.RU

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии» Мурманск


Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра философии


ФИЛОСОФИИ
Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии»


Мурманск

2009


Авторы: - Василий Онуфриевич Гошевский, доктор филос. наук, профессор, Ольга Дмитриевна Мачкарина, канд. филос. наук, доцент


Программа и методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой философии « » января 2009г. Протокол №______.


Рецензенты: Сергеев А.М. доктор филос.наук, профессор,


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………….. 4

Основная литература по курсу………………………………………………………8

Программа курса……………………………………………………………………..9

Тема 1: Философия, ее предмет и место в культуре человечества……………….9

Тема 2: Философия Древнего мира ……………………………………………….12

Тема 3: Античная философия ……………………………………………………..14

Тема 4: Средневековая философия………..………………………………………18

Тема 5: Философия эпохи Возрождения…….............................................………21

Тема 6: Философия Нового времени XVII – XVIII веков………………………..24

Тема 7: Классический этап философии Нового времени ………………………..28

Тема 8: Современная западная философия……….………….……………………31

Тема 9: Русская философия………...…………………..………………………….39

Тема 10: Идея бытия (онтология)………..… .……………………………………43

Тема 11: Идея материи…………………………………………………….………48

Тема 12: Идея развития..…………………………………………………...……….50

Тема 13: Природа человека и смысл его существования ……………………….54

Тема 14: Учение об обществе (социальная философия)…………………………58

Тема 15: Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)………..63

Тема 16: Идея сознания ……………………………………………………………65

Тема 17: Идея познания………………………………………………………….…68

Тема 18: Идея науки………………………………………………………………...72

Тема 19: Идея творчества…………………………………………………………..75

Тема 20: Философские проблемы науки и техники………………………………77

Тема 21: Будущее человечества (философский аспект)…………………………80


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «Философия». Составляя данную программу, авторы исходили из того, что соискатели и аспиранты, изучавшие в вузах философию, обладают основами философских знаний.

Программа построена по проблемному принципу и включает в себя три раздела: историко-философский, теоретический и социально-философский. В ходе освоения историко-философского раздела слушатели знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи и образы мышления которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Важное место отводится изучению проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах.

Второй раздел – теоретический - посвящен онтологической и гносеологической проблематике. Особое внимание уделено философии научного познания, так как данная программа рассчитана на людей, занимающихся научными исследованиями, и является частью кандидатского минимума. Ученые должны знать основы методологии и логики научного познания, разрабатываемые в рамках философии. В центре внимания — научное познание.

Третий раздел программы — социально-философский, он особенно важен для ученых-обществоведов. Его цель — знакомство слушателей с современной социальной философией, включающей в себя как проблематику рефлективной теории, изучающей способ общественного существования человека, универсальные законы строения и функционирования общества, механизмы, способы и формы его исторического изменения, так и проблематику ценностной философии, рассуждающей о смысле человеческого существования в обществе и истории, наилучших способах устройства общественной жизни.

Задачи социально-философского раздела курса — дать слушателям целостное систематическое представление о современных концепциях социума, общества и истории, конкурирующих в рамках единого предметного поля социальной философии. При этом, как и в первой части курса, сохраняется приоритет проблемного принципа изложения материала над историко-философским. Взгляды крупнейших теоретиков излагаются и комментируются не в порядке их хронологического появления, а в связи с основными проблемами, конституирующими предмет социальной философии.

^ Цели курса Философии: осмысление современности, стимулирование слушателя к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации; углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия; формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности, осознанное творчество личной истории; формирование культуры научного мышления.

^ Основная задача курса - способствовать формированию целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также развитию философского мировоззрения и мироощущения.

^ Задачи курса:

- изучение важнейших понятий и принципов философии и философской аргументации;

- анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития;

- выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление;

- формирование понимания проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;

- способствование созданию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

- обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;

- развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.

^ Изучение курса должно способствовать:

а) выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направле­ний и школ;

б) формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучения вопросов;

в) развитию умений логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

г) овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Данные методические материалы включают в себя: программу курса, методические рекомендации, списки рекомендуемой литературы, перечень вопросов для самопроверки.

Составители данных методических указания обращают вниманием на то, что основной задачей философии является осмысление действительности, поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну работу, в которой раскрыта проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос. В противном случае можно запутаться в огромном философском материале, требующем для своего понимания специальной подготовки. Здесь уместно привести слова Гераклита Эфесского: “Многознание уму не научает”.

В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта.

При подготовке к экзамену по философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Необходимо сначала внимательно ознакомится с содержанием программы курса. Затем, обратиться к методическим указаниям, где расписана последовательность действий в рамках изучаемой темы, к учебникам и учебным пособиям, рекомендуемых в курсе, к конспекту лекций. Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю.

Для достижения успеха в изучении дисциплины следует, во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.). Во-вторых, аргументация устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора.

В ходе подготовки необходимо определить круг монографий, статей, имеющих отношение к тому или иному вопросу, ознакомившись с литературой, нужно составить конспект прочитанного. Затем, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, при этом, стараясь уяснить последовательность смысловых частей, и выработать план изложения.

После изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой.

Изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:

1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Рекомендации помогут избежать ошибок в учебном процессе и облегчат знакомство со сложным, но увлекательным миром философии.


^ Основная литература по курсу «Философия»:


Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. –– 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 588с. (Серия "Классический университетский учебник").

Балашов, Л. Е.Философия : учебник / Л.Е. Балашов. - М. : изд-во «Дашков и К», 2004. - 605 с.

Бессонов, Б. Н. Философия. История и современные задачи : учебник для вузов: в 2 частях / Б. Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006.

Войтов, А. Г. Философия : учеб. пособие для аспирантов. - 2-е изд. - М. : .Дашков и К, 2006 - 512 с.

 Гуревич П. С. Философия : учебник для вузов. - М. : Юнити, 2005. - 399 с. - (Учебники профессора П. С. Гуревича) (Познание. Вера. Свершение

Звиревич, В. Т. Философия древнего мира и средних веков : учеб. пособие для вузов / В.Т. Звиревич. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002. - 348 с.

Ильин, В. В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. -732с.

Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб: Питер, 2007.

Мананникова, Е. Н. Философия: учеб. пособ. /Е.Н. Мананникова. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- .

Миронов, В. В. Философия : учебник для вузов / В.В. Миров [и др.] ; под общ. ред. В.В. Миронова. – М. : Норма, 2005. – 911с.

Налетов, И. З.Философия : учебник для вузов / И.З. Налетов. - М. : изд-во «Инфра-М», 2007. - 399, [1] с.

Спиркин, А.Г. Философия : учебник для техн. вузов / А.Г. Спиркин. - М. : изд-во «Гардарика», 2006. – 365 с.

Соколов, В.В. Историческое введение в философию История философии по эпохам и проблемам : учебник для высшей школы / В.В. Соколов. – М., 2004. – 910 с.

Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проспект; Тринста, 2004. – 445с.

Философия и ее место в культуре : сборник науч.трудов / отв.ред. О.А. Донских, А.Н. Кочергин. - Новосибирск : Наука, 1990. - 241 с.

Философия для аспирантов : учеб. пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Ф. Фатхи. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 448 с. - (Серия "Высшее образование").


^ ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Понятие мировоззрения. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Культурно-исторические предпосылки рождения философии в Индии, Китае, Греции. Кризис родо-племенного уклада жизни и мифологического миропонимания. Осевое время и переход к универсальности. Смысл термина философия. Философия как знание, мудрость и искусство жизни. Своеобразие философского познания. Многообразие философии и ее определений. Проблема определения предмета философии: всеобщее; система отношений человек мир, я другой; предельные основания культуры и др. Рефлексия, рациональность. Истина. Проблемы философии: природа существования, познание, разум, основания социальной реальности, смысл общественных институтов, смысл и цель исторического процесса, проблема ценностей, мораль и нравственность, добро и зло, принципы чувственной выразительности, прекрасное и безобразное, назначение человека и смысл жизни и др. Структура философии: онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, аксиология, этика, эстетика, философская антропология и др. Основной вопрос философии: И.Кант, Ф.Энгельс и марксизм, А.Камю, Б.Рассел и др. Основные философские направления: идеализм и материализм; эмпиризм, рационализм, критицизм.

^ Методические рекомендации

Руководствуясь «Методическими рекомендациями», изучив предложенную литературу (основную и дополнительную), определите предмет философии, круг проблем, рассматриваемых в рамках данной дисциплины. Разберитесь с основные понятиями и категориями философии.

Философия – (гр. fileo – любовь, sofia – мудрость) – это особая форма общественного сознания, теоретически сформулированное мировоззрение, отличающееся от других форм способом осмысления, степенью разработанности проблем и методов. Первые философские школы возникли более 2500 лет назад на территории Древнего Китая и Индии, в Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции. В буквальном толковании: философия – любовь к мудрости – впервые встречается у Пифагора, специалисты по античной философии утверждают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон. У Аристотеля под философией понимается учение о всеобщем, противостоящим мифологии и частным наукам.

В своем становлении философия прошла ряд сложных этапов, которые способствовали ее выделению в самостоятельную науку. Формируясь на основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачатками научных знаний (по Аристотелю – протознания или первая философия), она требовала объяснения природных, причинных связей, способствуя вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытесняющих мифологическую картину мира. Философию превращается по М.М. Бахтину в «метаязык всех наук»1. С развитием науки приобретает новое содержание основной вопрос философии. Вычерчивается предмет и объект философского знания.

Для ответа на вопрос: философия – это наука или тип мировоззрения, необходимо:

1. исследовать понятие «мировоззрение», его составляющие, формы и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское);

2. выявить в истории человеческой мысли этапы формирования философского знания, которое вобрало в себя все имеющиеся в человеческой культуре знания: естественнонаучные, идеологические, художественные, гуманитарные, трансцендирующие постижение, обыденное;

3. определить предмет философии, методологию доказательства истины;

4. проанализировать философское знание на соответствие критериям научного знания (объективность, рациональность, эссенциалистическая направленность, системность, проверяемость).

Исходя из представленного выше, можно с уверенностью сказать, что философия есть наука, вид научного знания. Ее специфика как вида научного знания в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения. Как наука философия обладает своим специфическим предметом, категориальным аппаратом, методами познания и выполняет множество задач. В более широком смысле, как мировоззрение философия – система знаний о мире в целом и отношении человека к этому миру – с одной стороны, комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности – с другой. Она выполняет множество функций, которые можно распределить на две группы: мировоззренческие и методологические. Широк спектр философских проблем, которые можно представить как онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

При изучении проблемы соотношения философии и частных наук следует обратить внимание на сформировавшиеся как в истории философии, так и среди направлений современной философской мысли три основные тенденции в решении вопроса о соотношении философии и частных наук:

Проанализируйте указанные концепции, назовите основных представителей. Укажите механизм и границы взаимодействия философии и частных наук. Что такое сциентизм и антисциентизм как типы мировоззрения? Какая концепция является приемлемой для Вас, свой ответ аргументируйте, для этого используйте предложенную литературу:

Источники:

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4-х томах. – М., 1975. – Т. 1. – С.67 –69.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. – М., 1964. – Т. 3. – С.683 – 702.

Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1977. – Т.3. – С. 393 –394.

Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101.

Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58.

Лебедев, С.А.Предмет и природа философского знания / С.А. Лебедев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №5.- С.21-52.

Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990.

Ортега–и–Гассет, Что такое философия / Ортега–и-Гассет.– М.: Наука, 1991.

Соловьев, В.С. Философские начала цельного знания / В.С. Соловьев // Соч.: в 2-х томах. – М.: Наука, 1992. – Т.2. – С. 178 – 227.

Соловьев, В.С. Исторические дела философии / В.С. Соловьев // Вопросы философии. – 1988. - № 8. – С. 118 – 125.

Философия и ее место в культуре : сборник науч.трудов / отв.ред. О.А. Донских, А.Н. Кочергин. - Новосибирск : Наука, 1990. - 241 с.

Шпет, Г.Г. Мудрость или разум / Г.Г. Шпет // Философские этюды. – М., 1994. – С.222 – 278.

Дополнительная литература:

Гайденко, П.П. Постметафизическая философия как философия процесса / П.П. Гайденко //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 128-139.

Гобозов, И.А. Философия как постижение эпохи / И.А. Гобозов // Философия и общество.- М., 2003. - № 3.

Зимин, С.М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество. – М., 2006. - № 3.

Каган, М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган // Вопросы философии. – 1997. - № 9.

Конш, М. Какая философия нам нужна завтра / М. Конш // Философия и общество. – М., 2004. – № 4.

Кучуради, И Философия перед лицом мировых проблем / И. Кучуради // Вопросы философии. – 2004. - № 3.

Левин, Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии / Г.Д. Левин // Вопросы философии . – М., 2002. - № 10.

Майданов, А.С. Миф как источник знания / А.С. Майданов // Вопросы философии. – М., 2004. - № 9.

Миронов, В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В.В. Миронов // Вопросы философии. – 2006. - № 2.

Семенов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семенов // Вопросы философии. – 2006. - № 6.- С.73-88.

Сломский, В. Философия – воспитание для будущего / В. Сломский // Философские науки. – М., 2006. -№ 1.

Шермухамедов, С. Философия сегодня: национальная, региональная, мировая / С. Шермухамедов // Вопросы философии. – 2008. - № 7.

Вопросы для самопроверки:

  1. Философия как исторический тип мировоззрения.

  2. Философия как наука. Актуальность основного вопроса философии.

  3. Сущность философии и круг ее проблем.

  4. Предмет философии. Природа философского знания.

  5. Философия в системе культуры.

  6. Соотношение философии и идеологии: общее и особенное.


Тема 2.Философия Древнего мира


Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пра-философии к философии. Недифференцированность филосо­фии на Востоке.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака). Особенности “ортодоксальной” индийской логики.

Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Особенности философских учений Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

^ Методические рекомендации

Философская мысль зарождается в эпоху, когда на смену родовых отношений приходили первые классовые общества и государства. Наиболее древней является философия, возникшая в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, однако в силе обстоятельств (нашествие персов) не сложились философские школы. Зачатки знаний о мире, развитие экономики, формирование абстрактного мышления, развитие наук: математики, астрономии и др., способствовали зарождению скептицизма в отношении к мифологическому миропониманию, в том числе в отношении и к вере в жизнь после смерти. Философская мысль в Древнем Египте и Вавилоне не смогли достичь уровня, характерного для развитых стран того времени, но, тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Ранее всего философские школы появились в Древней Индии и Древнем Китае, где философская мысль была представлена всесторонне.

Так в Индии сложилась система ортодоксальных и неортодоксальных школ: веданта, миманса, санкхьи, ньяя, классическая йога, вайшешика, а так же джайнизм, буддизм, чарвака (локоята).

В Древнем Китае наибольшее распространение получило конфуцианство, даосизм, легизм, моизм.

Древневосточная философия всегда опиралась на предшествующую традицию. Она имела ряд особенностей, отражавших особенности развития народов, их социально – нравственных, хозяйственных и государственно–политических традиций: во-первых, предположение о единстве всего существующего; во-вторых, суждение о материальной первооснове мира, как источнике всего живого; в-третьих, предположение о естественном пути всех вещей; в-четвертых, обоснование государства и государственных законов, заложены основы этики. Для того чтобы выделить перечисленные выше особенности Древневосточной философии необходимо выполнить задания.

Для освоения представленных философских аспектов необходимо обратиться к источникам:

Источники:

Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969. – Т.1.- Ч.1. – С. 184 – 190, 192 –196, 259 – 261.

Лейбниц, Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону / Г.В. Лейбниц // Вопросы философии – 1999 - №12 – С.84 –139.

Щербатской, Ф.И. Философское учение буддизма / Ф.И. Щербатской // Восток – Запад. Исследования. Переводы. – Вып.4 – М., 1989. - С.224.

Философия йоги. В поисках свободы. - М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 944 с.

Дополнительная литература:

Буров, В.Б. Духовная культура Китая. Энциклопедия т. II / Мифология и религия / В.Б. Буров // Вопросы философии. – 2008.- № 6. – С. 172-176.

История религий Востока / Л.С. Васильев. – М., 2000. – 432 с.

Крушинский, А.А. Язык и мышление в Древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии.- 2007.- № 5 – С.99-111.

Кессиди Ф.Х. К проблеме происхождения греческой философии // Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

Куда прыгает дракон: [Китай] // Знание сила. – 2005. - № 10.

Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М.: «Искусство», 1995.

Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М., 2002. – 384 с.

Хамидов, А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности / А.А. Хамидов // Вопр. филос. – 2002. - №3.

Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник для вузов / А.Н. Чанышев. - М. : Высш.шк., 2001 - 703 с.

Вопросы для самопроверки:

  1. Определите особенные черты философии Древнего Востока.

  2. Дайте характеристику философским достижениям Древнего Египта или Вавилона.

  3. Представьте основные философские идеи материалистических школ Древней Индии (вайшешика, локаята).

  4. Назовите этические идеи конфуцианства.

  5. Определите отличительные черты конфуцианства и неоконфуцианства.

  6. Изложите содержание философских идей легизма. Можно ли назвать легистов основоположниками демократии?

  7. Определите вклад моистов и поздних моистов в решение проблемы познания истинной картины мира.


^ Тема 3.Античная философия


Рождение философии. Культурные условия Греции VIIIV вв. до н.э. Греческое чудо. Социо-политико-экономические условия. Религия и мифология. Поэмы Гомера и Гесиода. Ранняя греческая философия. Досократики. Космологизм, поиск первооснов. Милетские нарурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гилозоизм. Панпсихизм. Гераклит. Огонь. Логос. Становление. Диалектика. Элейская школа. Парменид. Бытие и небытие. Единое. Зенон Элейский. Апория. Истина и мнение. Роль античного парменидовского понимания бытия в судьбах западного мира.

Демокрит и его значение. Атомизм. Детерминизм. Материализм. Пифагор и пифагорейцы. Число как начало. Космос. Гармония сфер. Орфизм и пифагорейская жизнь. Душа. Влияние пифагорейства на философию и науку. Софисты и Сократ. Классический период в развитии греческой философии (VIV вв. до н.э.). Значимость софистики: проблема воспитания, образование как ремесло, осознание узости границ полиса, свобода духа и традиция. Протагор. Агностицизм. Горгий. Нигилизм. Продик. Риторика и эристика. Релятивизм, субъективизм и скептецизм в учении софистов. Жизнь и учение Сократа. Рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Сущность человека. Добродетель как знание. Свобода как самообладание. Новое понимание счастья. Революция ненасилия. Диалектический метод Сократа и его цель. Ирония. Майевтика.

Философия Платона. Жизнь и сочинения Платона. Академия. Онтология. Объективный идеализм. Соотношение идеи и вещи. Обоснование идеального мира и его структура. Происхождение и структура чувственно воспринимаемого космоса. Познание как припоминание (анамнезис). Миф о пещере. Знание и мнение. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели и благу. Эрос. Концепция человека. Дуализм души и тела. Метапсихоз. Строение души и ее бессмертие. Учение об идеальном государстве, законах, справедливости, благе.Значение Платона для европейской культуры. Философия Аристотеля. Жизнь и сочинения Аристотеля. Отношения Аристотеля и Платона. Классификация наук. Метафизика. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Целевая причина. Перводвигатель. Субстанция, акт и потенция. Энтелехия. Возможность и действительность. Аристотелевская физика. Психология, растительная, чувственная и разумная душа. Практические науки: этика и политика. Роль Аристотеля в истории философии и науки.

Философские школы эллинизма. Ообенности культуры эллинистического и римского периодов: упадок полисной системы и возникновение империй, космополитизм, открытие индивида, крушение расистских предрассудков. Жизнь согласно природе. Эллинистический идеал мудреца. Логика (каноника), физика и этика. Кинизм: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и Гиппархия. Разоблачение иллюзий, апатия, авторкия. Эпикурейство. Случай. Отклонение атомов и обоснование свободы. Счастье как безмятежность, свобода от страданий, страхов, общества. Стоицизм: Зенон Китионский, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Лектон. Материальный мир и Огонь, Логос, Душа Мира, Судьба. Фатализм. Свобода как внутреннее приятие необходимости. Скептицизм: Пиррон, Секст Эмпирик. Равновесие, воздержание от суждений. Путь к счастью и свободе через отказ от любых догм и теорий. Плотин и неоплатонизм. Жизнь и сочинения Плотина. Неоплатонизм как жизненный выбор. Мистика. Обоснование системы неоплатонизма: Космос, Мировая Душа, Мировой Ум, Единое. Апофатика. Эманация. Зло как небытие. Путь человека к свободе и счастью. Экстаз. Порфирий. Прокл. Новаторство Плотина и значение неоплатонизма в истории культуры (религия, искусство, наука, философия).

^ Методические рекомендации

Античная философия - это самостоятельная философия, быстро освобождающаяся от авторитетов мифа и ритуала. Она охватывает довольно большой промежуток времени, который получит у К. Ясперса название «эпохи фейерверка идей» - с конца VII в до н.э. до V-VI веков н.э..

Античная философия означала зарождение философии как самостоятельной дисциплины. Ей предшествовала мифология Древней Греции и Рима, она черпала мудрость Древнего Востока, культура которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но различные заимствования ни в коем случае не умаляют достоинств и значения античной философии, ее оригинальности и величия.

В античной философии можно выделить четыре периода:

Доклассический – VIII – V вв до н.э. (Гомер, Гесиод, натурфилософские школы (милетская, эфеская, элейская), пифагорейцы, софисты и другие;

Классический – V – IV вв до н.э. (Сократ, атомисты, Горгий, Платон, Аристотель)

Эллинистический – (IV –III вв до н.э.) – расцвет философских школ.

Философия Древнего Рима (III в. до н.э.- Vв. н.э.)

Античная философия имеет свои особые черты, которые отличают ее от всех остальных типов философии. Необходимо выделить космоцентричный характер античной философии. Большинство античных мыслителей основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого начала (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи). Школы стихийного материализма пытались определить материальную основу бытия, оно мыслилось монистически, как первовещество или субстанция, находящееся в постоянном движении и превращении.

Античными мыслителями обсуждали целый ряд важнейших проблем: проблема познания мира, проблема истины и методы ее достижения. В этой философии заложены основы диалектики и понимание источника развития как борьбы противоположностей. Философами раскрываются особенности форм познания, разрабатываются законы формальной логики.

Не обошли стороной античники и проблему человека, причем как активного творческого начала, способного к самосовершенствованию, познанию и творению добра. Именно в античной философии разрабатываются идеи справедливости, права, закона. Предлагаются модели идеального и оптимального государств, определяется идея правового государства, осмысливается сущность исторического процесса и место в нем человека, анализируется смысл существования человека, его предназначение и величие, складываются учения о душе, боге, которые в дальнейшем лягут в основу средневековой философии.

Особое внимание следует уделить эллинистическому периоду, когда получили развитие различные школы и направления, развивающие идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита: стоики, киники, скептики, эпикурейцы, эклектики и другие. Римский этап античной философии представлен стоицизмом в лице Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, признавшими невозмутимость и свободу от внешнего мира собственных страстей - достоинством, испытывающими безразличие и апатия по отношению к смерти. Эпикурейство представлено Титом Лукрецием Каром, которое вобрало в себя атомистическую натурфилософию, материалистический сенсуализм и гедонистическую этику, в которой удовольствию придавалось значение цели жизни («Смерти не следует бояться, - писал в «Письме к Манекею» Эпикур, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит смерти нет ни для живых, ни для мертвых»).

Для ответов на поставленные вопросы необходимо изучить предложенную литературу:

Источники:

Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367.

Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопросы. филос. – 2002. - №№ 1, 9.

Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994.

Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.: изд-во «Лань», 1999.

Дополнительная литература:

Бакусев, В.М. "Вечное возвращение и античность" / В.М. Бакусев // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 135-157.

Бугай, Д.В. Несколько пассажей, иллюстрирующих этику Плотина / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2006. - № 1.

Бугай, Д.В. Правовое мышление в архаической Греции. Themis / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С.124-134.

Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.

Егоров, А.С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма / А.С. Егоров // Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 97-105.

Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3.

Кессиди, Ф.Х. "Загадка" бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. -№ 8. – С. 91-96

Розин, В.М. Становление античной культуры / В.М. Розин // Философские науки. – М., 2006. -№ 6,8.

Фокин, А.Р. Космос и душа. Учение о Вселенной и человеке в античности и средние века (исследования и переводы) / А.Р. Фокин // Вопросы философии. - М., 2006. -№ 7.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные черты античной философии.

  2. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.

  3. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.

  4. Раскройте толкование проблемы истины античными мыслителями.

  5. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.

  6. Диалектика формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.

  7. Античная диалектика и ее отличительные особенности.

  8. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.



metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-230101-65-vichislitelnie-mashini-sistemi-kompleksi-i-seti.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-na-personalnom-kompyutere-po-discipline-elektrotehnika-i-elektronika-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-discipline-imitacionnoe-modelirovanie-ekonomicheskih-processov-dlya-studentov-specialnosti.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-defektologiya-v-mashinostroenii-dlya-studentov-napravleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-tehnologicheskih-processov-dlya-studentov-specialnosti-tehnologiya-mashinostroeniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-specialnost-150411-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-po-otraslyam.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-studentki-ii-kursa-dnevnogo-otdeleniya-specialnosti-dokumentovedenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-teorii-buhgalterskogo-uchyota-dlya-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-institut-distancionnogo-obrazovaniya-forma-obucheniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhilaya-nedvizhimost-vozvrashenie-kommunalki-rossijskoj-gildii-rieltorov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11112009fevral-tennis-ae-bez-preuvelicheniya-skazhu-rezultatom-i-odnovremenno-simvolom-vsestoronnih-dostizhenij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upolnomochennij-organ-po-zanyatosti-stranica-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bryus-sterling.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5gornij-dozhd-ajlin-grosman.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-delovoj-inostrannij-yazik.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-tovar-tovarnaya-politika-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-dlya-gosudarstvennih-nuzhd-na-1995-god-kollektiv.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-nauka-o-dushe-b-ya-pukshanskij-recenzenti-dokt-filos-nauk-prof.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prichini-obrazovaniya-defektov-osanki-i-stopi-i-rol-korrigiruyushih-uprazhnenij-dlya-ispravleniya-etih-defektov.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sorevnovanij-10-00-nachalo-raboti-sekretariata-10-30-vidacha-kart.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vuzi-polnogo-dnya-vnimanie-vnimanie-vnimanie.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovoe-planirovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-menedzhment-organizacii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-formirovaniya-politicheskih-institutov-v-srv-materiali-nauchnih-konferencij-vostochnogo-instituta-dalnevostochnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-dolgosrochnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-na-period-do-2020-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-rekomenduemoe-vedomstvennie-stroitelnie-normi-primenenie-betonov-na-prirodnih-poristih-zapolnitelyah.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehniki-psihodinamicheskoj-terapii-pri-rabote-s-pacientami-imeyushimi-razlichnie-urovni-narushenij.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-centr-programmnih-sredstv-massovogo-primeneniya-v-stroitelstve-stranica-13.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shpori-po-investiciyam.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kulikova-eyu-uchebnikov-i-uchebnih-posobij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-11-vvedenie-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-i-54-01-04-metrologicheskoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/persi-dzhekson-i-more-chudovish.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semejnaya-politika-kak-ekonomicheskij-faktorrazmishleniya-ob-obshestve-budushego-prof-andre-habishkafedra-hristianskogo-socialnogo-ucheniya-katolicheskij-universitet-ajhshtettgermaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pokazateli-godovoj-otchet-za-2010-god.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-obespechenii.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-redaktora-lazarev-v-n-russkaya-ikonopis-ot-istokov-do-nachala-xvi-veka.html
  • letter.bystrickaya.ru/nikolaj-ostrovskij-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-rubrik-sobitiya-novosti-dati-ne-imeyushie-konkretnih-zaglavij-stranica-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassnij-chas-beregi-glaz-kak-almaz.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/piknik-na-obochine-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-24-litejshik-hudozhestvennih-izdelij-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-61-razdeli-obshie-professii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkij-obzor-po-tekushim-proektam-novostyam-i-politike-komissii-evrosoyuza-svyazannoj-s-shestoj-i-sedmoj-ramochnoj-programmoj-kes-po-vsem-oblastyam-nauki-i-tehnologij.html
  • studies.bystrickaya.ru/krushenie-amerikanskoj-mechti-v-romane-t-drajzera-amerikanskaya-tragediya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.