.RU

Методологическое обеспечение акмеологии - Учебное пособие Издательство тпу томск 2007


^ Методологическое обеспечение акмеологии
Целостное видение конкретного человека во всех его измерениях и взаимосвязях потребовало создания методологии, адекватной многоплановости и многомерности человеческой жизни. Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается.

Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый.

Акмеологический подход предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий. Учет этих вопросов дает возможность более четко определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собственного опыта и социальных ценностей и его «акме». При этом, степень желаемой зрелости – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность (А.А. Деркач). Это состояние никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Таким образом, вырисовывается ключевая группа задач, которые призвана решать акмеология (А.А. Деркач):

В методологическом плане акмеология по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальность определяется тем, что она познает закономерности такой сферы реальности, которая в своей онтологической определенности не схватывается никакой другой существующей ныне наукой. Прикладной дисциплиной акмеология является в том смысле, что она на базе познанных фундаментальных закономерностей разрабатывает такие практически ориентированные технологии, которые не могут быть выведены, эксплицированы из уже существующих социологических процедур, психологических методов и педагогических приемов.

Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии мета-научной саморефлексии (Е.А. Суслова), обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философского, гуманитарного, социально-научного. При этом под акмеологической парадигмой понимается, прежде всего, ее самостоятельность, отграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющиеся знания о человеке не могут объяснить проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиций антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии). О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.

^ Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, воплощения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Такими объектами акмеологии являются профессиональная деятельность и личностное развитие. Эти объекты равно и инновативны для современной отечественной науки, и актуальны, требуют решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.

^ Эпистемологический критерий свидетельствует о теоретико-познавательных возможностях акмеологии, ее отличии от других наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.

^ Институционально-организационный критерий отражает формы институционализации и организации акмеологии как научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные сообщества, междисциплинарное и международное признание и т.п.) деятельности.

^ Этический критерий, пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно заниматься определением профессионально-нравственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности сам акмеолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную ментальность, духовность у своего основного объекта – Человека труда.

В акмеологическом плане в качестве системообразующего фактора интеграции указанных типов научных знаний выступает тот их аспект, который определяет возможности их конструктивного использования в качестве решения важнейшей практической задачи культивирования человеком своего профессионального мастерства вплоть до его высших собственно «акме-форм», которые подлежат дальнейшей трансляции в культуре.

obladaya-sposobnostyu-nakaplivat-v-znache-niyah-svoih-edinic-i-peredavat-kazhdomu-novomu-chlenu-etnosa-naibolee-cen-nie-elementi-chuvstvennogo-umstvennogo-i.html
oblagorazhivanie-makulaturi-v-proizvodstve-bumagi.html
oblast-akkreditacii-ispitatelnoj-laboratorii-krasnoyarskogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kraevoj-centr-podgotovki-rabotnikov-zhkh.html
oblast-kyustendil-komponenti-na-okolnata-sreda.html
oblast-primeneniya-akcionernoj-kompaniej-po-transportu-nefti-transneft.html
oblast-primeneniya-magistralnij-truboprovodnij-t-ransport-nefti-i-nefteproduktov-ekspluataciya-i-tehnicheskoe.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-chast-1-stranica-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gazeta-mongoliya-segodnya-mongoliya-15032008-poslanie-glavi-gosudarstva.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sortirovka-kartochek-polnoe-opisanie-metoda.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-sostoyanii-raboti-i-perspektivah-razvitiya-liceya.html
  • control.bystrickaya.ru/carl-sagan-contact-1985-izd-mir-m-stranica-8.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrabotka-ohlazhdayushej-vodi-hlorom-i-mednim-kuporosom-stroitelnie-pravila-i-normi-vodosnabzheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-search-for-the-original-tree-of-knowledge-stranica-5.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhivot-i-delo-mitra-kukutovia-poruke-chitaocima.html
  • grade.bystrickaya.ru/michurinskij-rajon-utverzhden-reshenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tovarovednaya-harakteristika-lukovih-ovoshej-na-primere-repchatogo-luka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-isaevich-solzhenicin-v-kruge-pervom-stranica-43.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-mbou-polaznenskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-x-udostoverenie-sdelok-1-obshie-polozheniya-dokumenti-udostoveryayushie-lichnost-grazhdanina-tajna-soversheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izyasnenie-pesni-pesnej-solomona.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-poryadka-priema-grazhdan-v-gosudarstvennie-i-municipalnie-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-na-20092010-uchebnij-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-segod.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii-dlya-5-11-klassov-na-2009-2012-gg.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strukturnaya-organizaciya-fajlov-konspekt-po-kursu-lekcij-operacionnie-sistemi-operacionnie-sistemi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-turistk-lketanushili-zhmisti-dstemes-pn-bojinsha-050609-geografiya-studentterne-arnalan.html
  • education.bystrickaya.ru/146-iskusstvo-podbora-personala-case-vashi-dejstviya-svetlana-ivanova-iskusstvo-podbora-personala-kak-ocenit.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-mezhdunarodnoj-vistavke-kollekcionnih-kukol-i-mishek-teddi-vernisazh-kukol-v-voronezhe-rossiya-voronezh-voronezhskij-gosudarstvennij-teatr-operi-i-baleta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ponyatie-riskov-i-upravleniya-imi-metodologiya-ocenki.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-anglijskogo-yazika-6-a-klass-tema-uroka-london-zoo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/edm-tehnologii-abamet-co-ltd-rossiya-127018-moskva-ul-polkovaya-1-str-27.html
  • letter.bystrickaya.ru/modelirovanie-transformacii-atomnoj-strukturi-v-uporyadochivayushihsya-splavah-i-intermetallidah-pod-vliyaniem-temperaturi-i-deformacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-volkanov-domashnij-konditer-chast-27.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-i-priroda-tehniki-chast-2.html
  • bystrickaya.ru/vidi-pravovih-aktov-upravleniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/512-upravlenie-realizaciej-programmi-gorodskaya-celevaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-stolichnoe-obrazovanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mozhet-bit-sostavitelskoj-ili-kompilyativnoj.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/valyutnij-kontrol-chast-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-o-sostoyanii-zakonodatelstva-v-rossijskoj-federacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-disciplina-socialnaya-psihologiya-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnogo-otdeleniya-s-sokrashennimi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-adresa-parhalnogo-upravlnnya.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-den-borbi-s-narkomaniej-i-nezakonnim-oborotom-narkotikov-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.