.RU

«МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ (триумф или путь к катастрофе)


^ «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ (триумф или путь к катастрофе) Жак С.В. Южный Федеральный университет,
факультет математики, механики и компьютерных наук
zhak@aaanet.ru

В течение многих веков (а если учесть восковые дощечки и грифельные пластины, то тысячелетий) основным инструментом образования являлись чёрная доска и мел, с помощью которых выводились формулы и законы, анализировались связи между явлениями, производились расчёты, рисовались картинки и т.п.

Привычный образ преподавателя, рассеянного профессора с запачканным мелом пиджаком служил материалом для множества анекдотов – как профессор тут же стирает только что написанное, вытирает меловой тряпкой вспотевшее лицо, и т. д.

Придумывались специальные приёмы для борьбы с «меловыми» неприятностями: заворачивание мела в бумагу, «правило одной руки» (стирать с помощью тряпки той же рукой, в которой держится мел), но помогали они мало.

Частичным преодолением этих неудобств было появление белых пластмассовых досок с фломастерами ( но требуются специальные средства для стирания записей), проекционные средства для изображений и записей (но при использовании их приходится гасить свет и затруднять ведение слушателями записей).

Стремительный рост возможностей ЭВМ, реализация диалогового, интерактивного режима, создание и преобразование рисунков, широкое использование цвета (в том числе и как дополнительной количественной характеристики), анимация изображений, позволили существенно расширить способы изложения, его наглядность и компактность. Это оказалось особенно удобным и эффективным для докладов на конференциях и семинарах, где цель – не обучение, а изложение полученных результатов.

Но на базе этих успехов возникла эйфория, идея о возможности повсеместной замены доски и мела демонстрацией сжатых текстов и формул, рисунков и графиков с помощью ЭВМ. Были созданы специальные технические и программные средства создания таких «презентаций» выдвинут лозунг «Долой доску и мел, да здравствуют презентации!».

Это направление стало модным, приоритетным, неплохо оплачиваемым и внешне очень соблазнительным, тем более, что изложение может сопровождаться и музыкальными фрагментами.

«Вот оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, бежать за…» презентацией (почти по С. Есенину).

И всё-таки необходимо задуматься, надо ли при этом кричать «Ура!» или, скорее, «Караул!»?

1.  Презентации обходятся дорого. Кроме технических средств, разработка презентаций по отдельному разделу раньше требовало сотен машино- и человеко-часов! Сейчас, благодаря специальным программным средствам эти процессы упрощены, всё же остаются достаточно трудоёмкими.

2.  Изложение с помощью доски и мела (или написания на прозрачной бумаге с проектированием на экран) позволяет слушателю (ученику, студенту, аспиранту) творить вместе с лектором, последовательно осваивая каждый шаг рассуждений, выкладок, преобразований. А выдача окончательного результата больше похожа на эффект фокусника: смотрите, какое чудо получилось! И переписывание готового результата технически и методически затруднительно. Конечно, можно реализовать «презентацию» с последовательным «всплыванием» частей формул и изображений, но это ещё более увеличивает трудоёмкость её создания. И ничем не заменить непосредственные, не всегда формальные контакты учителя и ученика.

3.  Использование «презентаций» существенно затрудняет проблемное изложение, когда ставится проблема, а потом ищутся различные (перспективные и тупиковые) пути её решения. Без таких промежуточных вопросов лекция вместо познания превращается в процесс «смотри и любуйся». Для хорошего освоения проблемы надо «дать возможность ошибаться», ибо на своих ошибках лучше учиться, чем на информации о чужих! Опять же, возможно расширение «презентаций» с включением в них фрагментов «живых» лекций, с голосом и изображением лектора, сопровождающего лекцию шутками (нарушающими монотонность изложения*) и мимикой, играющей огромную воспитательную роль. Но такое расширение порой превышает возможности прямого использования лектора!

4.  Иллюстрация изложения картинками, рисунками вынужденно связана с упрощениями: например, n-мерные задачи приходится иллюстрировать двух- или трёхмерными картинками! При этом возникает «геометрический тупик»: ученикам, воспитанным на геометрической интерпретации вектора, переход к n-мерному случаю очень труден, обратный порядок изложения гораздо легче. Кроме того, некоторые n-мерные эффекты вообще затруднительно изобразить на двух- или трёхмерных картинках (например, суть зацикливания в линейном программировании, вырожденное слияние 6 вершин), приходится пользоваться методом аналогий.

Как и в любом другом деле, гипертрофия, необоснованное расширение приёмов, усилий, утверждений приводит к дискредитации самого дела (см., например, басню И.А. Крылова о медведе). В использовании мультимедийных средств, прежде всего, необходима мера, их применение там и так, где и как это необходимо, полезно, не имеет отрицательных последствий. А широкое их применение в обучении может привести к поверхностному восприятию проблем, иллюстративному, а не исследовательскому подходу.

Опять же, видоизменяя цитату Е. Шварца: «Тень, знай своё место!» можно сказать «Мультимедиа, знай своё место!»

Неоценимую помощь могут оказать мультимедийные средства в биологии (демонстрация видов животных и растений, процессов их развития), в географии, в геологии, в изложении экспериментов в физике и химии (хотя иногда в химии важную роль играют запахи, которые картинками не проиллюстрировать).

Неожиданным применением «картинок» являются разработки «когнитивной графики» в… теории чисел! Здесь распределения интересующих ситуаций (к проблеме Варинга и другим) исследуются экспериментальным раскрашиванием клеток на множестве всех ситуаций.

И, конечно, необходимо учить разработке презентаций, использованию мультимедийных средств – это расширяет возможности и исследования, и изложения.

Они могут (и, видимо, должны) использоваться на предварительном этапе исследования: посмотреть картинки для простейших случаев, подметить некоторые закономерности и попытаться их доказать, обосновать строгими традиционными методами.

Видимо, должна подвергнуться пересмотру и традиционная, идущая от схоластики средних веков, методика изложения знания в форме последовательных теорем**. Концентрированное изложение результатов нужно, но не в форме фокуса (смотрите, как это у меня получается), а в форме индуктивного получения такого результата.

Наконец, широчайшее применение ЭВМ к расчётам требует и изменения методов обучения. Если раньше можно было судить о степени усвоения материала по правильности расчётов, то сейчас эти расчёты делает компьютер, а судить о степени усвоения материала можно и нужно по исследованию результатов расчётов, анализа влияния тех или иных параметров, реализованных средствами машинной графики, мультимедийного аппарата.

^ СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОЖИДАЕМОГО ЗНАЧЕНИЯ
В КУРСЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ» Землянухина Л.Н., Сантылова Л.И. , Гаврилец А.С. Южный Федеральный университет,
факультет математики, механики и компьютерных наук
zemlid45@mail.ru

Один из разделов курса «Исследование операций» посвящен задачам стохастического программирования. Во многих практических задачах приходиться иметь дело с системами, изменения в которых подчинено случайным законам. В курсе излагается модели ожидаемого значения на примере следующей задачи закупки-продажи товаров с целью получения максималь­ной ожидаемой прибыли. Пусть существует n видов товаров, спрос на которые задается случайным вектором , а объем закупок – вектором . Прибыль от реализации товаров есть функция , значения которой есть случайные величины. Требуется определить объем закупок , чтобы ожида­емая прибыль достигала максимального значения с учетом ряда ограничений на объем отдельных товаров в закупке и имеющихся средств на закупку. Математической моделью задачи является модель ожидаемого значения:



Для максимизации целевой функции требуется многократно вычислять интеграл, определяющий математическое ожидание . Для решения задачи применяется гибридный алгоритм [1], построенный на основе объединения статистического моделирования, нейронной сети и генети­чес­кого алгоритма. С помощью статистического моделирования строится обучающий набора данных для функции . Используя набор и нейронную сеть в форме 3-дольного орграфа с n входами и одним выходом, строится алгоритм, аппроксимирующий функцию . Генетический алгоритм генерирует допустимые целочисленные решения задачи. Данный алгоритм был реализован в среде Turbo Delphi, что позволяет студентам решать индивидуальные задания. Рассмотренная задача является актуальной, т.к. при перспективном и оперативном планировании работы предприятия возникает необходимость в учете ряда случайных факторов, существенно влияющих на процесс производства. К таким факторам относятся спрос. Поэтому задачи планирования производства целесообразно ставить и исследовать в терминах и понятиях стохастического программирования.

obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-municipalnoj-sluzhbi-v-finansovom-otele-administracii-turochakskogo-rajona.html
obyavlenie-o-provedenii-konkursa-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-v-territorialnom-upravlenii-federalnoj-sluzhbi-finansovo-byudzhetnogo-nadzora-v-omskoj-oblasti.html
obyavlenie-o-provedenii-otkritogo-publichnogo-konkursa-na-poluchenie-stipendij-prezidenta-rossijskoj-federacii-dlya-obucheniya-za-rubezhom-studentov-i-aspirantov-ross.html
obyavlenie-ob-osushestvlenii-gosudarstvennih-zakupok-sposobom-zaprosa-cenovih-predlozhenij-na-literaturu-stranica-2.html
obyavlenie.html
obyavlyaet-konkurs-na-zakupku-uchebnoj-literaturi-pochtovij-adres.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-postupivshih-zayavok-na-konkurs-2008-goda-stranica-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sekciya-gidrobiologii-i-ihtiologii-programma-62-j-nauchnoj-konferencii-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-19-23-aprelya.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-g-ulibina-g-minsk-belorussiya.html
  • report.bystrickaya.ru/ia-prajm-tass-18032011-press-byulleten.html
  • tests.bystrickaya.ru/lot-1050-i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-4-statya-obshie-svedeniya-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka-nauchnih-kadrov-po-fiziko-himicheskoj-biologii-i-biotehnologii-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassicheskij-variant-konkurs-luchshij-po-professii-23-materiali-i-vistupleniya-sekcii-2-25.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-osnovnogo-obshegoobrazovaniya-po-fizike-obrazovatelnij-standart-yavlyayushijsya-otrazheniem.html
  • spur.bystrickaya.ru/krasivoe-nachalo-v-cheloveke-v-skazkah-i-rasskazah-posobie-po-vospitaniyu-v-seme-i-shkole.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchebniki-biologii-federalnih-perechnej-dlya-ispolzovaniya-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-v-2010-2011-uchebnom-godu-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100-vichislitelnaya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nnom-vuze-sbornik-materialov-chetvertoj-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-internet-konferencii-1-noyabrya-22-dekabrya-2007-g-orel-200-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-shkolnoj-olimpiade-polozhenie-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii-polozhenie-ob-upravlyayushem-sovete-uchrezhdeniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-9-prava-na-chuzhie-veshi--1-vidi-prav-na-chuzhie-veshi-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-revizionnoj-komissii-pk-tusur-na-hh.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32fizikohimiya-i-tehnologiya-neorganicheskih-materialov-osnovnie-issledovaniya-i-razrabotki.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-gspravochnoechertezhi-normativnaya-dokumentaciya-dlya-oformleniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-mesto-i-vremya-provedeniya-proizvodstvennoj-praktiki-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-rukovodstvo-po-ustanovke-i-tehnicheskomu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-diplomnih-rabot-kaf-ekonomiki-servisa-dlya-specialnosti-100103-cocialno-kulturnij-servis-i-turizm-2006-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennie-metodi-art-terapii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vekselnij-rinok-rossii-chast-8.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-i-teoreticheskie-osnovi-buhgalterskogo-ucheta-tovarnoj-produkcii-v-optovoj-torgovle-7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pronskoe-derevnya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-sootnoshenie-ponyatij-intellektualnaya-sobstvennost-i-pravo-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-pospelihinskaya-selskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fondovie-birzhi-vidi-birzhevih-sdelok.html
  • writing.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-15.html
  • college.bystrickaya.ru/36-kulti-materi-zemli-v-verhnem-paleolite-rossijskij-pravoslavnij-universitet-voprosi-k-zachyotnoj-sessiii-po.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shpargalka-po-istorii-ekonomicheskih-uchenij-hozyajstvo-vostochnih-civilizacij-chasto-nazivayut-aziatskim-sposobom-proizvodstva-t-k-ono-otvechaet-sleduyushim-kriteriyam.html
  • books.bystrickaya.ru/epidemiologiya-i-organizaciya-profilaktiki-vnutribolnichnih-infekcij-v-lechebno-profilakticheskih-uchrezhdeniyah.html
  • urok.bystrickaya.ru/post-kak-srazhenie-din-sherman.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspredelenie-spisok-uchastnikov-sorok-shestogo-zasedaniya-soveta-po-zheleznodorozhnomu-transportu-gosudarstv-uchastnikov-sodruzhestva.html
  • school.bystrickaya.ru/informatika-i-ikt-bikadorov-yu-a-informatika-i-ikt.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/versiya-23-06-2011-g-voprosi-na-vstupitelnih-ekzamenah-v-magistraturu-po-napravleniyam.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.