.RU

Мидуэй - страница 6


96.

Грей и лидер второго дивизиона истребителей VF-6 мл. л-т «Бастер» Хойл, дождавшись начала удара пикировщиков по крейсерам, начали штурмовать эсминцы пулеметным огнем в 45-градусном пикировании (по шесть самолетов на корабль).

В этот момент к соединениею подошла и тройка торпедоносцев Лауба. Так как большинство пикировщиков еще «гуляли» где-то на западе, японцы открыли по снижающимся «девастейторам» такой ураганный огонь, что Роберт Лауб решил не испытывать судьбу. Облетев соединение против часовой стрелки, все время уворачиваясь от огня, он искал лазейку в плотной обороне японцев. Ничего не получилось – даже отбиваясь от пикировщиков, японцы внимательно отслеживали TBD и переносили огонь на трио Лауба вский раз, когда он начинал сближаться. Наконец он принял решение выполнить приказ Спрюэнса и «вернуться домой, не атакуя». В 13.15 он передал с борта своего 6-Т-4: «Крейсер поврежден. Курс 240, скорость 15. Остальные корабли находятся в точке согласно доклада». После этого троица TBD с так и не сброшенными торпедами, начала свой путь назад.

К моменту начала основного удара по «Микума», «Могами» уже получил две 454-кг бомбы – неплохой результат всего для двух или трех атакующих самолетов. Одна из бомб снова попала в «авиационную палубу», вторая – перед носовой надстройкой. Повреждения были описаны как «средние». Тем не менее, получив эти повреждения, «Могами» начал циркуляцию вправо.

Флагманский «Микума» повторил это движение, ибо Сакияма не хотел оставлять более поврежденного собрата вне эффективной дальности своих 25-мм автоматов. И буквально спустя минуту, крейсера непроизвольно выполнили поворот «все вдруг» на обратный курс, и теперь уже «Микума» был замыкающим мателотом. В головах большинства американцев сложилась его «похожесть на линкор» и отданные минутами ранее команды «Уолли» Шорта, который с экспрессией приказывал кому-то атаковать «концевой корабль». В результате – как и за два дня до этого – почти вся ярость волны досталась одной цели. «Микума» в этот раз не повезло.

Первое попадание пришлось в основание башни ГК №3. В результате этого попадания башня оказалсь сорванной с роликов и полностью вышла из строя. Хуже того, дождь осколков осыпал всю переднюю надстройку – многие погибли, тяжелое ранение получил и командир крейсера Сакао Сакияма. Командование кораблем принял старший помощник, капитан 2 ранга Хидео Такашима. Но в этот момент в корабль почти одновременно попали еще две бомбы, которые прошли через правый шкафут в носовое машинное отделение правого борта. Появилось пламя и черный дым, скорость крейсера стала падать. И спустя еще минуту, еще две бомбы попали в такое же место, куда «Могами» получал удары уже дважды – в авиационную площадку. Обе 454-кг бомбы пробили палубу и взорвались в кормовом машинном отделении левого борта с «ужасающим грохотом». Огромное пламя вспыхнуло рядом с торпедыми аппаратами левого борта. Начавший терять ход еще после второго и третьего попаданий, корабль остановился.

К этому моменту самолеты Шорта в основном закончили свой удар по «Микума», добившись пяти прямых попаданий и нескольких близких разрывов.

Собрав свои самолеты наверху, Шорт внимательно их пересчитал и убедился, что потерь в этот раз у него нет. Несколько «донтлессов» получили повреждения, но не более того. Зато «линкор» или как минимум тяжелый крейсер внизу горел и дамил так отчетливо, что Шорт справедливо доложил о нем как о «сильно поврежденном»

Тем временем, пожары на «Микума» действительно превращались в прямую угрозу кораблю. Теперь уже на «Могами», сближаясь с неподвижным флгаманом, думали, как они могут помочь. Капитан 1 ранга Соджи не исключал, что ему удастся взять «Микума» на буксир – лишь бы ее команда во главе с Такашима смогла справилься с пожарами. В 13.50 у Такашима появилась информация, что л\с в неповрежденных МО (носовое левого борта и кормовое правого) близок к тому, чтобы дать ход.

Однако в 13.58 случилось худшее - от воздействия пожара взорвались несколько торпед «тип 93» в погребе и аппаратах левого борта. Вся надстройка крейсера от ограждения дымоходов КО до башни ГК №4 превратилась в груду обломков, которую увенчала рухнувшая верхушка фок-мачты. Хуже того, сила взрыва была такова, что двойное дно в кормовом МО левого борта таже было разрушено, и корабль начал принимать воду. Быстро появился и стал рости левый крен. Пожары же теперь охватили все надстройки. В 14.20 командир «Могами» Акира Соджи сообщил Ямамото телеграммой, что «с «Микума», видимо, покончено». Практически такого же мнения придерживался и сам Такашима, приказавший готовиться к оставлению корабля. Вскоре такой приказ последовал.

За пять минут до этого «Энтерпрайз» без проблем посадил последний самолет волны Шорта за исключением четырех SBD – три машины «Хорнета» сели на свой корабль, как и лейтенант Ллойд Смит из VB-6, который долго не мог выпустить левую стойку шасси, а когда сделал это, «Энтерпрайз» уже готовился менять БВП и не мог принять самолеты.

«Хорнет» же еще в 13.30-13.45, прослушав сплошное радио-веселье атакующих «энтерпрайзеров», отправил второй страйк – 12 SBD из VB-8 под командованием лт-кдраУолтера Роди и столько же машин из VS-8 под руководством л-та Эбби Такера. Все 24 мишины были вооружены 454-кг бомбами97. Истребительное сопровождение отсутствовало – в нем не было необходимости.

В 14.45 Такер и Роди без труда нашли свою цель. В это время «Арашио» и «Могами» снимали вельботами и плотами людей с неподвижного «Микума». Корабли находились близко друг от друга, что облегчило задачу американцев.

В 14.50 попадание 454-кг бомбой рядом с кормовой 127-мм башней получил ЭМ «Арашио». К сожалению, как раз в это время на юте эсминца скопилось много беженцев с «Микума», и этот взрыв стал последним событием в жизни многих из них. Собственно «Арашио» потерял 37 человек убитыми и многих ранеными (в т.ч. командир 8-й дивизии ЭМ, капитан 2 ранга Н.Огава). Было также выведено из строя рулевое управление.

Второй эсминец, «Асашио», тоже подвергся удару, и хотя прямых попаданий не было, его команда потеряла 22 человека в результате воздействия осколков близких разрывов и обстрела с воздуха.

«Могами» же получил еще одно 454-кг попадание, снова в площадку гидросамолетов у катапульты, и на этот раз в результате возник большой пожар в районе корабельного лазарета. Почти все медики корабля (докторы и фельдшеры) в результате этого попадания погибли, и т.к. это было третье попадание за день практически в обно и то же место, большинство переборок в районе лазарета были повреждены, а двери и люки в них, задраенные по тревоге – заклинены. Несмотря на большое количество людей в лазарете, Саруватари приказал, в целях локализации пожара, задраить два остававшихся открытыми люка. Раненые со стороны лазарета никак не могли помешать этому. В результате практически все, находившиеся в этом районе, сгорели заживо. Очередное «безжалостное» решение командира дивизиона живучести спасло корабль.

В 15.00 Соджи передал Объединенному флоте радиограмму, в которой говорил о безнадежном положении «Микума» и высокой вероятности потерять и остальные корабли, если не начинать отход немедленно. В 15.25 решение было принято – «Могами», «Арашио» и «Асашио» легли на западный курс и скоростью 15 узлов начали удалаться от горящего «Микума», увозя с собой его умирающего командира и 239 членов команды обреченного крейсера. Вскоре машинной команде «Могами» удалось довести ход корабля до 20 узлов98.

Попадания в неподвижный «Микума» с самолетов «Хорнета» исчисляются двумя или тремя, но т.к. никто из находящихся на борту крейсера во время этих попаданий не спасся, трудно говорить об их локальных местах и эффективности. Эти 650 с лишним человек были теперь пердоставлены самим себе.

В 15.30 волна Роди, также не понеся потерь, начала садиться на «Хорнет». Среди пилотов не было никакого согласия насчет того, что же из себя представлял «длинный» корабль («Микума») – линкор или тяжелый крейсер, и еще больше мнений было относительно «короткого» («Могами»; от «эсминца» дл «линкора»).

Спрюэнса это соврешенно не устраивало. Если «линкор» попал под удар, он хотел оценить его состояние; если нет – еще было около трех часов светлого времени, чтобы его-таки «достать».

В 15.53 «Энтерпрайз» отправил на вскрытие обстановки два SBD-фоторзаведчика: первым командовал ведомый Беста, мл.л-т Крёгер из VB-6. Второй самолет пилотировал офицер самого корабля, а не авиагруппы: помощник руководителя посадки мл.л-т Добсон, служивший ранее в VS-6. На местах стрелков «донтлессах» сидели штатный фотограф «Энтерпрайза», мичман Михалович, и гражданский фотограф из «Моветон Ньюс» Эл Брик99.

Именно эти два самолета сфотографировали последние минуты «Микума», ставшие на долгие годы одним из главных признаков литературы о Мидуэе. В 19.07 оба самолета сели на «Энтерпрайз», пилоты поспешили с докладом к Спрюэнсу, фотографы – в лабораторию, проявлять снимки. Сразу за ними сели и истребители патруля. Полеты были завершены.

Пока процесс печати фотографий продолжался, Спрюэнс опросил пилотов фоторазведсиков, и отправил Нимитцу доклад о том, что «линкор» оставлен экипажем и тонет, потоплен также один эсминец, а два тяжелых крейсера, на одном из которых вероятно находится штаб Второго Флота Империи, получили бомбовые попадания. Командующий TF-16 снял с себя возможные обвинения толка «упустили адмирала», переложив ответственность на командующего ТОФ.

Трудно сказать, насколько устроили Спрюэнса четкие фото Михаловича, однако, по всей видимости, адмирал успокоился. На снимках был отчетливо виден гибнущий тяжелый крейсер типа «Могами», вокруг которого плавало 400-500 человек и несколько пустых шлюпок. Корабль был однозначно обречен100. По докладам Добсона и Крёгера, еще один крейсер и два эсминца стремительно уходили на запад. Никаких других целей в районе не было, ничего нового не докладывала и радиоразведка. Четыре остающихся с тяжелыми кораблями TF-16 эсминца уже не могли ходить полными скоростями – на них оставалось катастрофически мало топлива. В 19.43 поступил ответ Кинга, который также получил результаты удара, в котором обстановка оценивалась более трезво – по его мнению, было всего две группы японских кораблей, все получили повреждения, но погиб только один КРТ.

Так или иначе, двигаться далее на запад смысла не было – с каждой милей возрастала вероятность утром 7-го июня оказаться в пределах радиуса японских самолетов с Уэйка.

Спрюэнс, приняв окончательное решение, в 20.11 развернул TF-16 на северо-восток и попросил Нимитца обеспечить рандеву с танкерами и подходящим TF-11 («Саратога» с долгожданным пополнением самолетов и экипажей) утром 8-го июня101.

Сражение у Мидуэя было завершено, но пока не закончено. На борту «Энтерпрайза» и «Хорнета» находился 131 самолет, из них 118 (54 истребителя, 61 пикировщик и 3 торпедоносца) были операционнопригодными. Если бы в планы японцев входило хоть какое-то ожидание реванша, или если бы собятия на севере (Алеуты) стали бы разворачиваться по иному сценарию, этого было явно мало. Поэтому Нимитц озвучил следуюшие планы – Флетчер должен был встретиться с TG-11.2 (командир «Саратоги» кэптен Д.К. «Дюк» Рамсей) и поднять флаг на этом авианосце, становившемся флагманом TF-17 вместо погибшего «Йорктауна», и 10 июня выйти в точку рандеву с TF-16 (650 миль северо-востоянее Мидуэя), для передачи самолетов, перевозимых «Саратогой», на авианосцы Спрюэнса. После этого флетчера ждал Пирл-Харбор, а Спрюэнса – северный «Пойнт Блоу»: точка с координатами 48 N 172W, в которой он должен был объединиться с TF-8 контр-адмирала Теобальда. TF-16 поступало в распоряжение Теобальда «для поиска и уничтожения любых неприятельских сил в районе Алеутов».

Таковы были планы. В 04.30 8 июня, TF-16, заправляя эсминцы с танкера «Циммарон», оказалось в густом тумане, который стал причиной потери двух SBD с «Хорнета» (один пропал, второй долетел до Мидуэя) - самолеты заблудились в воздухе. В 11.12 этого же дня Флетчер поднял флаг на «Саре», и направил переформированное TF-17 на рандеву со Спрюэнсом, который вторые сути шел «наощупь» - густой туман исключил все полеты палубной авиации.

Зато базовые «каталины» с Мидуэя трудились не покладая крыльев – в течение 8 числа была обнаружена бОльшая часть пилотов VF-8, болтающаяся на плотиках с 4 июня.

Однако в течении этого и следующего дня от поисковых сил Теобальда, базовая авиация которого продолжала разведывательные полеты, не поступило никаких сведений о противнике. В результате на рассвете 10 июня Нимитц задежал выдвижение TF-16 в Пойнт Блоу, приказав оставаться в точке рандеву с TF-17 «до особых распоряжений». Встретившись около 06.00, оба соединения, поддерживая радиолокационный контакт, медленно двигались к югу, надеясь на пояснение погоды. Лишь спустя сутки и двести миль к югу, на рассвете 11 июня погода улучшилась до приемлемого для полетов состояния, и «Саратога» передала на «Энтерпрайз» 10 SBD из VS-5 (лт.кдр У.Бёрч) и пять TBD из VT-5 (л-т Эдвин Паркер), а на «Хорнет», более мощные аэрофинишеры которого могли принимать тяжелые самолеты – девять «запасных» SBD л-та Тейлора и десять TBF из родной VT-8, которыми командовал л-т Гарольд Ларсен. Это были первые касания палубы американского авианосцы боеготовыми «авенджерами». Аэрофинишеры «Энтерпрайза» сажать TBF еще не могли, они нуждались в усилении. Передав самолеты, Флетчер, наконец, отправился в Пирл-Харбор, а TF-16 опять развернулось на север102.

Однако добраться до одноклассника по Академии, Роберта «Фаззи» Теобальда, Спрюэнсу в этот раз не удалось. Уже в 09.00 Нимитц знал, что японцы оккупировали без сопротивления острова Атту и Кыска, и что никаких сил флота неприятеля поблизости уже нет. Поэтому в 11.00 и TF-16, и TF-8 получили новые указания - теперь они должны были собраться в Пирл-Харборе. Это триумфальное событие и произошло днем 13 июня103.

Перелет на берег ставших смешанными авиагрупп кораблей сопровохждался прощанием пилотов с новыми товарищами и старыми сослуживцами, впрочем, это было явно преждевременно. Самолеты «Саратоги» ушли на военно-морскую авиабазу Пирл-Харбора, авиагруппа «Биг Э» - на аэродром Канеохе, «Хорнет» отправил свои эскадрильи на аэродром авиации морской пехоты Эва.

Уже через два дня «Энтерпрайз» стал в сухой док – требовался примерно месячный ремонт с заменой финишеров и модернизацией зенитного вооружения. Ремонтом занялись и на «Хорнете» - наряду с установкой новых 20-мм «эрликонов», авианосец получил новую РЛС СХАМ, ранее снятую с затонувшего в ходе атаки Пирл-Харбора линкора «Калифорния»104

С легкой руки прессы, Спрюэнс сразу же стал национальным героем, Флетчер же, досадно потерявший «Йорктаун» в условиях и без того натянутых отношений с Кингом, остался в тени этой славы.

Еще 8 июня, понимая, что, по крайней мере, активная фаза сражения завершена, Спрюэнс отправил Флетчеру сообщение, в котором были такие слова: «Вы прекрасно командовали общими силами битвы, пока они находились в Вашем ведении, и я не могу найти слов, чтобы выразить свою благодарность Вам». История не сохранила ответа Флетчера, если он вообще был. Френк Джек Флетчер всегда философски относился к вопросу «Кто выиграл Мидуэй?». В 1964 году, в письме бывшему командующему своими крейсерами, адмиралу Смиту, Флетчер, отвечая на вопрос о своем вкладе в Мидуэйскую победу, написал следующее: «Я хочу обратить Ваше внимание на высказывание, принадлежащее, кажется, маршалу Джозефу Жоффру. Что-то вроде этого: «Я не могу сказать точно, кто выиграл Битву на Марне, но у меня нет никаких сомненией насчет того, кто ее проиграл».



1 Кроме того, японцы отложили назначенную на 1 мая смену кодовых книг YN-25 на следующую серию С, ровно на месяц. Более того, некоторые сообщение кодировались старым комплектом документов и позже. Это было сделано из-за проблем с доставкой новых кодов на все удаленные посты кодированной связи – японцы просто не успевали это сделать. Действующие же документы серии В, которыми и кодировались боевые распоряжения и прочие сообщения силам, участвующим в операциях MI и AL, с каждым часом теряли стойкость, ибо выработали свой и без того весьма скромный ресурс. Пройдёт немногим более полгода, и схожая причина выключит из борьбы на море все крупные корабли другого союзника по Оси на другой стороне земного шара – Кригсмарине.

2 Американские шифры были надёжнее японских, но в данном случае дело не в этом – между Пирл-Харбором и Мидуэем лежала трансокеанская кабельная линия связи, по которой можно было безопасно передавать любую информацию.

3 Оперативный план Ор 29-42 предусматривал, что если «Йорктаун» придет в базу позже 28-го мая и если при этом ему потребуется более чем четырехдневный ремонт – корабль вместо боя идёт в Бремертон. Нимитц был подводником, а значит, реалистом.

4 Намереваясь прибегнуть к их помощи лишь в случае необходимости возврата захваченного японцами Мидуэя.

5 Любопытно отметить, что в первую очередь имелась ввиду защита первого АУГ от атак надводных кораблей, а не авианосцев противника. То есть, американцы считали, что японцы не считают их авианосные силы основной угрозой

6 В USN с 1926 года командовать авианосцами могут только офицеры с подготовкой пилота или члена экипажа самолёта, состоящего на вооружении USN.

7 PBY должны были вести 700-мильный секторный поиск, причем обнаружив первую группу японских авианосцев, пилот летающей лодки должен был продолжать полёт до обнаружения второй группы АВ, которая неявно предполагалась следующей в некотором отдалении.

8 Identity Friend or Foe – прообраз радиолокационного ответчика системы опознавания «свой-чужой».

9 Парафраз Sea Hag – «морская ведьма» - очень часто применялся именно к коммандеру Рингу его подчиненными.

10 Spotting – размещение готовых к взлёту свободным разбегом самолетов, в кормовой и средней части полетной палубы, с определением очередности их взлёта. С началом споттинга завершались посадочные операции, с окончанием – площадки самолетоподъемников фиксировались в верхнем положении.

11 Что в общем совпадало с оценками довоенных учений – офицеры разведки авианосных TF всерьез полагали, что из 18-самолетой эскадрильи, атакующей прикрытую авиацией линейную колонну врага, шанс прорваться на дальность прицельного сброса торпеды имели только три самолета. События в Коралловом море создали стойкую иллюзию куда более радужной картинки.

12 1-ая эскадра ЭМ, кэптен А. Эрли: «Фелпс», «Эйлвин», «Монаган», «Уорден», и 6-я эскадра ЭМ, кэптен Э.Сойер: «Бэлч», «Конингхэм», «Бэнхем», «Эллет», «Мори».

13 Point Luck

14 Следующий командир «Энтерпрайза». Следует отметить, что именно несогласие Дэвиса с Рочфортом в вопросе, где именно японцы поднимут самолеты для удара по Мидуэю (Дэвис считал, что гораздо дальше, чем в 50 милях), во многом способствовало принятию Нимитцом предположения о двух отдельных АУГ в составе Кидо Бутай.

15 В расшифровке одной из японских радиограмм, посвященной организации разведки погоды в районе операции MI, прямо указывалось, что «самолёты Кидо Бутай будут подняты в 50 милях к северо-западу от Мидуэя». «Пойнт Лак», таким образом – классическая фланговая засада слева.

16 И оставался таким до конца сражения, что предопределило большие скорости авианосцев во время взлетно-посадочных операций, а это, в свою очередь, сильно повлияло на рисунок маневрирования и расчет позиций кораблей, делаемый для экипажей возвращающихся самолетов еще перед их вылетом.

17 Доложено (энсайн Джеймс Лайл из VP-51) о «двух транспортах». В реальности в состав этого отряда (к1р С.Миямото )входили вспомогательные МТЩ «Тама Мару №3», «Шонан Мару №7», «Шонан Мару №8» и транспорт «Сойя», а также охотники за ПЛ Ch-16, Ch-17 и Ch-18.

18 Сделавший это донесение энсайн Рейд (VP-44) применил кодовое сокращение Main Body, «Главные силы», чем вызвал немало волнительных минут в штабе Нимитца – если это действительно «главные силы», то место американской засады в р-не Пойнт Лак выбрано совершенно ошибочно. В 10.07 Нимитц заподозрил неладное в самом донесении и сообщил своим силам, что это, видимо, «оккупационное соединение», и особо волноваться не стоит.

19 В состав Соединения непосредственной поддержки того же Кондо входил авианосец «Дзуйхо», но он находился значительно дальше транспортов и не мог быть обнаружен мидуэйскими «каталинами».

20 По два самолета из состава 18-й и 69-й эскадрилий 22-й и 38-й бомбардировочных групп средних бомбардировщиков, соответственно. Экипажи никогда ранее не работали с авиационными торпедами и их применением.

21 Наружные крыльевые бензобаки B5N2 заправлялись только для вылета на разведку. При подвеске торпеды «тип 91» или бомбы калибром 800 кг, эти 225-литровые баки оставались пустыми, заправлялись же только внутренние крыльевые баки по 350-л каждый.

22 В реальности – на 40 миль северо-западнее. «Хорнет» не принял ничего, т.к. он не имел на борту офицера в звании адмирал и, соответственно, комплекта шифровальных документов флагманского звена (т.н. 5-я схема обеспечения шифрованной связи).

23 Это ожидание породило массу разнообразных исторических комментариев, от восторженных до пренебрежительных. Наиболее отчетливо высказался Морисон – он указал в своем монументальном труде, что начальным намерением Спрюэнса было ждать не до 07.00, а до 09.00. Однако это всего лишь следствие того, что Морисон не удосужился изучить приказы Флетчера по TF-16 и TF-17, где было установлено отличное от мидуэйского корабельное время Z+10. Спрюэнс и Браунинг никогда не собирались задерживать вылет ударных групп позже 07.00 (09.00 по Мидуэю)

24 Внук Майлза Браунинга – известный американский комедийный актёр Чеви Чейз.

25 Именно из-за недостатка этих 22 галлонов, 8 мая 1942 года в Коралловом море не смогли найти свою цель 11 SBD из VB-2. В VB-6 перед Мидуэем был рассчитан и порядок применения 720-кг бронебойных бомб, находящихся в погребах со времен рейда на Уэйк: вооруженный такой бомбой, SBD должен был остаться без 100 галлонов топлива, реальный боевой радиус самолета сокращался до 50 миль, а высота сброса бомбы, по расчетам Беста, была не ниже 1 км. Однако вооружать SBD такими бомбами ни тогда, ни позже не пришлось.

26 Еще один самолет разведчиков, 6-S-9 (пилот - энсайн Роденбург), вернулся на авианосец из-за неисправности нагнетателя двигателя через полтора часа после взлёта.

27 Недочеты штаба TF-16 дополнялись ошибками БЧ-6 самого «Энтерпрайза». Четыре не взлетевших SBD и вернувшийся самолет Роденбурга опустили в ангар, где неисправности быстро устранили, самолеты перепроверили и повторно подготовили к вылету, но не включили в план очередности подъема на полётную палубу, и потому не вооружили бомбами. Таким образом, авиагруппа корабля на весь день 4 июня 1942 года потеряла пять боеготовых, заправленных и вооруженных пикировщиков, просто занимавших место в ангаре – во втором вылете ни один из этих самолетов участия не принимал.

28 Arrow 170-30. Этот кодовый сигнал означал, что для определения истинного направления на воздушную цель пилотам истребителей надлежало самостоятельно преобразовать пеленг по магнитному компасу (в данном случае 170 градусов) в истинный пеленг и следовать по нему. Т.к. в районе Мидуэя погрешность магнитного компаса могла превышать 20 градусов, это было довольно туманным целеуказанием. FDO «Йорктауна», командир авиагруппы корабля Педерсен, предпочитал использовать для наведения сигнал «Vector» и давать пилотам прямой пеленг на цель по магнитному компасу, не усложняя их работу расчетами. Наведение же Доу оказалось провальным - ни секция Провоста, ни посланные в 08.36 на усиление еще пара истребителей «Энтерпрайза» и четверка с «Хорнета», не смогли атаковать Амари, умело использующего низкую облачность. В 08.44 Доу отозвал истребители обратно, т.к. самолет Амари исчез с экранов РЛС, направляясь домой из-за недостатка топлива.

29 Обнаружив американское соединение около 07.00, Амари передал первое донесение в 07.28 (хотя о времени фактического доклада текста этого донесения Нагумо по-прежнему много споров; на это сообщение, по-видимому, в 07.47 в 08.00 последовали приказы уточнить состав врага), второе, об изменении американцами курса со 150 на 180 градусов, в 07.58, и третье, уточняющее, наконец, состав американцев (пять крейсеров и пять эсминцев) – в 08.08. Это всё не сильно беспокоило Нагумо, находящегося все это время под атаками самолетов с Мидуэя, пока Амари не рассмотрел, наконец, «Хорнет».

30 В основном - английский исследователь сражения Даллас Айзом, автор книги Midway Inquest, 2008.

31 Для таких действий один из трех самолетов минимальной тактической единицы – шотая (звена) – отряда пикирующих бомбардировщиков каждого авианосца, нёс 242-кг фугасную бомбу, а два остальных – 250-кг полубронебойные. Для атак наземных объектов все самолеты вооружались 242-кг фугасными бомбами.

32 Большинство японских источников ссылаются, без детализации причин, на плохую работу радиосредств «Акаги» в этот период службы, поэтому Ямагучи на «Хирю», контролируя частоты разведчиков и зная их позывные, вполне мог получить те сообщения, которые не были приняты на «Акаги».

33 Кроме того, что для подвески 800-кг бомб и торпед Тип 91 требовались разные наборы кронштейнов, которые, в свою очередь, крепились к набору самолета резьбовыми соединениями и потому требовали отдельного времени на замену, была более веская причина. Торпеды и бомбы такого калибра подавались к самолетам от площадок оружейных элеваторов специальными тележками (передвигаемыми вручную), с которых и подвешивались. Снимались боеприпасы также на эти тележки. Проблема состояла в том, что на «Акаги» было всего шесть, а на «Кага» - девять таких тележек, поэтому перевооружаться одновременно могла только треть штатных отрядов торпедоносцев авиагрупп каждого корабля – 6 и 9 самолетов из 18 и 27 соответственно, остальные должны были ждать своей очереди.

34 В данном случае, из-за постоянных посадок истребителей БВП, отбивающих последовательные удары самолетов с Мидуэя, за топливом и боеприпасами – барабанный магазин 20-мм пушки Тип 99 Мод 1 истребителя А6М2 «Зеро» содержал всего 60 снарядов – даже полностью снаряженные ударные самолеты не могли быть подняты из ангаров для размещения к взлёту, ибо потребовалось бы прекратить посадки истребителей.

35 Существует версия, по которой Вальдрон передал и сообщение о контакте, которое было доложено Митчеру на «Хорнете» около 09.20. По какой причине Митчер не сообщил об этом донесении остальным силам, и не донёс Спрюэнсу и Флетчеру, неизвестно. Наиболее правдивой версией представляется всё то же отсутствие на «Хорнете» шифровальных документов «адмиральской» сети. Подробнее см. в главе о «Хорнете»

36 На «Энтерпрайзе» после этого доклада произошел забавный случай. Браунинг, отчего-то полагая, что «Грей» - это позывной МакКласки, схватил микрофон радиопередатчика, настроенного на частоту БВП и закричал: «МакКласки, атакуйте, атакуйте немедленно!». Флетчер же на «Йорктауне» вначале аккуратно поинтересовался у своего штаба – а кто такой «Грей»?

37 Диапазон УКВ. На истребителях был установлен панорамный приемник ZB, постоянно настроенный на эту частоту. На много местных самолетах для этой цели использовался бортовой приемник ARA, который надо было перестраивать.

38 Если на американских АВ основным методом работы истребителей БВП при отражении воздушных атак было наведение FDO на обнаруженную РЛС цель по радио из положения дежурства в воздухе, то японский БВП такой задачи не имел и был в значительной степени просто первым рубежом обороны против первой воздушной атаки врага. Пилоты истребителей несли приёмную радиовахту на частоте своего авианосца, но могли получать лишь краткую информацию справочного типа, которая передавалась кодом Морзе, и лишь со своего корабля. Учитывая большую независимость командиров авианосцев IJN при отражении воздушных атак и в огне, и в маневре, а также проблемы с радиосвязью и отсутствие РЛС, легко понять, что главной надеждой командира японского корабля были острые глаза его сигнальщиков и два-четыре шотая истребителей, находящихся, наоборот, в положении дежурства на палубе с разогретыми моторами. Тогда их можно было использовать последовательно, экстренно поднимая против внезапно возникшей новой воздушной угрозы с точно определенными элементами движения, т.е., по существу, как нынешние ЗУР.

39 На самолетах VT-6 и VT-8 подвижная стрелковая установка была оборудована спаркой 7,62-мм «Кольт-Браунингов», стандартных для SBD, вместо штатного одного пулемета).


40 В это трудно поверить, но 7,62-мм спарка матроса 2-го класса МакКоя, стрелка самолёта Смита, отказала после первых же выстрелов, и Смит до конца атаки мог только уклоняться от атак японских истребителей манёвром. Однако его изрешеченный TBD всё еще держался в воздухе.

41 Название подводной лодки не имеет никакого отношения к роману Ж.Верна. Первый боевой корабль с таким названием (12-пушечная шхуна) появился в составе ВМС США в 1799 году, роман вышел в 1870. Всего кораблей, нареченных «Наутилус», в ВМС США было шесть, SS-168 «Наутилус» - вторая ПЛ ВМС США с этим названием.

42 В данном случае ведомым был офицер, а ведущим – NAP.

43 При выходе из пикирования старпом VS-6 л-т Дикинсон (6-S-10) вместо закрытия воздушных тормозов выпустил шасси, самолет потерял скорость и упал в воду. Дикинсон и его стрелок ДеЛюка были спасены с плотика после сражения.

44 Маршрут №5 с КРТ «Тикума», командир экипажа штурман-наблюдатель петти-офицер 1 класса М.Такезаки, пилот – петти-офицер 3 класса Т.Хара, следил за TF-16 с 10.45, сменив экипаж Амари. В 10.34 Доу пытался навести на эту цель, подходившую к TF-16 с пеленга 295 градусов дивизион мл.л-та Хойла из VF-6, но безуспешно.

metodicheskoe-posobie-moskva-2005-materiali-dlya-studentov-podgotovleni-kandidatom-psihologicheskih-nauk-docentom-kafedri-upravleniya-chelovecheskimi-resursami-fakulteta-menedzhment-vshe-gu.html
metodicheskoe-posobie-moskva-2008-razrabotano-metodicheskim-otdelom-cbs-gagarinskaya-priobshenie-k-chteniyu-cherez-znakomstvo-s-bibliotekoj.html
metodicheskoe-posobie-moskva-2011-g-metodicheskie-rekomendacii-rassmotreni-i-utverzhdeni-na-zasedanii-ums-mugu-ot-17-yanvarya-2011-g-protokol-8-a10-11-recenzenti-lisakov-n-d-doktor-psihologicheskih-nauk-professor.html
metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2002-n-s-budnikov-s-a-mineev-sozdanie-komponentov-polzovatelskogo-interfejsa-virtualnih-priborov-nizhnij-novgorod.html
metodicheskoe-posobie-novosibirsk-2012-kokovkin-v-v-shuvaeva-o-v-morozov-s-v-raputa-v-f-stranica-5.html
metodicheskoe-posobie-opravovih-osnovah-organizacii-nablyudeniya-za-processom-golosovaniya-i-podscheta-golosov-izbiratelej-i-deyatelnosti-nablyudatelej-v-den-golosovaniya-17-iyunya-2012-goda-chto-dolzhen-znat-nablyudatel.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/assamblei-gosudarstv-chlenov-vois-sorok-devyataya-seriya-zasedanij-zheneva-26-sentyabrya-5-oktyabrya-2011-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-nalog-na-pribil-novie-pravila-administrirovaniya-naloga.html
  • bystrickaya.ru/vostochno-sibirskij-ekonomicheskij-rajon.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-prinyala-vo-vtorom-chtenii-popravki-v-uk-rf-napravlennie-na-uzhestochenie-nakazaniya-za-terroristicheskuyu-deyatelnost.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-desyataya-ok-260-ok-340-episkop-kesarijskij-s-313-g-po-pravu-yavlyaetsya-podlinnim-rodonachalnikom-hristianskoj.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-nevolina-g-a-teatr-studiya-pokolenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-kompanii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-istoriya-dizajna-nauki-i-tehniki-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • college.bystrickaya.ru/11-ogranicheniya-pri-osushestvlenii-reglament-radiosvyazi-rr.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spasenie-utopayushih-delo-ruk-vremya-peremen.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakupochnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-rabot-nabrizg-betonom-i-ankerami-pri-stroitelstve-transportnih-tonnelej-i-metropolitenov.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazec-oformleniya-vvedeniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskva-v-gosdume-rf-rassmotreli-voprosi-razvitiya-konkurentnih-preimushestv-rossijskih-uglej-na-mirovom-rinke-11.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-napravleniyu-upravlenie-v-tehnicheskih-sistemah.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-reshetnikov-kandidat-himicheskih-nauk-bioorganicheskaya-himiya-i-himiya-fiziologicheski-aktivnih-i-prirodnih-veshestv.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roditelskoe-otnoshenie-k-rebenku-opredelenie-tipi-vliyanie-na-psihicheskoe-razvitie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-9-pravovoj-rezhim-funkcionirovaniya-gosudarstvennih-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-finansovomu-pravu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/operativno-kalendarnoe-planirovanie-po-tehnicheskoj-podgotovke-novogo-avtomobilya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-2-princip-postroeniya-stojki-1200i-metodicheskaya-razrabotka-po-voenno-tehnicheskoj-podgotovke-vus-121300-tema-7.html
  • studies.bystrickaya.ru/den-pyatij-mark-levi.html
  • literature.bystrickaya.ru/demenciya-ee-vidi-razvitie-i-okazanie-pomoshi.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetire-urovnya-neopredelennosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/obespechenie-i-provedenie-sanitarno-epidemiologicheskih-meropriyatij-v-usloviyah-chrezvichajnih-situacij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xl-kogda-stada-s-polej-breli-domoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnij-komponent-realizuemih-programm-ekonomicheskie-i-socialnie-usloviya-territorii-nahozhdeniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/farishta-niryaet-pod-zemlyu-ahmed-salman-rushdi-shajtanskie-suri.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-po-muzhevodstvu-larina-sht-stranica-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizatori.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-master-klass-finansovij-monitoring-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-magisterskaya-programma-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovka-magistra.html
  • writing.bystrickaya.ru/i-chto-za-obraz-mne-yavilsya-sandomirskij-m-e-zashita-ot-stressa-fiziologicheski-orientirovannij-podhod-k-resheniyu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/0710-1310-diktor-naznachen-novij-nachalnik-upravleniya-dorog-i-mostov-merii-arhangelska.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vlast.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozhdi-v-zakone-stranica-16.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kategoriya-nakloneniya-glagola-v-russkom-i-kazahskom-yazikah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.