.RU

Миф как попытка осмысления мира


МИФ КАК ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА


Миф – понятие греческое и означает оно слово, сказание, предание. Это значение ясно показывает, что миф не входит в сферу литературы, хотя может быть зафиксирован в письменности, но он целиком и полностью находится в лоне устного предания или устной традиции. Самое распространенное и в то же время ложное мнение, которое составилось о мифе на протяжении последних четырех столетий преимущественно в западном и западническом обыденном сознании, относит миф к народному (этническому) творчеству (фольклору) и к архаике (древности и средневековью). Согласно этому взгляду, новое и новейшее время (модерн и постмодерн) в результате торжества «научного мировоззрения» совершенно «демифологизировались». Решающий вклад в так называемую «демифологизацию» западного общества внесли философский антропоцентризм, рационализм, материализм и позитивизм. Однако «разоблачение» мифологии началось задолго до эпохи Просвещения, еще в античное время. Философы-эллины, подвергая устное предание своей родины критической проверке разума, объявили греческие мифы баснями и выдумками. Это рационалистическое презрение к «традиции» подхватили представители европейского модерна, абсолютно не понимая сущности мифологии. Вообще борьба европейского модерна с мифом шла параллельно с борьбой против христианской религии, церкви и метафизического мировоззрения. В конце концов, мифологические образы и сюжеты стали использоваться в качестве примитивных аллегорий. Лишь с аллегориями мог примириться сухой и прагматичный буржуазный рассудок, ищущий всегда и всюду только материальную, вещественную, зримую и посюстороннюю пользу-выгоду. Немудрено, что для буржуа мифология стала литературно-театральным развлечением и отдыхом от чисто меркантильных занятий, от бизнеса. «Просвещенный» европеец, изъясняясь с помощью мифологических аллегорий, тем самым претендовал на «высокий риторический стиль» выражения своих мыслей и чувств. Поэтому европейский классицизм суть не возврат к Гесиоду, Гомеру, древнегреческим мистериям, трагикам и поэтам, а сплошная аллегория и выспренность, имитирующие подлинную классику эллинизма.

Миф никак нельзя отнести к фольклору. Фольклор – это нечто массовое, публичное и профанное, это поистине «творчество» (сочинительство) в его земном, человеческом измерении. Напротив мифология есть система священных (сакральных) знаний, передающихся по традиции от поколения к поколению, от учителя к ученику, от посвященного к посвящаемому в процессе инициатических обрядов (ритуалов). Стало быть, мифология – это знание элитарное, не бытовое, не простонародное, знание жреческое. В отличие от профанного буквализма и аллегоризма, от литературного метафоризма, миф имеет образно-символическое содержание, которое раскрывает запредельное, иррациональное и сверхчеловеческое знание. Поскольку это знание священно, оно уходит в сферу религии, являясь ее необходимым элементом. Религия и мифология неразрывно связаны друг с другом, причем последняя исходит из религии.

Таким образом, миф отнюдь не сочиняется, а передается человеку как особого рода знание о мире либо в состоянии религиозного откровения, либо посвященными в это знание. Здесь мы должны сразу отмести в сторону всяческие «цивилизованные» измышления о мифе как о способе дорационального, дофилософского или донаучного осмысления мира и человека, уничижительно сводящие миф к детскому наиву и первобытному примитивизму. Мифология – это не детская, первоначальная попытка осмыслить мир неокрепшим человеческим разумом, неискушенным в формальной логике и диалектике, а система сакральных смыслов, открытых человеку, условно говоря, «высшими», сверхчеловеческими силами, без помощи которых он никогда бы не смог их постигнуть своим, и только своим грешным, а потому весьма ущербным и ограниченным, умом. Рационалистическое, философское или научное осмысление мира – это как раз и есть титаническая, богоборческая попытка постижения тайн мироздания этим самым умом, горделиво презирающим религиозно-метафизические основы бытия. Кстати сказать, первобытный ум, столь склонный к мифологизму, отнюдь не был чужд строгой логике. Конечно, мы не имеем прямых историко-научных свидетельств о существовании тогда логики как науки, но это не означает, что в то время человек не мог или не умел логически мыслить. Логическое мышление есть вневременное свойство человеческого разума. Мало того, мы дерзнем сказать, что первобытный ум был гораздо более логичен, чем современный, «философский» и «научный». В мифологии любого народа прослеживается весьма четкая логика, которая выражается через образы и символы, а не через абстрактные категории и дефиниции. И эта логика – живая и наглядная, не в пример абстрактной, мертвенной философской схоластике. Но и рациональные понятия, употребляемые в быту, в глубокой древности тоже существовали. Древняя мифология вполне переводима на философский язык, что только доказывает ее высокий уровень образно-символического постижения бытия. Так вся христианская философия есть лишь истолкование библейской картины мироздания, а неоплатонизм – древнегреческой, языческой. С другой стороны, многие мифологические образы и символы совершенно не поддаются рациональной интерпретации и требуют иного, иррационального пути постижения: «озарения», «просветления», «интуиции», «вдохновения» («богодухновения»), «божественного откровения».

В самом широком смысле религия есть связь человека и общества с Абсолютом. Поскольку Абсолют - не более чем абстракция, хотя и предельная, постольку под ней разными людьми и народами понимается разная, но вполне конкретная, высшая сверхчеловеческая реальность. Для Православия такой высшей сверхчеловеческой реальностью является Единый Бог, Творец мира, прославляемый как Троица Единосущная и Святая – Отец, Сын и Святой Дух. Для буддизма Абсолют есть совершенно безличное неформальное Сверхсознание или Сверхбытие, из которого проистекают все индивидуальные или формальные сознания и бытия, как богов, так и людей. Даосы под Абсолютом понимают Ничто, невидимую и непознаваемую субстанцию, которая содержит в себе «семена» всех вещей и которая производит из этих «семян» все сущее, в том числе божеств и человека. Достаточно этих трех примеров, чтобы показать, насколько разнообразны конкретные представления человечества об Абсолюте. Но эти же примеры прямо указывают на мифологизм подобных представлений. Все они связаны с загадкой происхождения мира и человека, то есть с историей Вселенной, с теологией, космогонией, космологией, «теогонией» и антропологией. Мифология, собственно говоря, и есть священная (сакральная) история мира и человечества, охватывающая все известное человечеству время, его начало и конец (включая эсхатологию), и как таковая она является одним из фундаментальных элементов религиозного мировоззрения людей. Ясно, что основополагающие знания подобного рода могут передаваться не иначе как посредством традиции.

Здесь нелишне будет упомянуть о пресловутой западной «теории модернизации», которая обозначает, только другими словами, «теорию прогресса», «теорию социальной эволюции» и «теорию смены общественно-экономических формаций». Так вот, данная «теория», которая утверждает, что человечество на протяжении всей своей истории последовательно проходит стадии «традиционного», «индустриального» и «постиндустриального» обществ, нарочито и прямо-таки злонамеренно смешивает понятия «архаичное» и «традиционное». «Архаичное» (здесь «традиционное»), то есть «старое», «косное», «устаревшее», «нетворческое», «стереотипное», «привычное» или «обычное», резко противопоставляется «новому» (перспективному, непривычному, творческому). Между тем уже само буквальное значение слова «традиция» (передача, предание, наследие) отнюдь не содержит ничего «архаичного» и ничего «модернового». С буквалистской точки зрения, передавать можно все, что угодно, и наследовать можно всему, чему угодно. Тем самым термин «традиция» недвусмысленно указывает на многовекторность процесса предания, которое может осуществляться не только «по кругу» (пространственно) в посюстороннем и сиюминутном общении между отдельными людьми и народами, но и «по горизонтали» и «по вертикали». Передача «по горизонтали» означает традицию в плане исторической преемственности, от поколения к поколению, от учителя к ученику. Передача «по вертикали» означает традицию в плане вневременной религиозно-мистической преемственности, от высших сфер бытия к низшим, от Абсолюта к человеку и обществу. Собственно говоря, истинная религия – традиционна и истинная традиция – религиозна, ибо религия означает не только веру в некий Абсолют, но и в возможность осуществлять с ним связь посредством традиции. Однако религиозная традиция передает не все, что угодно, а только то, что имеет отношение к абсолютному, высшему, вечному, безконечному и неизменному, то, что в просторечии именуется «вечными истинами» и «вечными ценностями». Таким образом, традиционное – это не старое и не новое, а вечное. Вечное есть субстанциональная основа традиции, осуществляющая связь между прошлым и будущим, между высшим и низшим. Вечное, по сути говоря, и есть истинно и всегда новое, ибо никогда не стареет и не умирает. Истинная традиция в принципе не может передавать ничего другого, иначе она потеряла бы свой сакральный смысл. К тому же в истории так называемое «новое» часто быстро устаревает, а, напротив, так называемое «старое» опять и опять находит применение.

Поскольку мифология является существенной частью религиозной традиции, точнее, традиционных сакральных знаний, она никак не может относиться к архаике и уж тем более к некой первоначальной, первобытной или древней попытке осмысления мира якобы в целях упорядочения «мирового хаоса». Мало того, человечество вовсе не перестало мыслить мифологически, несмотря на войну, объявленную мифологии западным рационализмом. Оно, во-первых, использует образы и символы даже там, где они вроде бы быть не должны, например, в субатомной физике, квантовой механике, теории вакуума и энерго-информационного обмена. Во-вторых, сама ограниченность человеческого сознания, неспособного охватить всю безконечность бытия, порождает желание изъясняться многозначительными символами и туманными образами. Тем самым наука, все глубже и все больше погружаясь в стремнину материи, становится все менее и менее точной, ведь в своих исследованиях она встречается с такими объектами и явлениями, для которых невозможно найти адекватных терминов в человеческом языке. Это обстоятельство вынуждает ученых обращаться к иносказаниям, метафорам и символам. Современную научную картину мира можно по праву отнести к новейшей мифологии. Однако эта мифология уже лишена сакрального смысла и высшего источника знаний, ибо она создавалась не только вне какой-либо религиозной традиции, но и откровенно против нее. Между тем полно людей, пытающихся науку сделать «священной коровой», а ученых – жрецами. К сожалению, для искусственной сакрализации науки есть основания, так как религией всех атеистов-рационалистов еще с эпохи Ренессанса является гуманизм или вера в человекобога и безпредельное могущество человеческого разума, способного, якобы, покорить и устроить по своему образу и подобию всю Вселенную. Отсюда можно сделать вывод, что сакральное и культовое не всегда совпадают с подлинно религиозным. Часто, особенно в наше время, культовыми и сакральными становятся объекты не только низшие, но даже низменные, объекты к вечным истинам и ценностям никакого отношения не имеющие, например, рок- и поп- идолы, кинозвезды, модные писатели, художники, философы, модельеры и т.д. Соответственно с этими новейшими сакральными образованиями и культами возникают определенного рода мифы, курсирующие или раскручивающиеся в сфере массовой культуры.

В связи с этим надо сказать несколько слов о современной исторической науке. Исторический процесс, представленный этой наукой, является по большому счету великим мифом, ибо историк в своем исследовании имеет дело не прямо с конкретным историческим фактом или событием давно прошедшего времени (что, естественно, невозможно), а с его репрезентацией в археологических и письменных памятниках, которых, помимо всего прочего, в достатке не сохранилось. В результате получается довольно отрывочная картина, к тому же преломленная сквозь призму давно ушедшего из жизни субъекта, создавшего тот или иной памятник. Современному историку требуется весьма посуетиться, чтобы его реконструкция исторического события выглядела достоверной или, по меньшей мере, правдоподобной. Мало того, нельзя при этом обойти вниманием вопрос достоверности самого исторического источника. Таким образом, «наука история» в целом есть глобальная проблема. Множество исторических исследований по этим и по другим причинам являются не более чем спекуляциями и домыслами «на тему».

Но если историческая наука (и наука вообще) мифологична поневоле, в силу своей огромной познавательной ограниченности (на которую она сама себя обрекла, отрекшись от религиозной традиции, а, следовательно, от подлинного исторического знания – сакрального мифа), то так называемое мифотворчество, нисколько не смущаясь, занимается искусственным производством мифов, которые к сакральной мифологии не имеют никакого отношения. Это, во-первых, мифы литературного происхождения и, во-вторых, мифы идеологического и политического характера. Мифотворчество в литературе сложилось в целое писательское направление. Наиболее типичными образцами литературных мифов являются романы Андрея Белого «Петербург», Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», Томаса Манна «Иосиф и его братья», Германа Гессе «Игра в бисер», Джойса «Улисс», Д.Р. Толкиена «Властелин колец» и т.д. Но уже апокрифические «библейские» книги, «Метаморфозы» Овидия или роман Апулея «Золотой осел» можно отнести к мифотворчеству. Литературный миф есть действительно самостоятельная (точнее, самонадеянная) попытка отдельной человеческой личности - автора осмыслить Универсум. Но это всего лишь рискованная и малопродуктивная, интересная лишь с эстетической точки зрения, попытка, ибо отдельный автор – песчинка перед лицом Вечности. С другой стороны, в литературном и философском мифотворчестве есть явления, которые определяются как визионерство. Визионеры несомненно имеют дело с потусторонними силами. Под влиянием этих сил они создают целые мифологические системы, то есть, они получают из потустороннего мира определенного характера «знания». К выдающимся визионерам можно отнести, например, шведского писателя Эммануила Сведенборга, американского писателя и поэта Говарда Филипса Лавкрафта и русского писателя и поэта Даниила Андреева.

Идеолого-политическое мифотворчество – это деятельность не в целях осмысления мира, а в целях манипуляции обществом. «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса, «Моя борьба» Адольфа Гитлера, «Краткий курс ВКП (б)» Сталина и «История» Михаила Покровского, «Открытое общество» Карла Поппера, «Будущее одной иллюзии // Сумерки богов» Зигмунда Фрейда, «Бегство от свободы» Эриха Фромма – самые яркие идеологические мифы последних двух столетий. Эти книги говорят сами за себя.

Итак, в человеческой культуре мы имеем дело с двумя типами мифологий - религиозным (традиционным) и светским (мирским, профанным). Первый тип связан со сверхчеловеческим (сакральным) источником знания, второй – не выходит из круга человеческих, слишком человеческих представлений. Первый соотносится с вечным, с высшей реальностью, Абсолютом, Истиной, второй – с преходящим, с иллюзией, заблуждением и воображением. Разница, очевидно, громадная. Несомненно, что религиозная мифология для существования культуры и культурной жизни чрезвычайно ценна и продуктивна, тогда как мифология профанная – малополезна и часто контрпродуктивна. Наконец, если говорить о мифологии в самом широком смысле, то по определению великого русского философа-традиционалиста Алексея Федоровича Лосева, мифологизмом проникнуто все человеческое сознание, мировоззрение и само мышление, особенно мышление поэтическое, художественное. Абсолютная диалектика и абсолютная мифология для Лосева – одно и то же. Абсолютная мифология охватывает всю человеческую культуру и наряду с религией является фундаментальным, несущим, формообразующим и структурирующим ее элементом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Генон Рене. Очерки о традиции и метафизике. – СПб.: Азбука, 2000 г.

  2. Элиаде Мирча. Трактат по истории религий в 2-х тт. – СПб.: Алетейя, 2000 г.

  3. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Айрис-Пресс, Лагуна-Арт, 2004 г.

  4. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность //Диалектика мифа. – М.: Мысль, 1994 г.

  5. Иванов Вячеслав. Родное и вселенское // Мысли о символизме. – М.: Республика, 1994 г.







metodicheskoe-posobie-po-stroevoj-podgotovke-dlya-rukovoditelej-voenno-patrioticheskih-klubov-i-obedinenij-chast-1.html
metodicheskoe-posobie-po-teme-ocenka-programm-s-uchastiem-obshestvennosti-stranica-9.html
metodicheskoe-posobie-po-vedeniyu-delovih-peregovorov-soderzhanie.html
metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti-stranica-14.html
metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-kontrolnih-zadanij-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-anglijskij-yazik-nemeckij-yazik-2004-g-stranica-2.html
metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-minsk-2008.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trud-cheloveka-v-sovremennom-avtomatizirovannom-i-mehanizirovannom-proizvodstve-predstavlyaet-soboj-process-vzaimodejstviya-cheloveka-proizvodstvennoj-sredi-sred-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-byudzheta-municipalnogo-uchrezhdenie-chast-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-aviacionnoj-promishlennosti-rossii-na-period-s-2012-po-2025-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-pouprazhnyajtes-v-muskulnom-testirovanii-poka-ne-smozhete-uverenno-sebya-chuvstvovat-v-ego-provedenii-izmerenie-energeticheskih-polej.html
  • writing.bystrickaya.ru/discovery-of-the-new-world.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-razminka-razgadajte-rebus-v-kotorom-zashifrovani-dve-strochki-iz-stihotvoreniya-s-shipacheva-chitaya-mendeleeva.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-deyatelnosti-kommercheskogo-banka.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-uzbekistan.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-usloviyam-razmesheniya-mnogofunkcionalnih-visotnih-zdanij-zdanij-kompleksov-a-takzhe-zdanij-i-sooruzhenij-s-podzemnoj-chastyu-bolee-1etazha.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostavitel-i-a-muromov-2003-stranica-2.html
  • bystrickaya.ru/zvicha-ta-obryadi-na-ukran-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/molodezhnoe-soobshestvo-prankerov-v-rossii-vozmi-trubku-i-zazhgi-mir.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-pravila-tehniki-bezopasnosti-i-proizvodstvennoj-sanitarii-v-pishekoncentratnoj-i-ovoshesushilnoj-promishlennosti-predislovie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lxv-dela-korolevskoj-sluzhbi-olimpiya-klevskaya-dyuma.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-arhiepiskopa-bolgarskoj-cerkvi-serafima-soboleva-po-voprosu-o-novom-i-starom-stile.html
  • education.bystrickaya.ru/1-sootnesti-proizvedeniya-zhanri-i-avtorov-russkoj-i-zarubezhnoj-literaturi-prostavte-sootvetstvuyushie-cifri-v-kazhdoj-kolonke.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neverbalnie-sredstva-obsheniya-obshaya-harakteristika-neverbalnih-sredstv-obsheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-processi-metamorfizma-uchebnoe-posobie-po-kursu-geohimiya.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumenti-federalnih-gosudarstvennih-arhivov-po-istorii-stroitelstva-volzhskogo-kaskada.html
  • nauka.bystrickaya.ru/verlen-i-rembo-stranica-23.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/passive-200-wordsaktivnij-zalog-200-slov-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-otsutstvie-chastoti-vojna-krotov-shakilov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-negzg-ou-masati.html
  • education.bystrickaya.ru/3-struktura-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-po-specialnosti-080109-65-buhgalterskij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i44-forma-predlozheniya-o-kachestve-vipolnyaemih-rabot-otkritij-konkurs-10-09-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-svadbi-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-deyatelnosti-sluzhbi-priobshenie-k-psihologicheskim-znaniyam-i-formirovanie-psihologicheskoj-kulturi-profilaktika-narushenij-psihologicheskogo-zdorovya-subektov-obrazovatelnogo-processa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/seminar-trening-organizacionnaya-kultura-ponimanie-upravlenie-izmeneniya-novosti-mezhdunarodnogo-instituta-menedzhmenta-link-za-2006g-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/artikl-the-article.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-himii-dlya-11-klassa-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatie-gosudarstvennih-finansov-ih-ekonomicheskoe-soderzhanie-i-rol-v-razvitii-obshestva.html
  • composition.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-k-ge-po-tgip-chast-15.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-16-7-turizm-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-konkursi-too-kozhan.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zooplankton-nalivnogo-vodohranilisha-ohladitelya-haranorskoj-gres-zabajkale-dinamika-formirovaniya-raznoobraziya-i-ekologiya-03-02-08-ekologiya-biologicheskie-nauki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.