.RU

Методические указания и контрольные задания красноярск 2009 удк 546/(076. 1) - страница 5



Пример 1.

Какие из приведенных ниже реакций являются окислительно-восстановительными? Укажите для каждой из них окислитель и восстановитель.


1. Fe + 2HCl = FeCl2 + H2.

2. FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl.

3. Ba(NO3)2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KNO3.

4. 2KI + Cl2 = 2KCl + I2.


Решение.

Окислительно-восстановительными называются реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов. Степень окисления – это условный, целочисленный заряд, появляющийся на атоме в результате смещения электронного облака к более электроотрицательному атому. Степень окисления может быть отрицательной, положительной и нулевой.

Окисление – это процесс отдачи электронов, сопровождающийся повышением степени окисления. Атомы, молекулы и ионы, отдающие электроны, называются восстановителями.

Восстановление – процесс присоединения электронов, сопровождающийся понижением степени окисления. Атомы, молекулы и ионы, принимающие электроны, называют окислителями.

Определим степени окисления атомов.


1. + 2Cl = Cl2 + 2.


Железо и водород меняют степени окисления. Следовательно, данная реакция относится к окислительно-восстановительным:


 2 = – процесс окисления, железо – восстановитель.

2 + 2 = 2 – процесс восстановления, ион водорода – окислитель.

2. 2 + 2 = 2 + 2.

С

тепени окисления атомов в веществах не изменяются, поэтому реакция не является окислительно-восстановительной.


3. (3)2 + = 23 +


Эта реакция также не относится к окислительно-восстановительным, степени окисления атомов постоянны.


4. 2K + 2 = 2K + 2.


Хлор и йод меняют степени окисления, это  окислительно-восстано-вительная реакция:


2 2 = 2 – процесс окисления, ион йода – восстановитель,


2 + 2 = 2 – процесс восстановления, молекула хлора – окислитель.


Пример 2.

Какой процесс окисления или восстановления происходит при следующих превращениях:


; ; ;


; ; ?


Решение.

Повышение степени окисления происходит в результате отдачи электронов (окисления), понижение – за счет присоединения электронов (восстановления):


 6 = – окисление,


 8 = – окисление,


+ 3 = – восстановление,


 2 = – окисление,


 3 = – окисление,


+ 1 = – восстановление.


Пример 3.

Реакция выражается схемами:


1. KClO3 KClO4 + KCl.


2. (NH4)2S + K2Cr2O7 + H2O S + Cr(OH)3 + NH3 + KOH.


Составьте электронные уравнения, расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель.

Решение.

Для подбора коэффициентов уравнения воспользуемся методом электронного баланса.

1. Записываем уравнение реакции и находим атомы, меняющие степень окисления:

KO3  KO4 + K.


2. Составляем электронные уравнения и находим окислитель и восстано-витель:

Cl+5 – 2 = Cl+7, Cl+5 – восстановитель,


Cl+5 + 6 = Cl–1, Cl+5 – окислитель.


В этом уравнении Cl+5(KClO3) является одновременно и окислителем, и восстановителем. Такая окислительно-восстановительная реакция называется реакцией диспропорционирования (самоокислениясамовосстановления).

3. Находим коэффициенты для окислителя, восстановителя и продуктов их превращения. Число электронов, отданных восстановителем, должно быть равно числу электронов, принятых окислителем. Для этого находим наименьшее общее кратное и множители:


Cl+5 – 2 = Cl+7 3 (1)

6

Cl+5 + 6 = Cl– 1 (2)


Ставим эти множители в уравнение (1). Перед KClO3 () ставится суммарный множитель (3 + 1 = 4). Коэффициенты у формул остальных веществ подбираются как обычно, путем сопоставления числа атомов в правой и левой частях уравнения:


4KClO3 = 3KClO4 + KCl.


По той же методике расставим коэффициенты во втором уравнении:


3(NH4)2S–2 + K2Cr2+6O7 + H2O = 3S0 + 2Cr+3(OH)3 + 2KOH + 6NH3




S–2 – 2 = S0 3

6

Cr+6 + 6 = 2Cr+3 1


Пример 4.

Диоксид азота при растворении в воде образует смесь двух кислот. Напишите уравнение реакции.

Решение.

Исходными веществами являются вода и диоксид азота NO2. Кислород и водород имеют в молекуле воды степени окисления (2) и (+1), характерные и устойчивые для них. Следовательно, реакция происходит только за счет изменения степени окисления азота. В молекуле NO2 азот находится в промежуточной степени окисления (+4), он может и отдавать, и принимать электроны по схеме:


N+4 – 1 = N+5 – окисление,


N+4 + 1 = N+3 – восстановление.


Поэтому при растворении NO2 в воде образуются азотная () и азотистая () кислоты:


2NO2 + H2O = HNO3 + HNO2.


Задания


221.С учетом степени окисления хлора в соединениях HCl, HClO3, НСlO4, определите: какое из них является только окислителем и только восстановителем и какое может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме


КВr + KВrO2 + H2SO4  Br2 + K2SO4 + Н2О.


222. Реакции представлены схемами


P + HJO3 + H2O  H3PO4 + HJ,


KMnO4 + KNO2 + H2SO4 = MnSO4 + KNO3 + K2SO4 + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.

223. Составьте электронные уравнения и укажите, какой процесс – окисление или восстановление – происходит при следующих превращениях:


As3–  As5+; N3++  N3–; S2–  S°.


На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме


Na2SO3 + KMnO4+ Н2О  Na2SO4 + MnO2 + KOH.


224. Учитывая степени окисления фосфора в соединениях РН3, Н3РО4, Н3РО3, определите: какое соединение является только окислителем и только восстановителем? Какое соединение может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства, почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме


PbS + HNO3 S + Pb (NO3)2 + NO + H2O.


225. По схемами реакций


P+ HNO3 + H2O  H3PO4 + NO,


KMnO4 + Na2SO3 + KOH  K2MnO4 + Na2SO4 + H2O.


составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


226. Составьте электронные уравнения и укажете, какой процесс – окисление или восстановление – происходит при следующих превращениях:


Мn6+ Мn2–; Cl5+  С1–; N3–  N5+.


На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в реакции, идущей по схеме


Сu2О + HNO3  Cu(NO3)2 + NO+ H2O.


227 Реакции выражаются схемами.


HNO3 + Ca  NH4NO3 + Ca(NO3)2 = H2O,


K2S + KMnO4 + H2SO4  S + K2SO4 + MnSO4 + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте стехиометрические коэффициенты. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


228. Учитывая степени окисления хрома, йода и серы в соединениях K2Cr2O7, КJ и H2SO3, определите, какое из них является только окислителем, только восстановителем и какое может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме


NaCrO2 + PbO2 + NaOH  Na2CrO4 + Na2PbO2+ H2O.


229. Реакции протекают по схемам


H2S + Cl2 + H2O  H2SO4 + HCl,


K2Cr2O7 + H2S + H2SO4  S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.

Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


230. Реакции представлены схемами.


KСlO3 + Na2SO3  КСl + Na2SO4,


KMnO4 + HBr  Br2 + KBr + MnBr2 + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


231 Реакции протекают по схемам.


P + НlO3 + H2O  H3PO4 + HCl,


H3AsO3 + KMnO4 + H2SO4  H3AsO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O.

Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


232. Реакции представлены схемами.


NaCrO2 + Br2 + NaOH Na2CrO4 + NaBr + H2O,


FeS + HNО3  Fe (NO3)3 + S + NO + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


233. Реакции представлены схемами.


HNO3 + Zn  N2O+ Zn(NO3)2 + H2O,


FeSO4 + KCIO3 + H2SO4  Fe2 (SO4)3 + КСl + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


234. Реакции протекают по схемам.


К2Сг2O7 + HCl  CI2 + CrCI3 + KC1 + H2O,


Au + HNO3 + HCl  AuCI3 + NO + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


235. Могут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: a) NH3 и КМnО4; б) HNO2 и HJ; в) НСl и H2Se? Почему? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме:


KMnO4 + KNO2 + H2SO4  MnSO4 + KNO3 + K2SO4 +H2O.


236. Реакции представлены схемами.


HCl + CrO3  Cl2 + CrCl3 + H2O,


Cd + KMnO4 + H2SO4  CdSO4 + K2SO4 + MnSO4 + Н2О.


237. Реакции представлены схемами.


J2 + NaOH  NaOJ + NaJ,


MnSO4 + PbO2 + HNO3  HMnO4 + Pb (NO3)2 + PbSO4 + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


238. По схемам реакций


H2SO3 + HC1O3  H2SO4 + HCl,


FeSO4 + K2Cr2O7 + H2SO4  Fe2 (SO4)3 + Cr2 (SO4)3 + K2SO4 + H2O.


составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


239. Реакции протекают по схемам.


J2 + Cl2 + H2O HJO3 + HCl,


FeCO3 + KMnO4 + H2SO4  Fe2(SO4)3 + CO2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O.


Составьте электронные уравнения. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Для каждой реакции укажите, какое вещество является окислителем, какое – восстановителем; какое вещество окисляется, какое – восстанавливается.


240. Могут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: a) PH3 и НBr; б) K2Cr2O7 и Н3РО3; в) HNO3 и H2S? На основании электронных уравнений расставьте коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме


AsH3 + HNO3  H3AsO4 + NO2 + H2O.


^ Электродные потенциалы и электродвижущие силы


metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-diplomnih-proektov-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti-080507-65-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-diplomnih-rabot-po-kursu-parazitologii-dlya-studentov-fakulteta-veterinarnoj-medicini-ochnogo-uskorennogo-i-zaochnogo-obucheniya-ulan-ude.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-diplomnogo-proekta-raboti-po-kafedre.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-kontrolnoj-raboti-varianti-kontrolnih-rabot-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-kursovoj-raboti-po-parazitologii.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-vseh-form-obucheniya-vladivostok.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/french-borrowings-in-the-english-language.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-arekomenduemoe-rukovodyashie-tehnicheskie-materiali-po-svarke-i-kontrolyu-kachestva-soedinenij-armaturi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8kompleksnie-sistemi-avtomatizacii-kuznecov-s-l-deloproizvodstvo-na-kompyutere.html
  • desk.bystrickaya.ru/otdelochnie-raboti-i-stroitelnie-materiali-arhitektura-i-landshaftnij-dizajn.html
  • studies.bystrickaya.ru/kazhdaya-gruppa-nepovtorima-privlekatelna-osobaya-rabochaya-tetrad-kuratora-akademicheskoj-studencheskoj-gruppi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vsego-24-tablici-i-172-diagrammi-tom-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-yurisprudencii-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-v-mashinostroenii.html
  • credit.bystrickaya.ru/pod-tyazhestyu-roditelskoj-slavi-kniga-dlya-uchitelej-i-roditelej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennie-shkoli-v-neoklassicheskoj-makroekonomicheskoj-tradicii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vozdejstvie-na-panicheskoe-povedenie-osnovi-politicheskoj-psihologii-ekaterinburg-delovaya-kniga-2001-496-soriginal.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stepanov-aleksandr-mihajlovich-bolshoj-slovar-ezotericheskih-terminov-stranica-76.html
  • klass.bystrickaya.ru/710-pravila-oformleniya-prilozhenij-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-usloviya-uspeshnoj-kommunikacii-dlya-shkolnikov-10-11-klassov-razrabotana-uchitelem-russkogo-yazika-i-literaturi-balakovoj-n-i.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-po-kursu-himii-8-11-kl.html
  • education.bystrickaya.ru/19-universalnoe-i-odnorodnoe-gosudarstvo-pervaya-snova-zadannij-starij-vopros.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-izdatelstvo-samarskij-universitet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-v-02-osnovi-pravovogo-statusa-lichnosti-v-rossijskoj-federacii-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskaz-o-pradedushke.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-metod-dohodnij--otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • turn.bystrickaya.ru/oriana-fallachi-yarost-i-gordost-stranica-10.html
  • urok.bystrickaya.ru/prinyatie-sokrasheniya-trebovaniya-promishlennoj-bezopasnosti-sistem-raspredeleniya-i-potrebleniya-prirodnih-gazov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/preobrazovanie-sankt-peterburga.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-tam-gde-letsya-zelennaya-krov-zhak-iv-kusto-v-mire-bezmolviya.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-gubernatora-kemerovskoj-oblasti-po-voprosam-socialnoj-politiki-v-k-coya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-specialnosti-travmatologiya-i-ortopediya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdatelskogo-doma-innovacii-i-eksperiment-v-obrazovanii.html
  • college.bystrickaya.ru/-24-z-ot-06072010-o-vnesenii-izmenenij-v-stati-12-i15-zakona-yaroslavskoj-oblasti-ob-obektah-kulturnogo-naslediya-pamyatnikah-istorii-i-kulturi-narodov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroven-razvitiya-mishleniya-na-nachalo-goda-60-publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/internet-marketing-chast-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-prilozheniya-rabota-v-klasse-kafedra-estestvoznaniya-matematiki-i-chastnih-metodik-komplekt-uchebno-metodicheskih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-hranenie-dokumentov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-elektronnij-uchebnik-po-kursu-g-a-krasnova-2003-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/51-podgotovka-koronki-zuba-t-l-redinovl.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchrezhdenie-rossijskoj-akademii-nauk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-promishlennie-obrazci-vitaliev-g-v-denisov-g-m-intellektualnaya-sobstvennost-zakonodatelstvo-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.