.RU

Молодежная субкультура как феномен жизни современного российского общества


^ Молодежная субкультура как феномен жизни современного российского общества

  • Типологические особенности культуры Японии

  • Современные концепции массовой культуры и массового общества

  • Массовое сознание и феномен рекламы

  • Феномен рекламы как семиотической системы
  • ^ Межкультурный диалог: православие и буддизм в регионах России
  • Проблемы теоретической рецепции эзотерических учений Востока

  • Политическая культура России в свете современных межкультурных коммуникаций

  • Современны теории межцивилизационных взаимодействий

  • Аспекты гендера в культуре Ислама

  • Особенности русского архетипа в образе национального героя

  • Особенности национального менталитета как фактор социально-экономического развития

  • Ценностные представления в первобытном сознании и мифологии.

  • Ценность человека и гуманизация ценности в эпоху Возрождения.

  • Учение об «общезначимых ценностях» в неокантианстве (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

  • Переоценка ценностей в христианстве.

  • Проблемы аксиологии в постмодернизме.

  • Эрих Фромм и его концепция человеческой деструктивности.

  • Социокультурная динамика ценностей.

  • Социальная аксиология и ее роль в структуре проблем современности

  • Проблемы ценностей в философии Ф.Ницше.

  • Аксиосфера и ее структура (онтология ценности).

  • Социокультурная динамика ценностей в кризисном социуме России.

  • Глобальные проблемы современности и поиск альтернативных социальных ценностей.

  • Ценности цивилизации устойчивого типа.



    Примерный перечень вопросов итогового контроля


    вопросы к зачету: 3 семестр

    1. Культурология как комплексная гуманитарная наука, ее генезис и особенности.

    2. Структура культурологии как научной дисциплины.

    3. Междисциплинарные связи культурологии.

    4. Теория культуры как особая дисциплина, входящая в состав культурологии.

    5. Отличие теории культуры от культурологии и философии культуры.

    6. Причины возникновения теоретического знания о культуре.

    7. Предмет, объект, цели, задачи и методы теории культуры.

    8. Проблемное поле и понятийно-категориальная структура теории культуры.

    9. Особенности культурной антропологии как науки, изучающей культуру. Ее предмет, задачи, специфика научного подхода.

    10. Генезис и структура культурной антропологии.

    11. Методология культурно-антропологической реконструкции культуры.

    12. Современные направления культурной антропологии.

    13. Проблема антропогенеза в культурологии.

    14. Специфика исторического знания о культуре.

    15. История культуры в структуре культурологического знания: современные дискуссии.

    16. Особенности методов исторической реконструкции культуры, их влияние на методологию других наук.

    17. Особенности филологии как науки о культуре. Ее генезис, структура, задачи и методы.

    18. Роль в изучении культуры литературоведения и лингвистики.

    19. Подходы в литературоведении, специфика культурологического подхода в изучении текста культуры.

    20. Особенности социологии как науки, ее предмет, генезис, проблемное поле.

    21. Особенности эмпирической и теоретической социологии, их методы.

    22. Место социологии культуры в структуре социологического знания, ее специфика.

    23. Структура социологии культуры, ее общие и частные научные проблемы, специфика методов исследования культуры.

    24. Современная социология культуры. Теория культурной стратификации.

    25. Особенности психологии как науки. История ее возникновения, предмет, цели и задачи.

    26. Структура психологии, ее многомерность.

    27. Вклад психоанализа в изучение культуры.

    28. Концепция культуры З.Фрейда.

    29. Проблема личности в психологии.

    30. Трактовка ментальности К.Г.Юнга, понятие «архетипы» бессознательного.

    31. Определение философии культуры в качестве особого способа мышления над культурой.

    32. Предмет, цели, задачи и методы философии культуры.

    33. Формирование философско-культурной проблематики в истории человеческой мысли.

    34. Специфика гуманитарных наук, их предмета, объекта и субъекта исследования.

    35. Дифференциация внутри гуманитарного знания. Специфические черты наук, входящих в его состав.

    36. Отличительные свойства методологии гуманитарных наук.

    37. Взаимосвязь социально-гуманитарных и естественных наук.

    38. Дефиниции культуры в теории культуры.


    Вопросы экзамена по теории культуры: 4 семестр

    1. Структура теоретико-культурного знания.

    2. Предпосылки изучения культуры в древности, Средневековье, в эпоху Возрождения. Происхождение и употребление понятия культуры.

    3. Предметное поле формирования идей о культуре в XVII-XIX вв.

    4. Источники и исторические условия формирования культурологии как самостоятельной науки (кон.XIX – нач. XX в.)

    5. Аспекты понимания культуры в античном философском наследии (софисты, Платон, Аристотель)

    6. Понимание аспектов культурной жизни в средние века (Августин и др.)
    7. ^ Гуманизм эпохи Возрождения о человеке и творчестве: предпосылки проблемы культуры.

    8. Эпохи в историческом развитии по Дж.Вико и значение его учения в развитии идей о культуре.

    9. Естественность и разум, государство и право в гражданской философии Т.Гоббса. Идея «общественного договора» в XVII-XVIII вв.

    10. Идеи прогресса и критика цивилизации мыслителями Просвещения. И.Гердер, Ж.-Ж.Руссо, И. Кант)

    11. Логика развития культуры в философии истории Г.Гегеля

    12. Аспекты культуры в историческом материализме К.Маркса

    13. Романтические идеи философии культуры (Шеллинг, Ф.Ницше и др.)

    14. Позитивистские подходы к анализу культуры и культурного развития. О. Конт. Э. Дюркгейм.

    15. Эволюционистские теории развития общества и культуры. Г. Спенсер, Э.Тайлор, Морган

    16. Своеобразие наук о духе и культуре: В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт

    17. Культура как система символических форм. Идеи Э.Кассирера.

    18. В чем состоит вклад в развитие культурологических исследований этнографов 20 в. Малиновского, Боаса, Кребера?

    19. Понятие этногенеза Л.Гумилева в контектсе объяснения динамики и многообразия культуры.

    20. Выделите и сопоставьте основные идеи культурологического структурализма: Р.Барт, К.Леви-Стросс, М.Фуко.

    21. Основные идеи философии культуры К.Ясперса. Понятие «осевого времени».

    22. Русские мыслители о развитии русской культуры: западники и славянофилы 19 в.

    23. История, культурное творчество и судьба России среди идей Н.Бердяева

    24. Выделите и сопоставьте основные идеи типологии культур Н.Данилевского и О.Шпенглера.

    25. Роль культуры в понимающей социологии М.Вебера
    26. ^ Культурные системы в теории П Сорокина

    27. Локальные цивилизации и геополитика (идеи А. Тойнби, К Хаусхофера и др.)

    28. Осмысление постмодернистских тенденций: Культура как игра и симуляция. Й.Хейзинга, постмодернисты.

    29. Культура через призму психоанализа: Идеи З.Фрейда и неофрейдистов.

    30. Архетипы бессознательного и культура. К. Г. Юнг.

    31. Современные идеи систематизации культурного многообразия. Мир как столкновение цивилизаций и диалог культур.

    32. Идеи культурной глобализации и постиндустриального общества (Ж.Аттали, Ф.Фукуяма, Э.Тоффлер)



    Вопросы зачета по теории культуры: 5 семестр

    по разделу 4. Методология теоретического познания культуры:

    1. В чем состоит значение методологии в изучении культуры?

    2. Особенности познания и изучения культуры, в отличие от изучения природы.

    3. Методы познания в изучении культуры.

    4. Науки о культуре и их специфические методы.

    5. Многообразие и единство в определениях понятия «культура».

    6. Как соотносятся понятия «культура» и «человек», культурология и антропология?

    7. Деятельность, сознание, социальность. Что в человеке может выступить основанием для формирования культуры?

    8. Культура и природа: категориальное различие и особенности взаимодействия.

    9. Соотношение осознанного и бессознательного, культурного и естественного в человеческой деятельности.

    10. Культура и общество: Единство, взаимообусловленность и противоречия.

    11. Основные социальные функции культуры.

    12. Связь культуры и человеческой личности.

    13. Значение культуры в формировании сознания и мышления человека.

    14. Чем отличаются культурные формы сознания: мифология, искусство, религия, философия, наука?

    15. Рациональные, мистические и эстетические способы осмысления и их значение в качестве определений форм деятельности и мышления в культуре.

    16. Особенности таких форм культуры, как магия, мифология, религия?

    17. Культура как основа социальной коммуникации.

    18. Своеобразие массового сознания и массовой культуры.

    19. Культура и цивилизация: единство, различия и противоречия.

    20. Цивилизация как этап в развитии культуры.

    21. Цивилизация как социокультурная целостность.

    22. Значение развития коммуникативных форм и информации в культурной эволюции человечества

    23. Проблемы и идеи информационной этики и экологии информационной среды в современном мире.

    24. Культура и техника: единство и противоречия.

    25. Перспективы развития техники, культуры и человека.

    по разделу 5. Аксиология культуры:

    1. Аксиология как философское учение о ценностях культуры.

    2. Становление аксиологического учения в истории культуры.

    3. Формирование «философии ценностей» в XIX-XX веках.

    4. Особенности аксиологии в ХХ веке.

    5. Общие методологические принципы построения современного аксиологического исследования.

    6. Подходы в аксиологии к изучению ценностей.

    7. Понятие «ценности» и «оценки» в аксиологии.

    8. Понятие аксиосферы в культуре.

    9. Специфика нравственных ценностей.

    10. Этика как аксиологическое учение, ее происхождение и предметная область.

    11. Мораль как абсолютная ценность культуры, ее роль в жизни человека.

    12. Запрет на насилие как основной моральный запрет культуры.

    13. Проблема единства морали и многообразия нравов.

    14. Парадокс моральной оценки.

    15. Парадокс морального поведения.

    16. Проблема морального выбора.

    17. Характеристика общих моральных понятий.

    18. Аксиологическое значение понятие «Идеала».

    19. Понятия «добра» и «зла» в аксиологии культуры.

    20. Значение понятий «долг» и «совесть», их культурная ценность.

    21. Культурное значение понятий «свобода» и «необходимость».

    22. Аксиологическое значение понятий «добродетель» и «порок».

    23. Понятие «счастья» в аксиологии. Парадокс счастья.

    24. Аксиологическая проблематика в работах И.Ильина «Бессердечная культура», «О доброте».

    25. Культурное значение доброты.


    Вопросы экзамена: 6 семестр
    ^ по Разделу 6. Семиотика культуры

    1. Семиотическое понимание культуры.

    2. Основные черты семиотического подхода к культуре.

    3. Универсалии культуры.

    4. Семиотическая типология культур.

    5. Понятие кода (кодов) культуры.

    6. Понятие языка культуры.

    7. Концепция семиосферы Ю.М.Лотмана.

    8. Типы семиотических систем в культуре.

    9. Религиозные семиотические системы и их роль в культуре.

    10. Ритуальные семиотические системы и их роль в культуре.

    11. Семиотические системы искусства и их роль в культуре.

    12. Механизмы внутрикультурного диалога.

    13. Механизмы межкультурного диалога.

    14. Семиотическая типология культур.


    по разделам 4, 7

    1. Типологическая систематизация как метод культурологии. Варианты типологических сопоставлений и систематизаций.

    2. Особенности эмпирической типологии: этнографические, лингвистические, искусствоведческие, культурологические аспекты

    3. Историческая типология культуры. Понятие культурной эпохи.

    4. Локальные цивилизации как культурные типы: варианты и аспекты сопоставлений.

    5. Особенности типов культуры в глобализующемся мире.

    6. Типология форм и видов культурной деятельности.

    7. Типы личности в культуре.

    8. Типы сознания, мышления и деятельности в культуре.

    9. Особенности магии и мифологии как типов организации культурной деятельности.

    10. Особенности религиозно-этических и эстетических типов организации культурной деятельности.

    11. Особенности рационального типа организации культурной деятельности и его формы.

    12. Цивилизационный подход к систематизации типов культур.

    13. Локально-цивилизационный культурный тип как согласованная система.

    14. Система локально-цивилизационных типов культур (локально-цивилизационные типы культур в мировой истории).

    15. Запад и Восток: особенности культурных типов.

    16. Восточные типы культуры (Индия, Арабо-мусульманский мир, Китай и Япония) и их значение в современном мире.

    17. Западная цивилизация: универсалии культурного типа и особенности национальных культур.

    18. Российская цивилизация как культурный тип.

    19. Локально-цивилизационные культурные типы: факторы формирования и устойчивости.

    20. Этнос и нация как культурно-социальные системы. Типологическое многообразие этносов.

    21. Суперэтнос и субэтносы как структуры морфологии и типологии культуры.

    22. Основные закономерности исторической динамки культуры: эпохи в развитии культуры.

    23. Традиция и новации как факторы культурной эволюции и развития.

    24. Концепции и факторы цикличности в развитии культуры.

    25. Прогресс в культуре и фактор кумулятивности культурных достижений.

    26. Культура, природа и техника в аспекте социально-исторической эволюции.

    27. Понятие культурогенеза и его факторы. Основные теории культурогенеза.

    28. Варианты и основания выделения социально-культурных эпох (концепции К.Маркса, П.Сорокина, Э. Тоффлера и др.)

    29. Эпохи в европейской истории как типы культуры (Античность, Средневековье, Новое время, Постмодерн): Движущие силы культурной эволюции.

    30. Особенности осмысляюще-преобразовательных и технологически-адаптационных типов культур.

    31. Особенности магического и мифологического типов архаической (первобытной) культуры.

    32. Типологические особенности массовой культуры XX-XXI вв.

    33. Роль коммуникационных технологий в эволюции культуры.

    34. Межкультурная коммуникация и интеграция как факторы исторического развития. Культурная диффузия.

    35. Закономерности и культурологические проблемы глобализации.

    36. Поликультурный мир и диалог культур. Кросс-культурные связи.

    37. Особенности и проблемы межкультурных коммуникаций в урбанистическом постиндустриальном обществе. Фактор толерантности в мультикультурном обществе.

    38. Типы культур в современном обществе и проблема культурной самоидентификации.

    39. Методология и методы изучения культуры.

    40. Науки о культуре: особенности методов и возможности интеграции

    41. Культура как обобщающее понятие и различающая категория

    42. Соотношение понятий «культура и «человек». Человеческая реальность в культурологической и антропологическом изучении.

    43. Культура и природа как определения человеческой деятельности

    44. Культура и общество как системно организующие начала социокультурной реальности и категории познания общественной жизни.

    45. Естественно-социальные и культурные факторы человеческой деятельности: единство, противоречия и взаимодействие.

    46. Основные функции культуры в обществе.

    47. Роль культуры в образовании человеческих сообществ и социальных институтов.

    48. Роль культуры в формировании общественного сознания. Основные культурные формы сознания: мифология, искусство, религия, философия, наука?

    49. Роль культуры в формировании общественной идеологии, политического и правового сознания.

    50. Аксиология культуры как методология познания и понимания культурного многообразия.

    51. Аксиологическая функция культуры. Рефлексивные и нерефлексивные формы культурно-ценностного сознания.

    52. Роль культуры в развитии нравственного сознания?

    53. Роль традиций, менталитета, социально-культурного идеала в формировании ценностных оснований культуры.

    54. Коммуникативная функция культуры. Проблемы информационной этики и экологии информационной среды в современном мире.

    55. Соотношение понятий культура и цивилизация: единство и противоречия.

    56. Культура и техника: единство и противоречия.



    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020600 (031401.65) «Культурология».


    Программу составили преподаватели кафедры отечественной истории и культурологии

    д. филос. н.профессор кафедры ________________________В.Г.Ланкин

    к.филос.н., доцент кафедры____________________________Т.В.Сурина

    к.и.н., доцент кафедры_______________________________Н.И.Сазонова


    Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологии; протокол № 1 от 29.08. 2008 г.


    Зав. Кафедрой отечественной истории

    и культурологии_____________ _________________С.А.Кочурина С.А.



    Программа дисциплины одобрена метод.комиссией института профессиональной подготовки ТГПУ



    Председатель метод. комиссии ИПП ТГПУ _____________О.А.Батурина


    Согласовано:

    Директор

    института профессиональной подготовки ТГПУ________________Е.А.Каюмова



    nezadolgo-do-rassveta-dver-moego-kabineta-tiho-skripnula-i-na-poroge-voznik-vzeroshennij-melifaro-ne-to-zloj-ne-to-prosto-uzhasno-nevispavshijsya-ego-poyavle.html
    nezakonnaya-agitaciya-9.html
    nezakonnie-elektromagnitnie-volni-kniga-iii.html
    nezakonnimi-dejstvij-nalogovogo-organa-po-donachisleniyu-zemelnogo.html
    nezakonnoe-opilenie-e-postepennie-podmeni-i-revizii-priveli-k-otkazu-ot-klassicheskih-biologii-i-genetiki-i-ih.html
    nezakonnogo-oborota-narkoticheskih-sredstv-i-psihotropnih-veshestv-sredi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-kazan-2009-udk-bbk-a-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim-sovetom-instituta-socialnih-i-gumanitarnih-znanij.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zemlyanaya-kuhnya-nikolaj-mihajlovich-verzilin.html
  • essay.bystrickaya.ru/direktor-mou-sosh-19-g-cheboksari.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-pravila-sokrasheniya-slov-i-slovosochetanij-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-opredelyaet-osnovnoj-krug-muzeevedcheskih-voprosov-i-predlagaet-ih-kak-predmet-specialnogo-izucheniya-dlya-aktiva-shkolnogo-muzeya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-poyasnitelnoj-zapiski-obshie-trebovaniya-stranica-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-podgotovki-k-vhodnomu-kompyuternomu-testirovaniyu-po-prokurorskomu-nadzoru-dlya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-6-kurs-11-semestr.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-yazika-v-stanovlenii-lichnosti-cheloveka-chast-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnoe-upravlenie-banka-rossii-po-tomskoj-oblasti.html
  • studies.bystrickaya.ru/deyatelnost-nacionalnogo-banka-ukraini-v-sfere-valyutnogo-regulirovaniya-i-valyutnogo-kontrolya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-vipolnenii-rasporyazheniya-administracii-primorskogo-kraya-ot-16-fevralya-2011-goda-43-ra-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/massovie-izdaniya-o-dostizheniyah-sovremennoj-medicini.html
  • report.bystrickaya.ru/gubernator-okruga-2220-nadezhda-papp-novosti-okruga-5010-18.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tak-li-vazhen-zavtrak-dlya-uchashihsya-nachalnih-klassov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/recenziya-na-povest-m-a-bulgakova-sobache-serdce.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-davidova-uchebnik-prednaznachen-dlya-studentov-psihologicheskih-fakultetov-universitetov-pedagogicheskih-vuzov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stati-v-recenziruemih-izdaniyah-rekomendovannih-vak-rf-paradigmalnost-metafori-kak-kognitivnogo-mehanizma-na.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-festivalya-formirovanie-nravstvennih-kachestv-i-esteticheskogo-vkusa-u-molodezhi-stavropolskogo-kraya-organizaciya-dosuga-molodezhi-stavropolskogo-kraya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-innovacionnie-tehnologii-v-tehnike-i-obrazovanii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozniknovenie-i-predposilki-psihologicheskogo-techeniya-v-sociologii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-prirodovedeniyu-5-klass-varik-lyudmili-sergeevni.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannie-ob-ekspertah-moskva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostavlenie-buhgalterskoj-otchetnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-viglyadyat-nashi-tela-kakovi-prichini-togo-chto-mi-viglyadim-tak-a-ne-inache-mozhem-li-mi-izmenitsya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-6-remont-uzla-ucheta-teplovoj-energii-dokumentaciya-ob-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-etapov-vipolneniya-tvorcheskogo-proekta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-tvorchesko.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-chernie-diri-i-astronomicheskie-obekti-alternativnie-im-o-vozmozhnostyah-fizicheskoj-nerealizuemosti-kosmologicheskoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problemi-evropejskoj-valyutnoj-integracii-chast-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-programmnih-paketov-prednaznachennih-dlya-testirovaniya-ishodnih-kodov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-d-golubovskij-darvin-i-uolles-drama-soavtorstva-i-nesoglasiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-oblastnom-byudzhete-sahalinskoj-oblasti-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seminar-organizaciya-i-menedzhment-raboti-po-profilaktike-vich-infekcii-sredi-seks-rabotnikov-moskva-maj-19-25-kolichestvo-uchastnikov-45-chelovek.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/psihotropnie-preparati-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-omsk-izdatelstvo-omgtu-2008-stranica-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-nalogovaya-sistema-dlya-specialnosti-080111-marketing-cikl-obsheprofessionalnih-disciplin-opd-ekonomicheskij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.