источник энергии.

13. Ветер как альтернативный источник энергии.

14. Экологический мониторинг.

15. Концепция устойчивого развития.

16. Экологическое право.

17.Экологическое регулирование.

18. Экологический риск.

19. Международное сотрудничество в области экологического права.

20. Экологическая экспертиза.

21. Экологически чистые материалы.

22. Характеристика строительных материалов с точки зрения экологии.

23. Строительная бионика.

25. Экологический дизайн.

26. Экодизайн в интерьере.

27. Планировка экологического сада.

28. Фитодизайн.

29. Экомаркировка товаров.

30. Применение экологически чистых материалов в дизайне интерьера.


  1. Тесты.


Вариант№1.

1. Дать определение

экологическая экспертиза –

2. Расшифровать абривиатуру ПДК

3. Перечислить три последствия воздействия на человека фенола

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как гипс

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто оплачивает экологическую экспертизу?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. Образование дополнительного напряжения внутри земли – это

6.1. Наведённая сейсмичность

6.2. Опускание земли.

6.3. Подтопление.

7. Перечислить три плюса солнечной энергии

7.1.

7.2.

7.3.

Вариант№2.

1. Дать определение

экологическое право –

2. Расшифровать абривиатуру ПДС


3. Перечислить три последствия воздействия на человека формальдегида

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как асбест

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто проводит экологическую экспертизу?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. Измерение размеров человеческого тела и его частей – это

6.1. Антропология

6.2. Антропометрия

6.3. Социология

7. Перечислить три минуса солнечной энергии

7.1.

7.2.

7.3.
Вариант№3.

1. Дать определение

Экологический дизайн –

2. Расшифровать абривиатуру ПДВ

3. Перечислить три последствия воздействия на человека радиации

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как бетон

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто гарантирует выполнение результатов экологической экспертизы?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. Шум – это совокупность звуков с частотой -

6.1. 16-20000 Гц

6.2. < 16 Гц

6.3. >20000 Гц

7. Перечислить три плюса водородного топлива

7.1.

7.2.

7.3.
Вариант№4.

1. Дать определение

Экологическое регулирование –

2. Расшифровать абривиатуру СЗЗ

3. Перечислить три последствия воздействия на человека тяжёлых металлов

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как кирпич

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто составляет заявление при проведении экологической экспертизы?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. Ультразвук – это совокупность звуков с частотой -

6.1. 16-20000 Гц

6.2. < 16 Гц

6.3. >20000 Гц

7. Перечислить три минуса водородного топлива

7.1.

7.2.

7.3.

Вариант№5.

1. Дать определение

Экологический риск –

2. Расшифровать абривиатуру ПДК

3. Перечислить три последствия воздействия на человека пластмассы

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как древесина

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто отвечает за результаты экологической экспертизы?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. Ультразвук – это совокупность звуков с частотой -

6.1. 16-20000 Гц

6.2. < 16 Гц

6.3. >20000 Гц

7. Перечислить три плюса ветровой энергии

7.1.

7.2.

7.3

Вариант№6.

1. Дать определение

Экологический дизайн –

2. Расшифровать абривиатуру ПДС

3. Перечислить три последствия воздействия на человека краски

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как цемент

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто составляет заключение экологической экспертизы?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. В каких единицах измеряют частоту колебаний?

6.1. Гц

6.2. Дб

6.3. Сек

7. Перечислить три минуса ветровой энергии

7.1.

7.2.

7.3.

Вариант№7.

1. Дать определение

Экологическая реклама –

2. Расшифровать абривиатуру СЗЗ

3. Перечислить три последствия воздействия на человека фенола

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как полимеры

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто назначает проведение экологической экспертизы?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. В каких единицах измеряют интенсивность шума?

6.1. Гц

6.2. Дб

6.3. Сек

7. Перечислить три плюса АЭС

7.1.

7.2.

7.3.
Вариант№8.

1. Дать определение

Бионика –

2. Расшифровать абривиатуру ПДВ

3. Перечислить три последствия воздействия на человека формальдегида

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как обои

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто оплачивает экологическую экспертизу?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. В каких единицах измеряют время действия шума?

6.1. Гц

6.2. Дб

6.3. Сек

7. Перечислить минуса плюса АЭС

7.1.

7.2.

7.3.
Вариант№9.

1. Дать определение

Экология –

2. Расшифровать абривиатуру СЗЗ

3. Перечислить три последствия воздействия на человека радиация

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как гипс

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто проводит экологическую экспертизу?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. Шум, какой интенсивности уловим острым слухом?

6.1. 60 Дб

6.2. 10 Дб

6.3. 1 Дб

7. Перечислить три плюса ГЭС

7.1.

7.2.

7.3.


Вариант№10.

1. Дать определение

Природопользование –

2. Расшифровать абривиатуру ПДВ

3. Перечислить три последствия воздействия на человека тяжёлые металлы

3.1.

3.2.

3.3.

4. Перечислить три минуса такого материала как асбест

4.1.

4.2.

4.3.

5. Кто составляет заключение экологической экспертизы?

5.1. Заказчик.

5.2. Подрядчик.

5.3. Потребитель.

6. Шум, какой интенсивности вызывает мгновенную потерю слуха?

6.1. 60 Дб

6.2. 100 Дб

6.3. 150 Дб

7. Перечислить три минуса ГЭС

7.1.

7.2.

7.3.


  1. Методические указания.

В методических указаниях к дисциплине «Экологические основы природопользования» приведены пять основных тем, необходимых для написания контрольной работы, реферата, составления презентации или написания теста.
Тема№1. Введение в предмет «Экологические основы природопользования».

Экология – наука, которая изучает законы существования организмов (живых систем) в их взаимодействии с окружающей средой. Слово «экология» происходит от сочетания двух греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - наука.

Организм (от греч. органон – живое существо) характеризуется всеми свойствами жизни. Организмы – это растения, животные (в том числе человек) и микроорганизмы.

Окружающая среда – это все, что окружает организм и влияет на него. К окружающей среде относится вся природная и техногенная среда.

 Природная среда

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

 Техногенная среда

Природная среда существует на Земле независимо от человека. Она определяется совокупностью естественных условий существования организмов. Природная среда включает в себя растительный и животный мир, а также океаны, леса, горы, реки и т. д.

Техногенная среда создана человеком, она включает в себя дома, производства, машины и т. д. Являясь частью природы, человек воздействует на природу и изменяет ее.

Теория и практика воздействия человечества на природную среду в процессе ее хозяйственного использования называется природопользованием.

Одна из самых насущных проблем человечества – проблема обеспеченности природными ресурсами. Запасы природных ресурсов не безграничны, а это значит, что для предотвращения их истощения необходимы установление гармоничного взаимодействия человечества с окружающей средой, рациональное и комплексное природопользование, поиски новых источников сырья, топлива и энергии.

Компоненты (части) природной среды, которые влияют на состояние и свойства организма, называют экологическими факторами. Традиционно их делят на три группы:



Абиотические экологические факторы – все компоненты неживой природы (свет, температура, давление, влажность, ветер, состав воздуха, воды и почвы, долгота дня)

Биотические экологические факторы – факторы, которые связаны с живым организмами, они характеризуют влияние одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм, сотрудничество и т. д.).

Антропогенные экологические факторы связаны с влиянием деятельности человека на природную среду (загрязнение атмосферы и водной среды, вырубка леса, осушение болот, уничтожение животных и т. д.).

Можно встретить и другие классификации экологических факторов. В зависимости от:

• природы – абиотические и биотические;

• происхождения – естественные и искусственные;

• периодичности – периодические и непериодические;

• времени образования и начала действия – первичные и вторичные;

• среды возникновения – водные, воздушные, почвенные;

• степени воздействия – лимитирующие, экстремальные, летальные;

• спектра воздействия – общего, избирательного действия;

• характера и состава воздействия – химические, физические, биологические, механические, информационные и др.

Экологические факторы могут оказывать на организм, как и положительное, так и отрицательное влияние.

Способность организма приспосабливаться к действию экологических факторов называют адаптацией. Диапазон между минимумом и максимумом экологического фактора определяет величину выносливости – толерантности.

Все экологические факторы связаны между собой и влияют друг на друга. Это значит, что существует экологическое равновесие между живыми организмами и средой их обитания.

Тема№2. Рациональное природопользование

В настоящее время под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия человека на географическую оболочку Земли. Для более точной качественной и количественной характеристики природопользования Н. Ф. Реймерсом было разработано понятие природоресурсного потенциала, т. е. той части природных ресурсов Земли и ближнего космоса, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях с условием, что очень важно, сохранения среды жизни человека. Классификация ресурсов. Природными ресурсами Земли служат объекты и условия, используемые в процессе материального производства для удовлетворения различных потребностей общества.

Природные ресурсы можно классифицировать следующим образом: по их использованию:

1) промышленные,

2) сельскохозяйственные,

3) рекреационные и т.п.;

по принадлежности к компоненту природы:

1) космические,

2) воздушные,

3) водные,

4) почвенные,

) биологические,

6) геологические;

по характеру воздействия:

1)исчерпаемые,

2)неисчерпаемые,

3) возобновимые.

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, делятся на невозобновляемые и возобновляемые. К невозобновляемым относятся такие геологические ресурсы, как нефть, каменный уголь и другие, запасы которых не восстанавливаются; к возобновляемым относятся почвы, растительность, животный мир. К неисчерпаемым, хотя и достаточно условно, принадлежат космические (солнечная радиация, приливы и отливы); климатические (тепло, влага, энергия ветра) и водные ресурсы. Условность такого определения связана, во-первых, с ограниченностью существования Солнечной системы и, во-вторых, с их деградацией и в конечном случае исчерпанием вследствие загрязнения продуктами хозяйственной деятельности человека и непригодности для дальнейшего использования. При этом в основе природопользовательской деятельности человека очень часто лежит принцип удаленности событий. Так, полагают, что с развитием научно-технического прогресса экологические проблемы будут решаться намного легче, чем сейчас. 86 Рациональное природопользование способствует сохранению природоресурсного потенциала и здоровья человека, экономному использованию природных ресурсов и обеспечению эффективного режима их воспроизводства. Однако как прошлые, так и современные производственные технологии не дают возможности полного сохранения природоресурсного потенциала, лишь приближаются в отдельных случаях к этому оптимуму. Такое несоответствие на протяжении человеческой истории способствует истощению отдельных видов природных ресурсов Земли в целом, обуславливая развитие экологического кризиса.

Существует три простых правила, позволяющих определить пределы устойчивости потребления ресурсов.

Правило 1. Для возобновимых ресурсов темпы потребления не должны превышать темпы восстановления.

Правило 2. Темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпы их замены на возобновимые. Например, при эксплуатации нефтяных месторождений часть выручки должна вкладываться в разработку и производство альтернативных источников энергии, таких, как солнечные батареи, приливно-отливные электростанции и пр. Правило 3. Интенсивность выброса загрязнителей не должна превышать скорости их переработки природной средой. В настоящее время эти правила не соблюдаются.

Рациональное природопользование — это такое использование естественных экосистем или их элементов, при котором не происходит разрушения ресурсов и не ухудшаются среда обитания и соответственно здоровье человека. При этом сохраняется биологическое разнообразие экосистем. Ухудшение природных ресурсов, их истощение можно и нужно предотвратить.

Основными путями решения этой проблемы являются:

1)повышение безотходности производства;

2)разработка принципиально новых источников и способов получения энергии; 3)решение демографической проблемы в развивающихся странах и др.;

4) разработка ресурсосберегающих технологий.
Тема№3. Правовые и социальные аспекты экологии

Экологическое право. Право может выполнять определенную роль в обеспечении благоприятной природной среды для человека, оно может придать некоторым жизненно важным отношениям в системе «общество — природа» нормативный, обязательный характер.

Экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Предмет экологического права. Предметом права считаются общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического законодательства. В данном случае это могут быть общественные отношения, складывающиеся по поводу объектов природы и их экологических связей и входящие в сферу действия экологических норм.

Предмет экологического права — это отношения по непосредственной эксплуатации природных объектов. Содержание и субъекты экологических правоотношений. Содержание — это права и обязанности участников правоотношения в области использования и охраны природной среды.

Субъекты — это, во-первых, природопользователи; во-вторых, органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды; в-третьих — общественные объединения.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется двумя основными положениями:

1) экологическим воспитанием и образованием;

2) государственной гарантией экологических прав.

Новый закон «Об охране окружающей среды» появился 10.01.2002 года. В настоящее время это основной документ, определяющий и регулирующий отношения в сфере взаимодействия природы и общества. В нем рассматриваются основные принципы, на которых должно строиться это взаимодействие: приоритет охраны жизни и здоровья человека; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природоохранного законодательства, гласность в работе, тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач. В статьях 11 и 12 рассматриваются права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, полномочия и обязанности граждан. В законе есть также специальные статьи об экологическом образовании и воспитании населения. В конце 1993 года в соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) был разработан национальный план действий России по охране окружающей среды, определяющий экологическую политику страны. 4 февраля 1994 года Указом Президента РФ одобрены «Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию». В 1996 году правительством утвержден проект Концепции устойчивого развития Российской Федерации.

Федеральные и целевые программы — это средство реализации экологической политики государства. Среди программ, разработанных и контролируемых ранее Госкомэкологией, затем Министерством природных ресурсов и рационального природопользования России, следующие:

1)«Экологическая безопасность России»;

2)«Обеспечение безопасности озера Байкал»;

3)«Снижение уровней облучения населения и персонала от природных радиоактивных источников»;

4)«Конверсия — экологии»;

5)«Отходы»;

6)Программа по сохранению биоразнообразия;

7)Программа поддержки заповедников и национальных парков;

8)Программа по сохранению озонового слоя;

9)«Защита от наводнений».

. Создана система глобального мониторинга, т.е. слежения, контроля и прогноза загрязнения окружающей среды.

Система мониторинга — новейший и необходимый метод экологических исследований, позволяющий установить точки экологического кризиса и предотвратить его наступление. В систему глобального мониторинга вовлечены все страны мира, в этой отрасли экологической науки - самое тесное международное сотрудничество.

В настоящее время международное сотрудничество возглавляет ЮНЕСКО.

В 1972 году ею была разработана Межправительственная программа по окружающей среде (ЮНЕП) и создана всемирная система станций учета и наблюдения (мониторинга) за состоянием и изменением биосферы.

В 2002 году состоялась Международная конференция, посвященная 30-летию ЮНЕП. Международными организациями разработаны и другие программы: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) — «Гигиена окружающей среды»; ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) — «Сельскохозяйственные химикаты и отходы».

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялся форум экологов — Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая приняла программу будущего — «Повестка дня на XXI век» и провозгласила принцип совместного развития природы и общества как принцип «устойчивого» (самоподдерживающегося) развития. Устойчивое развитие в глобальной системе «общество — при- рода» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. При ограниченных ресурсных возможностях нашей планеты необходимо, чтобы со стороны развивающегося общества поддерживалось и соответствующее развитие природной среды. Главная идея концепции — создание условий и механизмов для взаимоувязанного социально-экономического и экологического развития, обеспечивающего возможность существования человечества на планете Земля. Эта концепция до сих пор является основой для теоретических и практических действий экологов всего мира.
Тема№4. Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;

- обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.


metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-kursa-19-metodicheskie-ukazaniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-teoriya-organizacii-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-predmeta-konstrukcionnie-i-elektrotehnicheskie-materiali.html
metodicheskie-ukazaniya-po-kompleksonnoj-obrabotke-vodi-barabannih-kotlov-davleniem-40-100-kgssm-2.html
metodicheskie-ukazaniya-po-kursam-teoriya-informacionnih-sistem-ibazi-dannih-razdeli-relyacionnaya-algebra-iyazik-sql.html
metodicheskie-ukazaniya-po-kursovoj-rabote-buhgalterskij-uchet-i-1s-buhgalteriya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-model-predstavleniya-znanij-sredstvami-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2006.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyotnij-doklad-na-konferencii-mro-szh-rossii.html
  • student.bystrickaya.ru/05-04-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-komissii-po-formirovaniyu-i-vedeniyu-reestra-gosudarstvennih-i-municipalnih-uslug-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-kamen-na-obi-obshie-polozheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnaya-reklama-kak-effektivnij-metod-populyarizacii-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/antuan-loran-lavuaze.html
  • writing.bystrickaya.ru/i-specialnih-korrekcionnih-klassov-vii-vida-polnoe-naimenovanie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/genezis-institutov-gosudarstva-v-antichnoj-evrope-i-na-dr-vostoke-obshee-i-osobennoe-chast-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-11-ya-okej-ti-okej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azhazha-vladimir-georgievich-inaya-zhizn-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-elektrotehnicheskie-materiali-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sevastopolya-panorama-oborona-sevastopolya-1854-1855-gg.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-voprosi-bibliograficheskij-ukazatel-sovetskoj-literaturi-za-1917-1965-gg.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sociologiya-goroda.html
  • learn.bystrickaya.ru/gmo-i-gomo-sapiens-chast-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/velikaya-depressiya-1928-1933-godov-v-ssha-prichini-posledstviya-novij-kurs-ruzvelta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-kak-rasschitat-posobie-esli-bolnichnij-otkrit-v-2009-m-a-zakrit-v-2010-godu.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-i-domashnih-zadanij-referatov-po-discipline-osnovi-nejrolingvisticheskogo-programmirovaniya-dlya-studentov-specialnosti-sociologiya-040201.html
  • klass.bystrickaya.ru/anketa-s-fotografiej-zaverennaya-v-otdele-kadrov-poslednego-mesta-raboti-ili-uchebi-1-foto.html
  • control.bystrickaya.ru/berezin-i-marketingovie-issledovaniya-kak-eto-delayut-v-rossii.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-viyavleniya-sezonnoj-komponenti-ih-primenenie-v-analize-i-prognozirovanii-socialno-ekonomicheskih-pokazatelej-v-praktike-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-informacionnie-tehnologii-v-yurid.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-vneocherednogo-soveshaniya-konferencii-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/156-predstavlenie-znanij-aksiomami-izobretanie-proektirovanie-razrabotka-i-soprovozhdenie-tom-intellektualnie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-otchet-o-rabote-po-proektu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stimulyuvannya-navchalno-dyalnost-molodshih-shkolyarv.html
  • znanie.bystrickaya.ru/515upravlenie-po-vzaimodejstviyu-so-sredstvami-massovoj-otchet-ob-ispolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/fabrikacii-ugolovnih-del-ob-islamskom-ekstremizme-v-rossii-kampaniya-prodolzhaetsya-15042007.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vertikalnoe-operenie-rukovodstvo-po-letnoj-ekspluatacii-rle.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-evrika-mbou-sosh-63-g-krasnodara.html
  • crib.bystrickaya.ru/harkvskij-mskij-blagodjnij-fond-blago.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-uroka-geografii-v-6lasse-po-teme-geograficheskaya-shirota.html
  • learn.bystrickaya.ru/geologiya-nefti-i-gaza-62010-aktualnie-problemi-neftegazovoj-geologii-actual-problems-of-oil-and-gas-geology.html
  • institute.bystrickaya.ru/fizika-i-ohrana-okruzhayushej-sredi.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-a-a-lokteva-otvetstvennij-redaktor-k-m-n-d-v-koshechkin-bott-viktor.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.