.RU

Методическое пособие Москва, 2008 Разработано методическим отделом цбс «Гагаринская» Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой


Государственное учреждение культуры г. Москвы

ЦБС «Гагаринская»


Ребенок в библиотечном пространстве:


приобщение к чтению


Методическое пособие





Москва, 2008


Разработано методическим отделом ЦБС «Гагаринская»


1. Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой

Чаще всего знакомство с книгой начинается в раннем детстве: родители (бабушки или де­душки) приобщают свое чадо к красочным детским книжечкам, манящим своей яркостью и картинками. При чтении книг вслух внимание ребенка завораживает ритмичный слог стихов или же внимание к себе приковывают события, происходящие, например, в сказках.

С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек.

Как же происходит первое знакомство ребенка с библиотекой?

^ 1.1. Знакомство с библиотекой детей дошкольного возраста

Первый раз группа детского сада пришла на экскурсию в библиотеку. С чего начать зна­комство детей с «домом книг»? Куда повести их в первую очередь, где им легче всего будет адаптироваться?

Для дошкольников «родным, узнаваемым» будет зал-абонемент младшего возраста:

- здесь на видном месте стоят книжные выставки со знакомыми картинками;

- мебель по росту малышей;

- много игрушек-поделок и рисунков из знакомых сказок;

- забавных и непривычных вещей: между книгами стоят яркие разделители, на потолках на цепочках висят какие-то объемные книги, на стеллажах стоят и полулежат различные книги и журналы.

Все интересно. Все приковывает взгляд. Для детей этого возраста подобная окружающая среда является узнаваемой, она не пугает, а заинтересовывает и побуждает к поиску.

Хозяйка абонемента младшего возраста познакомит детей с книгами, различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски и др.), но самое главное по со­держанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе).

В ходе экскурсии необходимо обратить внимание детей на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своем месте, около своего бук­венного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке.

В ходе беседы с детьми все, о чем вы рассказываете, нужно обязательно и показывать и, по возможности, давать в руки (через контакт с предметами дошкольникам легче понять и запомнить ваш рассказ, т.к. знакомство с окружающим миром у них происходит через зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое или обонятельное восприятие1):

- показать разнообразные по форме, размеру, внешнему виду книги;

- можно показать детям красочно оформленные иллюстрации книг;

- сравнить иллюстра­ции разных художников к книгам одного и того же автора;

- можно детям показать формуляры, рассказать для чего они нужны и т.д..

Познакомившись с детским абонементом, можно в детской комнате с детьми провести за­нятия на закрепление материала: нарисовать библиотеку, книги и все, что им понравилось в ходе экскурсии; почитать вслух отрывки из известных любимых книг, поиграть в «библиотеку» и др.

Первое знакомство с библиотекой для дошкольников на этом можно завершить. Продолжать экскурсию по другим залам библиотеки в первый приход детей такого возраста не целесообразно, так как переизбытком полученной информации можно вызвать отрицательные чувства вместо положительных.

Дети в непринужденной обстановке провели с пользой для себя время, их приветливо встретили, показали и рассказали много нового, но они будут знать, что еще очень много оста­лось неизвестного, неизведанного и неизученного в этом «доме-хранилище книг» - библиотеке. Конечно же, захочется еще сюда вернуться.

Верным шагом для дальнейшего привлечения детей как читателей в библиотеку будет то действие, если на прощание библиотекарь подарит детям для игры в детском саду читательские формуляры.

Дети дошкольного возраста, используя коммуникативные игры (если им понравилась экс­курсия в библиотеку), будут «играть в библиотеку» самостоятельно уже в детском саду – это залог их дальнейшего посещения библиотеки.

На прощание нужно предложить всем желающим приходить в библиотеку с родителями и брать понравившиеся им книги на дом для чтения

Проводя занятия с детьми библиотекарю нужно помнить о психологических возрастных особенностях данного возраста: с дошкольниками удерживать внимание возможно не более 20-25 минут (занятия в познавательном плане не должны переходить этого временного барьера, чтобы не вызвать перенасыщенности или переутомления от предлагаемой информации).

Для закрепления увиденного и услышанного материала можно предложить детям познавательно-развлекательные игры, например, по детскому фольклору (загадывание-отгадывание загадок, потешки, считалки и др.) или выполнение творческих работ (рисование, лепка, поделки, разукрашивание и др.).

При последующих посещениях детьми библиотеки можно их познакомить с остальными рабочими помещениями и провести мини-уроки или игры по программе чтения


Например:


Подобные игры помогают развивать па­мять, концен­три­ровать внимание, обу­чают куль­туре чтения.

«Игра в библиотеку» - рассказать детям на примере хотя бы одного книжного стеллажа принцип расстановки книг в библиотеке:

- книги на стеллаже стоят строго по алфавиту,

- между собой книги (по начальной букве фамилии автора), относящиеся к разным буквам, отделены разделителями.

Дать задание детям самим найти книги определенного ав­тора (обя­зательно на видном месте при проведении таких занятий должен на­ходиться алфавит – для облегчения за­дачи и избегания перенапря­жения нервной системы ребенка выпол­нением сразу нескольких задач)2.

Разделив детей на группы-команды, попросить их найти опреде­ленные книги. Дети, ориентируясь по разделителям должны достать книги с полочек (или можно попросить расставить на предназначенные места книги, которые заранее достали).


Мини-урок

По теме: «Книжкины художники»

Взять книги одного и того же автора, но проиллюстрированные разными художниками. Попросить детей сравнить иллюстрации, высказать свое мнение о понравившихся или не понравившихся картинках. Предложить детям после прочтения отрывков из книги самим проиллюстрировать текст.


Мини-урок

По теме: «Как беречь книгу»

Рассказать детям о правильном обращении с книгами: как правильно держать книгу, как пере­листывать странички, как пользоваться закладками и др. Можно совместно сделать закладки.

Игры

См.: «Игры по программе чтения».


Между библиотекой и детским садом должна существовать и обратная связь.

Библиотека может организовать в детском саду уголки чтения, а также помочь своими биб­лиотечными ресурсами прово­дить занятия с детьми в детском саду. Используя возрастные осо­бенности малышей (тягу к коммуникативным играм), можно приобщать их к миру литера­туры через игру в библиотеку, например,

- подобрать по определенной тематике книги (потешки, прибаутки, колыбельные песенки, народные сказки и др.) с яркими и качественными иллюстрациями, крупными рисунками, крупным шрифтом и на хорошей бумаге ,

- провести мини-занятия или мини-игры по выбранным темам (может провести сам библио­текарь или помочь организовать такие занятия воспитателю - см. раздел «творческое чтение»),

- сделать выставку-загадку или выставку-сюрприз по этим книгам (заранее подготовить вопросы в виде загадок, литературных маленьких кроссвордов по персонажам книг или развивающимся событиям),

- сделать читательские билеты и формуляры на книги (все как в настоящей библиотеке),

- оказать «лечение» книге в случае необходимости.

В игре дети смогут закрепить правила пользования книгой и расширить свое представление о библиотеке.

Как один из способов привлечения детей дошкольного возраста в библиотеки, можно использовать выступление перед родителями на родительском собрании с бесе­дой:

- о значении чтения книг для формирования личностного начала детей;

- о «библиотерапии», как явлении адаптации детей к проблемным ситуациям в нашем мире;

- о возможностях своей библиотеки с обязательным приглашением «в гости».


^ 1.2. Группы школьников в библиотеке


Работники библиотек, как один из вариантов в приобщении к чтению, могут организовать экскурсии школьников по залам своих библиотек.

Для организации экскурсий важно знать возраст и количество де­тей для того, чтобы заранее определиться с ходом проведения мероприятия. Знание возраста поможет сориентироваться с психологическими особенностями и читательскими предпочте­ниями, знание количества экскурсантов – с подготовкой дидактического материала и проведе­ния практической части экскурсии (если такая запланирована).

Пытливости ума школьников млад­шего и среднего школьного возраста можно позавидо­вать. Им все интересно узнать, но, к сожалению, чтение в этом возрасте для них не на первом месте. Первые организованные посещения детской (не школьной, а публичной) библиотеки по­могут открыть ребенку для себя новый, еще не освоенный им мир. Здесь все пока для них ново (если еще никогда не пользовались услугами библиотек).

Школьникам можно предложить экскурсию по библиотеке:

- провести по всем залам библиотеки, познакомить с открытым доступом абонемента, с читальным залом, с игровыми комнатами и др.,

- в процессе путешествия по залам рассказать немного об истории данной библиотеки,

- о возможностях библиотеки,

- так же как и с дошкольниками остановиться на абонементе, предназначенном для воз­раста детей-читателей. Подробнее рассказать о книгах для их возрастов, можно показать раз­личную справочную литературу, научно-популярные книги. Желательно, чтобы дети могли всю литературу сами рассмотреть, все в зале потрогать.

При проведении экскурсии со школьниками можно: увеличить время для проведения мероприятия до 35-40 минут, расширить и усложнить уровень познавательно-ознакомительной беседы.

Детей данных возрастов можно приглашать классами (для проведения внеклассных часов) или группами продленного дня (для приобщения детей к чтению, возможно, проводить уроки «культуры чтения» или же для массовых мероприятий по программе чтения). Так же как с детьми дошкольного возраста можно использовать коммуникативные игры и на прощание предложить всем желающим приходить в библиотеку и брать понравившиеся им книги для прочтения на дом


Приглашать подростков (старше 13-14 лет) классами для привлечения к чтению не целесообразно, т.к. у них уже сложились предпочтения в чтении. Приглашение может иметь другую цель, например, для проведения массовых мероприятий или показать возможности библиотеки для последующей самостоятельной деятельности подростков и молодых людей.


^ 1.3. Посещение библиотеки детьми в индивидуальном порядке


Ребенок (дошкольник, младшего или среднего школьного возраста) приходит в библиотеку. Приходит сам или же с взрослыми (для более легкой адаптации в незнакомом месте); приходит в библио­теку добровольно или же по определенным причинам (задали найти какую-либо тему для самостоятельной работы) – вот в этот момент и проис­ходит первое знакомство ребенка с библиоте­кой и библиотекарем - происходит оно в виде беседы.

Беседы могут протекать по различным сценариям. Рассмотрим примеры проведения бесед в зависимости от их вида.

^ Индивидуальная беседа

1. Ориентирующая (при первичной записи в библиотеку). При первом посещение библиотеки происходит знакомство библиотекаря с ребенком через беседу, в ходе которой задается перечень обязательных вопросов4, помогающих понять уровень подготовки, предпочтения и увлечения потенциального читателя.


Можно задать дополнительные вопросы ро­дителям


Выполнение каких творческих работ Вашему ребенку нравится более всего? Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?

Что бы Вы хотели подкорректировать в знаниях, умениях, навыках вашего ребенка?


Цель беседы при записи читателя в библио­теку - как можно ближе познако­миться с ребенком. Сведения, полученные в ходе беседы, помогут выяснить пред­почтения ребенка, диагностировать задатки и способности, выработать страте­гию направления работы с ним.

Вопросы к родителям помогают выяснить отношения родителей к своим детям, выяснить знания особенностей своих детей.


2. Тактическая (при рекомендации книги, те­матики чтения и т. п.). Такой вид бесед происходит, как правило, если ребенок уже является читателем библиотеки.

При тактической беседе важно помнить о возможностях ребенка, например, если биб­лиотекарь видит, что ребенок выбирает себе книги, которые заведомо «тяжелы» для него в восприятии, или же выбирает книги, опираясь только на внешний вид (иллюстрацию), то, зная некоторые предпочтения этого читателя, сможет помочь сделать выбор, сможет вызвать к ней интерес.


Пример:

Можно рассказать о книге, о ее авторе, главном ге­рое, показать иллюстрации, прочитать вслух отрывки из книги.

Можно предложить читать книги по определенной тематике, которой ребенок отдает предпочтение, или составить для него список книг, рекомендуемых для дальнейшего прочтения.


3. Корректирующая (при общении по поводу прочитанного, при оказании по­мощи в повышении уровня культуры чтения и информационной культуры). Бе­седа о прочитанном подытоживает чтение.


Пример:

Понравилась ли тебе книга?

Что тебе в ней понравилось?

Кто тебе больше всех из героев понравился?

Трудно ли тебе было ее читать (понятно ли все, что ты прочи­тал)?


Такой вид беседы информирует библиотекаря о результатах чтения и открывает воз­можность для новой рекомендации литературы с целью более эффективного чтения, для развития творческой мысли у ребенка.

При внешней простоте проведения индивидуальных бесед, на практике же от библио­текаря требуется хорошая подготовка не только в области психологии и педагогики в со­четание с высоким профессиональным уровнем, квалифицирован­ностью, но самое глав­ное в работе с детьми, наличие природных личных качеств - добро­желательности, обая­ния5 и т.п.


При первичном посещении ребенком биб­лиотеки беседу желательно сочетать с проведением экскурсии (если позволяют условия на этот момент времени и в зависимости от возраста ребенка) можно показать или абонемент, соответствующий его возрасту (начинают показ с самого понятного и интересного) или же всю библиотеку. Экскурсии необходимы для того, чтобы ребенок смог познакомиться с неизвестной ему территорией, чтобы у него появился интерес к «книжкиному дому», почувствовать себя комфортно и, конечно же, для того чтобы в дальнейшем смог постепенно изучить расстановку фондов, сумел в них ориентироваться и не боялся заблудиться, не бо­ялся библиотеки.

С детьми среднего школьного возраста беседы могут сопровождаться совместным про­смотром карточного или электронного каталогов, если ребенок пришел за какой-то определенной литературой. При этом достигается:

- формирование знаний у ребенка о том, где находятся интересующие его книги или темы;

- умение при необходимости самостоятельно воспользоваться своими знаниями для поиска нужной информации.


Рассмотрим пример совместной работы ребенка-читателя с библиотекарем. В ходе беседы, выяснив у ребенка тему и цель стоящих перед ним задач, библиотекарь может предложить ему несколько вариантов поиска книги по каталогу (на бумажных носителях).


Например: в данный мо­мент ребенку нужна книга

Жданова И.К. «Мир и человек». Географический атлас. 1992.


^ Первый

вариант


1. Хорошо, что ты знаешь автора и название книги. А знаешь ли ты как легко найти эту книгу в библиотеке? Давай мы вместе попробуем найти ее. Библиоте­карь подводит ребенка к каталогу и продолжает беседу.

2. Вот каталог – в нем находятся названия всех книг собранных в библио­теке.

3. Для того чтобы тебе быстро найти книгу (по автору) воспользуемся алфа­витным каталогом. Алфавитный каталог содержит все сведения, обо всех книгах библиотеки и из него можно узнать: есть ли в нашей библиотеке та книга, которая нужна тебе.

4. В каталоге хранятся каталожные карточки, которые размещены по прави­лам биб­лиотечного каталога данного вида.

5. Автор географического атласа Жданов И.К., фамилия начинается на букву «Ж», значит, в каталожном шкафу мы должны найти каталожный ящичек, на ко­тором будет написана буква «Ж». Нашли. Хорошо.

6. Смотри, все карточки в ящичке тоже стоят строго по алфавитному порядку.

7. Нам нужно найти в ящичке раздели­тель с обозначением нужной буквы. За раздели­телем стоят карточки с «Жа….», далее «Жда…» и, просматривая кар­точки за разделите­лем, найти нужную фамилию.

8. Нашли фамилию «Жданов И.К.», теперь проверь название книги, которую ты ищешь. Все данные совпадают, поиск закончен.

9. Теперь тебе осталось выписать необходимые сведения об этой кни­ге (ин­декс, адрес, заглавие, ме­сто нахождения книги). Выписывать эти сведения нужно для того, чтобы в следующий раз, когда ты будешь работать самостоя­тельно, ты смог сведения о нужной тебе книге показать библиотекарю. По этим сведениям тебе выдадут нужную книгу, стоящую на определенном месте и опре­деленном стеллаже, или же ты сам сможешь найти ее по указателям в зале на полке.

Если бы ребенок не знал бы автора, то проводимый совместный поиск по сис­темати­ческому каталогу так же необходимо было бы ему поэтапно объяснить.

При работе с каталогом библиотекарю важно помнить, что он должен все дей­ствия со­вершать хоть и быстро, но понятно для ребенка и, желательно, прогова­ривая все опера­ции, которые совершает.


^ Второй вариант:


Если ребенок знаком с каталогом, но не вполне уверен в правильности своих действий, то библиотекарь может частично помогать ему своими подсказками:

- если ребенок не знает, как найти ту или иную информацию, то он просто смотрит и слушает библиоте­каря, а библиотекарь рассказывает и показывает, как найти необходимую информацию;

- если ребенок немного знаком с системой поиска (то есть у него уже есть небольшой опыт работы в биб­лиотеке), то он мо­жет сам выполнять какие-то действия по инструкции биб­лиотекаря;

- ребенок владеет навыками пользо­вателя и ищет самостоя­тельно ин­формацию, а библиотекарь при необходимости помогает в от­вет на просьбу о помощи.


Для успешного протекания контакта-взаимодействия «библиотекарь-ребенок» необ­ходимо помнить следующее:

- ребенок пришел в библиотеку добровольно, поэтому его контакт с библиотекарем будет носить свободный характер, не регламентированный оценкой, как в школе;

- взаимодействие (или не взаимодействие) ребенка и библиотекаря может со­стояться (или не состояться) только при обоюдном желании обеих сторон, т.е. если они оба - и ре­бенок и библиотекарь - готовы к сотрудничеству;

- атмосфера в библиотеке теплая и доброжелательная, располагает к сотрудниче­ству.


^ 1.4. «День открытых дверей»


Проведение «Дня открытых дверей» - это еще один из способов познакомить детей с работой библиотеки, привлечь их к чтению, приоткрыть им мир книг. Это мероприятие особенно целесообразно проводить при открытии новой библиотеки, после долгосрочного ремонта помещений, а также с целью популяризации малопосещаемых библиотек.

Для организации подобного мероприятия заранее необходимо составить подробный план работы.

Например:


1. Необходимо загодя осветить намеченное мероприятие в СМИ (написать заметки в местные газеты, разместить информацию на сайте ЦБС, использовать вещательные возможности местного радио и телевидения).


2. Обзвонить близь лежащие школы, детские сады, интернаты и др. с приглашением на «День открытых дверей».

3. Заранее создать раздаточные материалы: буклеты, закладки, рекламные проспекты, мини-журналы с интересной информацией для детей, например, по чтению для дальнейшего их распространения (информацию увиденную после мероприятия можно просмотреть еще не один раз, что дает возможность вернуться в то место, где ребенку понравилось).


4. Продумать ход проведения мероприятия:

- кто из работников библиотеки будет отвечать на каждый конкретный фронт работ: кто будет проводить экскурсии, по каким залам, что конкретно показывать детям в ходе экскурсии, принимая во внимание возраст приглашенных детей;

- какие развлекательные мероприятия можно организовать для детей;

- кого можно пригласить из детских писателей или творческих личностей;

- учесть, что дети могут придти с родителями, которых тоже надо будет занять и предоставить полезную информацию для привлечения их детей в библиотеки.


5. По прошествии мероприятия обязательно подытожить результаты хода его проведения, для того чтобы при необходимости знать о положительных и отрицательных моментах подобных акций и воспользоваться данными.


^ 1.5. Библиотекарь в школе


Публичные библиотеки могут устанавливать контакты (или подписывать договоры) со школьными библиотеками и по их просьбе оказывать помощь в проведение уроков по «культуре чтения», «информационной культуре», «творческому чтению» – знакомству с фольклором и авторскими произведениями, по проведению массовых мероприятий, посвященных различным памятным датам и др.

Занятия или мероприятия:

- можно проводить в стенах школы или в самой библиотеке;

- по своему структурному построению могут состоять из отдельных тем или организованы в тематические циклы, упрощенные или усложненные, в зависимости от возраста детей и предназначения программ (обучающая, познавательная, развлекательная)


1.6. Выставки


Выставки литературы - один из способов привлечения внимания читателей и возможность развития интереса к книге у посетителей библиотек.

^ Книжные выставки могут быть тематические, жанровые, посвя­щенные творчеству писателя, выставки новинок, периодических изданий, выставка одной книги (например, премьера новой книги) и т.д. Экспонироваться выставки могут как в стенах самой библиотеки, так и за ее пределами (выездные выставки к юбилейным датам или к определенным событиям).

Тематика выставок самая разнообразная, например, об интересных людях, о событиях, природных явлениях и др.

Выставки должны быть красочно оформлены, их можно сопровождать интересными вопросами, загадками, кроссвордами по данной тематике, т.е. все должно привлекать внимание детей и побуждать их к чтению книг.

Например: можно офор­мить для де­тей млад­шего возраста вы­ставку-загадку по сказ­кам


«Отгадай, из каких мы сказок».

К книжке прикрепить небольшие листочки с вопросами, литературными кроссвордами.

Дать возможность детям творчески «поработать»


А.Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

«В лесу обнаружили нового, невиданного зверя «Щасвирнуса». Подскажите, пожалуйста, как он выглядит и как появился в этой сказке»

(Сова, прочитав написанную с ошибками записку Кристофера Робина, выдумала существо, внешний вид которого и сама с трудом представляла)


В.Губарев

«Королевство кривых зеркал».


«Как вы думаете, как звали бы на самом деле главных героев книги, если они очутились бы не в сказочной «зазеркальной» стране, а перед зеркалом»

(Оля-Яло, Ласка-Аксал, Коршун-Нушрок, Друг-Гурд, Жаба-Абаж)


Примечание

Существуют брошюры с кроссвордами И.Сухина, составленные по отдельным произведениям различных авторов.


При оформлении выставок учитываются возрастные особенности школьников. На выставку для дошкольников и учащихся 1-х классов обычно отбирают небольшое количество книг 4-5, несколько иллюстраций, а также рисунков детей.

На выставке для учащихся 2-4-х классов экспонируется уже до 10-11 книг.

Выставки для подростков и юношества включают до 25-30 назва­ний произведений.

Если тема достаточно широкая и для ее раскрытия требуется сравнительно большое количество материалов, то они группируются по разделам. Например, выставка «Сказки народов мира», «Русские народные сказки», «Авторские сказки».

На выставках могут экспонироваться детские рисунки, различные творческие поделки.

Помимо оформления выставок существует еще множество различных мероприятий (беседы-диалоги, громкие чтения, литературно-музыкальные композиции и др.), сопровождающихся караоке, просмотром видеофильмов, прослушиванием аудиокассет, игровыми и театрализованными представлениями и др., направленных на привлечение детей к чтению.


^ 1.7. Работа с родителями по привлечению их детей к чтению


Прежде, чем рассмотреть ряд мер, направленных на совместные действия библиотекаря и родителей по привлечению детей к чтению, необходимо нам всем понять: «чего мы все как родители ожидаем от своих детей в процессе их взросления?»

Предположительно можно ответить: «наверное, каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок вырос полноценным адекватным членом общества, чтобы был порядочным человеком, «дружащим с головой и душой»».

Но как добиться исполнения этих пожеланий: Цель ясна, остается выработать механизм действий

Один из верных способов (правда нелегкий и не сиюминутный) – это научить своего ребенка быть читающим человеком, заложить в нем потребность читать.

Что это дает, почему именно читающим человеком?

Чтение – это ведь не только процесс, который помогает обучению человека грамоте (и в основном этим занимаются в общеобразовательных учреждениях), но самое главное, это возможность:

- воспитать интеллектуально развитую личность (для которой характерно рациональное познание и творческое мышление);

- личность, которая будет одарена эмоциональными чувствами (умением сопереживать, любить, заботиться, отличать «доброе от злого», не быть безразличной к окружающим людям6);

- на всю последующую жизнь заложить теплые, душевные отношения между двумя, а то и тремя поколениями «родителей-детей».

Для того, чтобы механизм «воспитание читающего ребенка», «ребенка для которого чтение на всю жизнь стало увлекательным и приятным времяпровождением» заработал, необходимо прямое активное («родитель-ребенок» непосредственно) или направляющее участие родителей (по рекомендации родителей для своих детей заниматься в кружках, или по внеклассной форме) по привлечению их детей к чтению.

Как заинтересовать и помочь полюбить чтение и книгу?


1.

Первое правило, как ни странно гласит:

«Нельзя детей принуждать читать насильно:

помните, что этим Вы можете навсегда отбить желание читать!»

Чтение это не «обязаловка», а увлекательный процесс.

Чтение для ребенка это труд, а любой труд должен поощряться похвалой и поддержкой со стороны старших! Труд по принуждению - утомляет и отвращает (от чтения).

Увлеките, заинтересуйте «творческостью» процесса чтения. Действуйте с ребенком по его правилам – «игрой (но не заигрыванием) в чтение».

(В наше время и существует множество различных текстовых или нарисованных игровых программ по чтению, да и взрослые сами, используя свои знания, смогут придумать что-то подобное).

2.

Помните, пожалуйста, что часто именно родители являются примером подражания для своих детей.

Чем раньше родители начинают вкладывать в ребенка представления о жизни, переданные в сказках, былинах, песнях и в других жанрах в повествовательной, стихотворной или иной форме, тем лучше ребенок в дальнейшем будет развиваться. Недаром из поколения в поколение передавалась народная мудрость через колыбельные песни в младенчестве или мудрые сказки в отрочестве.

В детстве формируется отношение ребенка к книге, закладывается любовь или равнодушие к ней.

От Вас, дорогие родители, зависит этот выбор!


3.

Любите своих детей, выбирайте для них правильно книги:

- с яркими, но однотонными обложками, с красочными и крупными иллюстрациями (детям легче воспринимать иллюстрации с центральным объектом, чем со множеством мелких деталей), что способствует развитию внимания, помогает вызвать интерес к книге, сформировать образное мышление у ребенка и сделать сам процесс чтения более интересным;

- для детей младшего возраста нужны книги с крупным шрифтом, что поможет повысить усвояемость текста, увеличить скорость чтения.


4

^ Читайте своим детям книги вслух.

В ваших силах помочь им стать хорошими слушателями (что в свою очередь поможет становлению речевого развития), а в будущем думающими читателями и интересными собеседниками


5.

^ Читайте своим детям «хорошую литературу»:

- фольклорные произведения (сказки, мифы, загадки и др.) – они учат народной мудрости, накопленной нашими предками;

- классическую литературу – произведения Пушкина А.С., Толстого Л.Н., Маршака С.Я., Чуковского К.И. и многих др. – помогающую становлению эмоциональных составляющих духовного мира;

- детские журналы «Мурзилка», «Детское чтение для сердца и разума», «Веселые картинки», «Читайка», «Свирелька» и др., которые вам читали в детстве и на которых воспитано не одно поколение людей.

Эта литература проверена временем и сможет помочь формированию души ребенка.



Использование мощной пропаганды чте­ния в СМИ – один из вариантов привлечения внимания родителей к проблеме чтения их детей.

В каждой библиотеке имеются информационные стенды, в Интернете – сайты, каждая библиотека имеет свой сформировавшийся и налаженный круг связей с общественностью - редакциями газет или журналов; поддерживает отношения со школами, детскими садами, больницами - все можно использовать для активизации действий по пропаганде чтения.

^ Информационные стенды. Попадая в библиотеку, часто глаза сами непроизвольно ищут информативные указатели, доски с объявлениями. Эту психологическую потребность человека можно использовать для пропаганды чтения. Хорошо бы на видных местах вывесить информационные стенды, на которых крупно, красочно и современным, нескучным языком ознакомить родителей, например, с развивающими возможностями чтения как процесса, с библиотерапией, со списками для внеклассного чтения и др.

Используя возможности Интернета на сайте своей библиотеки можно более подробно расписать (разрекламировать) работу клубов и кружков, указанных в анонсах на центральной страничке.

Например, - указать цели, для которых создалось данное объединение - клуб или кружок;

- ожидаемые результаты для детей как читателей библиотеки;

- предлагаемые для рассмотрения темы или циклы занятий;

- приблизительный возраст участников этой программы (детям одинаковых возрастных категорий легче находить контакт друг с другом);

- приглашать родителей к активному сотрудничеству с библиотекой, готовой организовать познавательный досуг их детей (для многих работающих родителей свои выходные дни удобно, а может и обоюдовыгодно использовать для таких целей),

- возможно приглашение родителей для совместного участия с детьми на некоторых тематических занятиях кружка или клуба – совместное выполнение заданий сплачивает -

например, в мероприятиях, связанных с «семьей», с выполнением каких-либо экологических акций, выполнением особенных творческих работ и др.

Часто в библиотеках и планируется и проводится очень много интересных мероприятий, которые нуждаются именно в рекламе для обеспечения массовости.


^ Редакции газет или журналов и сами часто заинтересованы в сотрудничестве с библиотеками. Библиотеки могут широко освещать уже проведенные мероприятия, а так же помещать планы своих будущих мероприятий, с приглашением гостей в лице родителей и детей.


^ 1.8. Библиотекарю на заметку


1. Профессия библиотекаря универсальна. Она помимо собственных знаний по специальности часто еще предполагает наличие дополнительных знаний в области педагогики, психологии, лингвистики, артистического мастерства. Комплексный подход к использованию смежных профессий позволит только обогатить знания библиотекаря и позволит более грамотно, компетентно построить контакты с читателями.

Но все же профессия библиотекаря уникальна еще и тем, что, зная особенности смежных профессий, в своей практике он не должен подменять ни одну из них:

- работая с детьми разного возраста, библиотекарь создает неформальную обстановку, которая раскрепощает ребенка, позволяет ему раскрыться;

- знания, которые библиотекарь старается вложить ребенку, не носят обязательного, оценочного характера, а лишь направляют, помогают определить предпочтения;

- выполнение творческих или игровых работ помогает закреплять полученные знания, превращая их в навыки, «научает» ребенка быть самостоятельным.

2. В наше время можно наблюдать, что развитие детей одного и того же возраста часто разнится, поэтому нужно подходить к запросам детей дифференцированно: давать им свободу выбора (при необходимости лишь ненавязчиво корректируя их выбор или уточняя запросы). Помните, что на первое место дети младшего возраста ставят душевность, подростки — хорошее знание книг, юношество — профессиональную компетентность. Самыми отрицательными ка­чествами библиотекаря дети всех возрастов назвали равнодушие и стремление поучать.


Приложение№1

Возрастные особенности детей


Знания возрастных особенностей детей, требования образовательной программы и умения библиотекаря воспользоваться этими данными существенно смогут облегчить работу-взаимосвязь «библиотекарь + ребенок».


^ Возрастные особенности детей раннего детского возраста (1-3 года)


Таблица № 1

^ Возраст ребенка

Особенности развития

детей данного возраста

Наши рекомендации



С рождения и до полугода

происходит развитие:


* звуковых впечатлений:

- воспринимают тихие и спокойные звуки

Тихое пение колыбельных песенок.

Общение-разговор с ребенком.

* зрительных впечатлений:

- воспринимают цвет и свет (фиксируют свой взгляд на темных и цветных точках, расположенных на светлом и однотонном фоне),

- различают формы предметов (предпочтение кольцам, шарам различного цвета и др.) и их движения.



С шести месяцев ребенок может удерживать маленькие книжечки-игрушки различной фактуры с крупными иллюстрациями, (примечание: во избежание неприятностей, родители должны быть ознакомлены с инструкцией-паспортом и возрастными предпочтениями по применению даваемых ребенку игрушек)

* мышечно-осязательных впечатлений7:

- определение формы предметов и их удаления в пространстве;

- ознакомление с физическими свойствами предметов: твердостью, мягкостью, шероховатостью, упругостью и др.


с 6 месяцев


В жизнь ребенка входят и имеют большое воспитательное значение:

- речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть медленная, отчетливая, внятная – это помогает ребенку запоминать информацию скорее и глубже;


- пение (мелодичные звуки, музыка),


- осязание предметов (дает сведения о форме и количестве предметов) – формирует чувственные ощущения

Рекомендуется напев, рассказыва­ние или чтение колыбельных песе­нок, потешек, пестушек, маленьких кумулятивных сказок:

- читать или рассказывать выразительно (т.к. тон голоса, чувства чтеца помогают раскрывать характер героев книг);

- упражнения в звукоподражании, в пении и передаче мотивов как забава для ребенка;

- знакомить со смыслом и значением слов;

- обязательно прибегать к повторениям (стереотипные повторения им нравятся, более того они необходимы для укрепления памяти, для развития легкости и быстроты умственных операций8).


С 1 до 3 лет

Яркость впечатлений у ребенка достигается их простотой: пред­меты, богатые оттенками и изо­билием деталей, не только не пригодны, но и вредят, воспиты­вая рассеянность

Для развития внимания необходимо показывать крупные и яркие иллюстрации на светлом и однотонном фоне (исключается показ на странице большого числа мелких предметных изображений)

У детей закладывается отно­шение к труду, возможность или невозможность придать своему труду творческий характер - за­кладывается творческое начало.

Использование примитивных сю­жетных игр способствует развитию речи, мышления, воображения (про­исходит идентификация игры с дея­тельностью, что приводит к форми­рованию самостоятельности)

Речь взрослых, обращенная к ребенку, помогает развитию фонематического слуха - формированию устной речи.


Необходимо рассказывание, чтение вслух, музыкальное прослушивание, т.к. в этот возрастной период происходит формирование словарного запаса ребенка (до 1000 слов).


^ Возрастные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет)

Таблица № 2.

^ Особенности развития

детей данного возраста

Наши рекомендации

Ожидания

в разви­тие ребенка

Изучают окружаю­щий мир: предметы, жи­вотных, природу.


Через образно-ролевые (творческие) игры зна­комить с окружающим ми­ром.

Игры по сказкам укреп­ляют у малень­ких читателей интерес к книге.

Игры: - «Подскажи словечко» помо­гают закончить по­след­нюю строку; - «Кто больше знает ска­зок?», «Из ка­ких мы ска­зок?», «Чьи это вещи?», или «Потерянные вещи».

- про­исходит развитие воображе­ния,

- укрепляется память

Лю­бят играть в то, что им нра­вится и интересно

Любят играть в игры по сказ­кам, в игры-загадки …


Пополнение сло­варного запаса (персо­наж, загадка, считалка, небы­лица, скорого­ворка, пословица и др.) - до 3-4 тысяч слов для 6-7 летнего ребенка


Умение рабо­тать с текстом


Знание от­дель­ных элемен­тов книги (ав­тор, ху­дожник, назва­ние, оглавле­ние).



Происходит становление рече­вого развития.

Любят слушать доступные им художественные произведения

Чтение вслух.

Чтение «с продол­жением» сказок, повестей.

Совместное придумыва­ние «историй», зага­док, счи­талок, сказок.

Можно состязаться в зна­нии стихов.







Легко запоми­нают и часто ис­пользуют слова и выражения из полюбившихся книг

Любят просматривать и могут сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Научить бережному отноше­нию к книгам




Знакомятся с фольклором, с русской и зару­бежной классикой.

Оказывают предпочтение от­дельным произведениям и жан­рам.

Начинают понимать юмор.

Расширять литературный опыт читателей (знакомить с разными жанрами: потеш­ками, сказками, считалками, загадками и др.).

Знакомить с «золотым фондом» классической русской и зарубежной авторской литературы, проводить беседы-разъяснения, беседы-диалоги о прочитанном.







Происходит эмоциональное ста­новление ребенка.

Могут оценивать не только внешние поступки книжных ге­роев, но и их внутренние качества.


Примечание: Все рекомендации, которые давались выше по возрастным особенностям детей, относились лишь к работе с книгой. Но нельзя не упомянуть, что информацию ребенок часто может получать через другие средства коммуникации: телевидение или компьютер.

Уважаемые взрослые, помните, пожалуйста, что хотя ребенок и может (или ему нравится) самостоятельно пытаться играть в обучающие или иные игры на компьютере, но все же существует ряд рекомендаций, стоящих на страже охраны здоровья ваших чад:

1. Для дошкольников рекомендуют проводить компьютерные уроки не более 15 минут (младшему школьнику 20 минут).

2. Ребенку необходимо общение с живыми людьми:

- для формирования речевого аппарата (овладение и нормальное развитие устной речи);

- для формирования текстового мышления (умения адекватно воспринимать, осваивать и воспроизводить полученную информацию).

3. Просиживание за компьютером вредит здоровью ребенка, еще несформировавшегося физически и психологически. (См.: Интернет. Сайт «КиберМама.Ру - дети и компьютер». Раздел "Статьи").


Возрастные особенности детей (младших школьников) 7-9 лет

Таблица №3

^ Особенности развития

детей данного возраста

Наши рекомендации

Ожидания

в разви­тие ребенка

Изучают окружаю­щий мир: предметы, жи­вотных, природу.

Учатся перераба­тывать и ос­мыс­ли­вать полученные знания.



Ис­пользовать игровые приемы, на­глядные средства (развитие и обога­щение творческого вообра­жения)


«Пере­клю­чать» внимание ре­бенка с одного вида деятель­ности на дру­гой.



Знание эле­ментов книги (ти­тульный лист, ог­лавление, ил­лю­стра­ция).

Уметь выби­рать и читать нужные книги.

Использование вы­ставок, плака­тов, аль­бомов, как сред­ства вы­бора книг для чтения.

Умение рабо­тать со словарем, находить не­по­нятные слова и выра­жения.

Определять характер книги (жанр, тему), со­ставлять пред­ставление о книге по обложке, про­гнозиро­вать тему, жанр, харак­тер текста; ориентиро­ваться в книге.

Работать с толко­вым слова­рем, самостоя­тельно делать подборку книг по определенной те­матике, даются первые сведения о рекомендатель­ных указателях, библиографиче­ских списках ли­тературы в дет­ской энциклопе­дии.

Любят играть (рисо­вать, лепить, конст­руиро­вать) и только на вто­ром месте - чтение.

Любознательны, но не усидчивы. Быстро переключают свое внимание с од­ного предмета на другой, с одного вида деятельности на дру­гой

Переходный этап от слушателя и зрите­ля к читателю

Надо больше чи­тать вслух, обсуж­дать прочитанное.

Способны к анализу и обоб­щению.

Читая текст, любят фантазировать.

Стимулировать творческую дея­тельность, т.е. по следам прочитан­ного рисовать, ле­пить, сочинять окончания сказок, придумывать новые сказки и т.д.

Легко­возбудимы, эмоцио­нальны: живут жизнью книж­ных ге­роев и нередко про­дол­жают книгу в своем воображе­нии.

Сопереживают и выплески­вают свои переживания на­ружу.

Заняты техникой чтения, что поглощает творче­ские силы на ос­мысление текста.

Всевозможные иг­ровые формы для закрепления навы­ков чтения и для развития вообра­жения

^ Нельзя детей принуждать читать, чтобы навсегда

не отбить желание работать с книгой!

Любят рассматривать книжные иллюстра­ции, рассматривать различные энцикло­педии.

Нет осознания, что книга - источник ин­формации.

Рассматривая иллю­страции нау­чить детей соотно­сить их с текстом.

Свойствен «эффект соприсутствия» с книжными персона­жами

Часто однозначно судят о тех или иных персонажах: или только «пло­хой» или «хоро­ший».

Помочь формиро­ванию объемного видения прочитан­ного: научить понимать, что у любого ге­роя есть и положи­тельные и отрица­тельные стороны

Способность узнавать себя и других в про­читанной книге

Сравнивают себя, своих друзей с книжными персо­нажами

Им нравятся сказки, приключения, рассказы, стихи.

Библиотекарь мо­жет помочь ре­бенку в «освоении жизненного про­странства»

newsru-ukraina-rusnewsruua-24022011-tigipko-uveren-chto-rada-soglasitsya-ogranichit-razmer-maksimalnih-pensij.html
newsrucom-moskva-13022009-strani-odkb-sozdadut-edinuyu-sistemu-pvo-po-primeru-sng.html
neyasnie-dovodi-sergej-georgievich-kara-murza-oppoziciya-kak-tenevaya-vlast.html
nezabivaemie-vpechatleniya-eto-veroyatno-luchshie-amerikanskie-gorki-v-mire-polnie-skorosti-i-povorotov-oni-dayut-mnozhestvo-ostrih-oshushenij-nesomnenno-eto-grub.html
nezadolgo-do-rassveta-dver-moego-kabineta-tiho-skripnula-i-na-poroge-voznik-vzeroshennij-melifaro-ne-to-zloj-ne-to-prosto-uzhasno-nevispavshijsya-ego-poyavle-stranica-15.html
nezadolgo-do-rassveta-dver-moego-kabineta-tiho-skripnula-i-na-poroge-voznik-vzeroshennij-melifaro-ne-to-zloj-ne-to-prosto-uzhasno-nevispavshijsya-ego-poyavle.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kurskogo-gumanitarno-tehnicheskogo-instituta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-literatura-8-klass-filipova-vera-vasilevna-rassmotreno-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-protokol-stranica-5.html
  • write.bystrickaya.ru/faktov-zahvata-gorodov-ne-zaregistrirovano-sessiya-parlamentskogo-sobraniya-soyuza-rossii-i-belorussii-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-h-asadullina-teoriya-i-praktika-razresheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-teoreticheskij-analiz-psihologo-pedagogicheskoj-literaturi-po-probleme-negativnogo-vliyaniya-zavisimosti-ot-kompyuternih-igr-u-podrostkov-stranica-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vstrecha-v-gosdume-parlamentskaya-gazeta-ushakova-oksana-13122005-220-str-1.html
  • college.bystrickaya.ru/34-ocenka-sostoyaniya-mashinostroeniya-novosibirska-dlya-resursodobivayushih-otraslej-i-tek.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarya-profilakticheskih-privivok-i-kalendarya-profilakticheskih-privivok-po-epidemicheskim-pokazaniyam.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-malgozhata-muserovich-celestina-ili-shestoe-chuvstvo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reproduktivnoe-zdorove-zhenshin-s-onkogematologicheskimi-zabolevaniyami.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-chto-vkladivat-dengi-letom-istochnik-komsomolskaya-pravda-data-05062007.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennaya-palata-predlagaet-zapretit-obsuzhdat-v-presse-temu-vozmozhnogo-raspada-rossii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spasti-kamer-yunkera-pushkina.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-s-primeneniem-ikt-predmet-russkij-yazik-klass-11a-tip-uroka-urok-razvitiya-rechi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shema-analiza-professij-programma-po-proforientacii-dlya-podrostkov-obosnovanie-programmi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-prazdnika-anglijskogo-alfavita-the-abc-party-3-klassi.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-upolnomochennom-po-pravam-cheloveka-v-permskoj-oblasti-stranica-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-ego-velichestvo-korol-lyudovik-xiii-tri-mushketera-dyuma.html
  • essay.bystrickaya.ru/chelovek-kak-subekt-individualnost-lichnost-chast-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/literaturi-stranica-16.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-6-politiko-territorialnoe-ustrojstvo-publichnaya-vlast-v-prefekturah-i-na-mestah.html
  • klass.bystrickaya.ru/andreev-v-d-katalog-biblioteki-ivesep-po-sostoyaniyu-na-12-04-2011g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-111-razrabotka-nizkofonovogo-nejtrinnogo-detektora-dlya-geofizicheskih-issledovanij.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-1-predmet-metodi-i-zadachi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-032100-00-matematika-s.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-kompleksnaya-ocenka-territorii-poselka-po-planirovochnim-ogranicheniyam-mezhdunarodnie-sertifikati-iso-9001-2000-i-iqnet.html
  • composition.bystrickaya.ru/ograzhdenie-kotlovanov-peremichkami-pravila-proizvodstva-i-priemki-rabot-na-stroitelstve-novih-rekonstrukcii-i.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/planirovanie-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-mu-2601-10-stranica-6.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-metodi-diagnostiki-razvitiya-v-norme-i-patologii-dlya-podgotovki-specialista-po-specialnosti-050706-psihologiya-i-pedagogika.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-po-ocenke-effektivnosti-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya-v-subekte-rf-v-visshih-uchebnih-zavedeniyah-rossijskoj-federacii-stranica-11.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshee-zaklyuchenie-borej-art-2000-golubovsky-m-d-the-century-of-genetics-evolution-of-ideas-and-concepts-scientific-historical.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-kratkaya-harakteristika-deyatelnosti-obshestva-za-2009-god-poyasnitelnaya-zapiska-k-buhgalterskoj-otchetnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrol-za-vipolneniem-programmi-vozlozhit-na-pervogo-zamestitelya-glavi-respubliki-kareliya-kanchera-yu-a-glava-respubliki-kareliya-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-morozovo-iskitimskogo-rajona-novosibirskoj-oblasti-pochtovij-adres.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-samoocenki-i-urovnya-prityazanij-sovremennoj-molodezhi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.