.RU

«МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ (триумф или путь к катастрофе)


^ «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ (триумф или путь к катастрофе) Жак С.В. Южный Федеральный университет,
факультет математики, механики и компьютерных наук
zhak@aaanet.ru

В течение многих веков (а если учесть восковые дощечки и грифельные пластины, то тысячелетий) основным инструментом образования являлись чёрная доска и мел, с помощью которых выводились формулы и законы, анализировались связи между явлениями, производились расчёты, рисовались картинки и т.п.

Привычный образ преподавателя, рассеянного профессора с запачканным мелом пиджаком служил материалом для множества анекдотов – как профессор тут же стирает только что написанное, вытирает меловой тряпкой вспотевшее лицо, и т. д.

Придумывались специальные приёмы для борьбы с «меловыми» неприятностями: заворачивание мела в бумагу, «правило одной руки» (стирать с помощью тряпки той же рукой, в которой держится мел), но помогали они мало.

Частичным преодолением этих неудобств было появление белых пластмассовых досок с фломастерами ( но требуются специальные средства для стирания записей), проекционные средства для изображений и записей (но при использовании их приходится гасить свет и затруднять ведение слушателями записей).

Стремительный рост возможностей ЭВМ, реализация диалогового, интерактивного режима, создание и преобразование рисунков, широкое использование цвета (в том числе и как дополнительной количественной характеристики), анимация изображений, позволили существенно расширить способы изложения, его наглядность и компактность. Это оказалось особенно удобным и эффективным для докладов на конференциях и семинарах, где цель – не обучение, а изложение полученных результатов.

Но на базе этих успехов возникла эйфория, идея о возможности повсеместной замены доски и мела демонстрацией сжатых текстов и формул, рисунков и графиков с помощью ЭВМ. Были созданы специальные технические и программные средства создания таких «презентаций» выдвинут лозунг «Долой доску и мел, да здравствуют презентации!».

Это направление стало модным, приоритетным, неплохо оплачиваемым и внешне очень соблазнительным, тем более, что изложение может сопровождаться и музыкальными фрагментами.

«Вот оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, бежать за…» презентацией (почти по С. Есенину).

И всё-таки необходимо задуматься, надо ли при этом кричать «Ура!» или, скорее, «Караул!»?

1.  Презентации обходятся дорого. Кроме технических средств, разработка презентаций по отдельному разделу раньше требовало сотен машино- и человеко-часов! Сейчас, благодаря специальным программным средствам эти процессы упрощены, всё же остаются достаточно трудоёмкими.

2.  Изложение с помощью доски и мела (или написания на прозрачной бумаге с проектированием на экран) позволяет слушателю (ученику, студенту, аспиранту) творить вместе с лектором, последовательно осваивая каждый шаг рассуждений, выкладок, преобразований. А выдача окончательного результата больше похожа на эффект фокусника: смотрите, какое чудо получилось! И переписывание готового результата технически и методически затруднительно. Конечно, можно реализовать «презентацию» с последовательным «всплыванием» частей формул и изображений, но это ещё более увеличивает трудоёмкость её создания. И ничем не заменить непосредственные, не всегда формальные контакты учителя и ученика.

3.  Использование «презентаций» существенно затрудняет проблемное изложение, когда ставится проблема, а потом ищутся различные (перспективные и тупиковые) пути её решения. Без таких промежуточных вопросов лекция вместо познания превращается в процесс «смотри и любуйся». Для хорошего освоения проблемы надо «дать возможность ошибаться», ибо на своих ошибках лучше учиться, чем на информации о чужих! Опять же, возможно расширение «презентаций» с включением в них фрагментов «живых» лекций, с голосом и изображением лектора, сопровождающего лекцию шутками (нарушающими монотонность изложения*) и мимикой, играющей огромную воспитательную роль. Но такое расширение порой превышает возможности прямого использования лектора!

4.  Иллюстрация изложения картинками, рисунками вынужденно связана с упрощениями: например, n-мерные задачи приходится иллюстрировать двух- или трёхмерными картинками! При этом возникает «геометрический тупик»: ученикам, воспитанным на геометрической интерпретации вектора, переход к n-мерному случаю очень труден, обратный порядок изложения гораздо легче. Кроме того, некоторые n-мерные эффекты вообще затруднительно изобразить на двух- или трёхмерных картинках (например, суть зацикливания в линейном программировании, вырожденное слияние 6 вершин), приходится пользоваться методом аналогий.

Как и в любом другом деле, гипертрофия, необоснованное расширение приёмов, усилий, утверждений приводит к дискредитации самого дела (см., например, басню И.А. Крылова о медведе). В использовании мультимедийных средств, прежде всего, необходима мера, их применение там и так, где и как это необходимо, полезно, не имеет отрицательных последствий. А широкое их применение в обучении может привести к поверхностному восприятию проблем, иллюстративному, а не исследовательскому подходу.

Опять же, видоизменяя цитату Е. Шварца: «Тень, знай своё место!» можно сказать «Мультимедиа, знай своё место!»

Неоценимую помощь могут оказать мультимедийные средства в биологии (демонстрация видов животных и растений, процессов их развития), в географии, в геологии, в изложении экспериментов в физике и химии (хотя иногда в химии важную роль играют запахи, которые картинками не проиллюстрировать).

Неожиданным применением «картинок» являются разработки «когнитивной графики» в… теории чисел! Здесь распределения интересующих ситуаций (к проблеме Варинга и другим) исследуются экспериментальным раскрашиванием клеток на множестве всех ситуаций.

И, конечно, необходимо учить разработке презентаций, использованию мультимедийных средств – это расширяет возможности и исследования, и изложения.

Они могут (и, видимо, должны) использоваться на предварительном этапе исследования: посмотреть картинки для простейших случаев, подметить некоторые закономерности и попытаться их доказать, обосновать строгими традиционными методами.

Видимо, должна подвергнуться пересмотру и традиционная, идущая от схоластики средних веков, методика изложения знания в форме последовательных теорем**. Концентрированное изложение результатов нужно, но не в форме фокуса (смотрите, как это у меня получается), а в форме индуктивного получения такого результата.

Наконец, широчайшее применение ЭВМ к расчётам требует и изменения методов обучения. Если раньше можно было судить о степени усвоения материала по правильности расчётов, то сейчас эти расчёты делает компьютер, а судить о степени усвоения материала можно и нужно по исследованию результатов расчётов, анализа влияния тех или иных параметров, реализованных средствами машинной графики, мультимедийного аппарата.

^ СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОЖИДАЕМОГО ЗНАЧЕНИЯ
В КУРСЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ» Землянухина Л.Н., Сантылова Л.И. , Гаврилец А.С. Южный Федеральный университет,
факультет математики, механики и компьютерных наук
zemlid45@mail.ru

Один из разделов курса «Исследование операций» посвящен задачам стохастического программирования. Во многих практических задачах приходиться иметь дело с системами, изменения в которых подчинено случайным законам. В курсе излагается модели ожидаемого значения на примере следующей задачи закупки-продажи товаров с целью получения максималь­ной ожидаемой прибыли. Пусть существует n видов товаров, спрос на которые задается случайным вектором , а объем закупок – вектором . Прибыль от реализации товаров есть функция , значения которой есть случайные величины. Требуется определить объем закупок , чтобы ожида­емая прибыль достигала максимального значения с учетом ряда ограничений на объем отдельных товаров в закупке и имеющихся средств на закупку. Математической моделью задачи является модель ожидаемого значения:



Для максимизации целевой функции требуется многократно вычислять интеграл, определяющий математическое ожидание . Для решения задачи применяется гибридный алгоритм [1], построенный на основе объединения статистического моделирования, нейронной сети и генети­чес­кого алгоритма. С помощью статистического моделирования строится обучающий набора данных для функции . Используя набор и нейронную сеть в форме 3-дольного орграфа с n входами и одним выходом, строится алгоритм, аппроксимирующий функцию . Генетический алгоритм генерирует допустимые целочисленные решения задачи. Данный алгоритм был реализован в среде Turbo Delphi, что позволяет студентам решать индивидуальные задания. Рассмотренная задача является актуальной, т.к. при перспективном и оперативном планировании работы предприятия возникает необходимость в учете ряда случайных факторов, существенно влияющих на процесс производства. К таким факторам относятся спрос. Поэтому задачи планирования производства целесообразно ставить и исследовать в терминах и понятиях стохастического программирования.

obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-municipalnoj-sluzhbi-v-finansovom-otele-administracii-turochakskogo-rajona.html
obyavlenie-o-provedenii-konkursa-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-v-territorialnom-upravlenii-federalnoj-sluzhbi-finansovo-byudzhetnogo-nadzora-v-omskoj-oblasti.html
obyavlenie-o-provedenii-otkritogo-publichnogo-konkursa-na-poluchenie-stipendij-prezidenta-rossijskoj-federacii-dlya-obucheniya-za-rubezhom-studentov-i-aspirantov-ross.html
obyavlenie-ob-osushestvlenii-gosudarstvennih-zakupok-sposobom-zaprosa-cenovih-predlozhenij-na-literaturu-stranica-2.html
obyavlenie.html
obyavlyaet-konkurs-na-zakupku-uchebnoj-literaturi-pochtovij-adres.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-promishlennie-kompanii-lgoti-ssudi-i-subsidii-kurs-russkoj-istorii-1-lekciya-lxii-7-znachenie-voennoj-reformi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znaesh-li-ti-kulturu-bashkortostana.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-plana-programma-finansi-i-infrastruktura-grodnenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-yanki-kupali.html
  • esse.bystrickaya.ru/promishlennie-vidi-ekonomicheskoj-deyatelnosti-predstavlennie-v-municipalnom-obrazovanii-gorod-pskov-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-31programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-ob-obrazovanii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-rekomendacii-voz-isklyuchenie-dogrudnogo-kormleniya-pravilnoe-prikladivanie-k-grudi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-informaciya-vo-vremya-obrabotki-konvertirovanie-ishodnogo-teksta-programm-dlya-stankov-s-chpu-iz-odnoj-sistemi.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-v-sisteme-upravleniya-finansov-i-kredita.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-i-pravila-sostavleniya-bibliograficheskoj-zapisi-i-opisaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-k-onkurse-programmi-nauchnij-fond-niu-vshe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/imeni-brokera-istochnik-byulleten-nedvizhimosti-data-25062007-1-rieltori-7-stagnaciya-nablyudaemaya-segodnya.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-vvedeniyu-s-2012-13-uchebnogo-goda-vo-vseh-subektah-rossijskoj-federacii-kompleksnogo-uchebnogo-kursa-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoj-etiki-prikaz.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-s-i-v-gyote-faust-der-tragdie-erster-teil.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-na-14-nochej15-dnej-bangkok-2-nochi-reka-kvaj-1-noch-pattajya-6-nochej-ko-chang-4-nochi-bangkok-1-noch.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temam-i-v-celom-po-discipline-metodicheskie-ukazaniya-k-sostavleniyu-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-disciplini.html
  • college.bystrickaya.ru/112zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informacionnie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-institut.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posts-s-riptum.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-zhmurov-psihopatologiya-chast-i-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/duhovnost-v-formirovanii-cennostnih-orientacii-starsheklassnikov-liceya.html
  • school.bystrickaya.ru/ahmet-bajtursinov.html
  • spur.bystrickaya.ru/mds-23-12007-prajs-list-na-normativnuyu-metodicheskuyu-tipovuyu-proektnuyu-dokumentaciyu-i-drugie-izdaniya-po-stroitelstvu.html
  • tests.bystrickaya.ru/lovkost-i-krasota-programma-oborona-nikolaj-aleksandrovich-bernshtejn-olovkosti-i-ee-razvitii-o-lovkosti-i-ee.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-o-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-registracii-kadastra-i-kartografii-po-moskve-za-2010-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sozdanie-elektronnogo-obuchayushego-kompleksa-po-discipline-innovacionnij-menedzhment-chast-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/to-be-waswere-metodicheskie-ukazaniya-teksti-dlya-chteniya-i-uprazhneniya-dlya-uchashihsya-zaochnogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tatyana-lvovna-shepkina-kupernik-pozdnie-vospominaniya-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuznecov-v-g-kuznecova-i-d-mironov-v-v-momdzhyan-k-h-filosofiya-uchebnik.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-k-2-3-str-44-30-zadachi-k-4-str-49-34.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-teorii-upravleniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/6-a-matematika-uchitel-fokina-ei-na-povtornij-kurs-ostavlennih-odna-shkola-rabotaet-v-odnu-smenu-po-rezhimu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/richagi-aktivizacii-investicionnoj-deyatelnosti-v-kapitaloemkih-rossijskih-kompaniyah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-po-specialnosti-050710-pedagogika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kod-i-naimenovanie-specialnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-zasedanii-ispolnitelnogo-soveta.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-1-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-03-fizika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.