.RU

Наглядность медиаобразовательных технологий



Гудилина С.И. Наглядность медиаобразовательных технологий // Образовательные технологии XXI века. ОТ'08 / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения РАО, 2008. С.8-16.


НАГЛЯДНОСТЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(по материалам интернет-семинара, art.ioso.ru, 22 ноября - 20 декабря 2007 г.)


С/И. Гудилина

Институт содержания и методов обучения РАО


Аннотация. Критерии разработки и создания средств обучения на основе информационно-коммуникативных технологий.

^ Ключевые слова: наглядность, медиаобразование, средства обучения.

Целью интернет-семинара «Наглядность в медиаобразовательных технологиях» являлось обсуждение применения принципа наглядности в современных средствах обучения, которые могут влиять на эффективность и продуктивность педагогического процесса.

Многие помнят со студенческих лет слова К.Д.Ушинского° "Что такое наглядное обучение? Да, это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания". И в современной дидактике понятие наглядности относится к зрительным, слуховым, осязательным и другим видам восприятия. А каждый вид наглядных средств обучения имеет свои характерные качества. Традиционно реалистические изображения используют для изучения природы, условные представления чисел и их отношений - для математики, исторические карты, видео - для истории.

Наглядность в обучении способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности и, вместе с тем, предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами. Но наглядные средства могут не только создавать у учащихся образные представления, но и формировать понятия отвлеченных связей и зависимостей. Понимание, возникающее в мышлении учащихся, отражает основные, существенные, ключевые стороны предметов, явлений и процессов. Именно через лаконичные наглядные средства формируются у обучающихся навыки

наблюдения, описания, анализа и дифференциации. Это позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствует формированию полноценных образов изучаемых понятий, что является основой дидактики. Таким образом, "ощущение" и "понятие" (понимание) объединяются в единый процесс познавательной деятельности.

Использование средств наглядности для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:

- созданию образовательной среды, способной в различных учебных
ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и
явлений, а также оперированию ими;

- развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о
визуальном мышлении, и о коммуникативном мышлении и т.д;

- изменению иллюстративных свойств средств наглядности на
познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.

Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео- и анимационных материалов. Но все ли электронные пособия отвечают педагогическим и методическим требованиям? Предлагаю вам рассмотреть этот вопрос в аспекте принципа наглядности.

Прежде всего, надо отметить, что наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний . Так, наглядные средства обучения должны быть:

- ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать
познавательной деятельностью. В этом плане хорошо вспомнить приемы и
методы средств массовой информации и коммуникации, которые мастерски
используют все возможности привлечения внимания пользователей.
Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных
стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать
мыслительную или творческую деятельность. Поэтому даже формулировка
названия урока (темы, слайда, презентации) играет большую роль в
восприятии учебных материалов. Кроме проблемности, можно назвать
метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.;

- доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям
учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать
только такой материал, который они готовы воспринимать. В обратном случае,
если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый


° Теорию наглядности в обучении разрабатывали многие дидакты и методисты: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Р.Г. Ламберг, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, А.А. Шаповалов, А.Н. Крутский и другие.

8

* Согласно исследованиям педагогической психологии в копилку формирования знаний учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал - до 10-15%, практические мероприятия и тренинги - до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства -около 25%, тесты - не более 5%.

9

материал только заучивается без осмысления;

- содержательными с позиций современной науки и для передачи
смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение
наглядного материала позволяет обеспечивать системность,
последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

- интерактивными, способными организовывать коммуникативные
ситуации. В компьютерных средствах обучения изначально заложен принцип
интерактивности (то есть обратной связи). Это требование часто используется
на самом простом уровне, когда предлагается ответить на вопрос, а ответ
состоит из двух вариантов - "ДА" или "НЕТ". В то же время цифровые
технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с
помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, игровых
коммуникативных ситуаций;

- иллюстративными, когда используются разного вида материалы в
трудных для понимания содержания учебного текста. Но здесь надо очень
осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное
увлечение представлением информации может увести учащихся от основной
идеи автора наглядного пособия, и процесс мыслительной деятельности будет
бессмысленным;

дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны это - хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно будет проводить занятие;

- эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и
работы с физиологической и психологической сторон. Эргономические
требования всегда ориентируют разработчиков наглядных пособий на уже
отработанные приемы представления информации. Например, на темном фоне
необходимо всегда располагать белый или очень светлый по тону шрифт
текста; просмотр на уроке фрагмента видеофильма может быть только в
течение 5-10 минут; на слайдах презентации текст должен быть в виде
ключевых слов или лаконичных фраз; музыка обычно используется в качестве
фонового звука, она должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым
мотивом. К каждому средству разработаны свои специфические требования,
которые отражают характер подачи и восприятия информации.

Для медиаобразовательных средств следует дополнить перечень требований. К ним можно отнести:

- адаптивные к индивидуальным возможностям обучающегося;

визуальные, т.е. реализующие возможности компьютерной визуализации учебной информации. Мультимедийные средства позволяют

* Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на "зрительную модальность". Только 10-20% людей способны быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию.

создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения;

- структурные, представляющие систему функциональной связанности
представления учебного материала с опорой на понятийные, образные и
действенные компоненты;

- диагностические, которые позволяют представлять разнообразные
формы контролируемых тренинговых заданий, а также создание портфолио
пользователя, в котором можно собрать все достигнутые им успехи и выявить
траекторию дальнейшего самообучения и саморазвития;

- технико-технологические, в том числе требования к режиму работы и к
изображению информации. Часто задают вопрос: "Какие графические
изображения размещаются в авторских наглядных средствах?" Это могут быть
собственные фотографии, рисунки, а также графические шаблоны из
библиотек цифровых образовательных ресурсов или веб-сайтов. Назову лишь
некоторые адреса сайтов: http://allday.ru/, ht^//krigler.narod.ru/graph/graph.htm,
http://svweb.narod.ru/GRAFIKA/granka.htm.

Следует отметить, что наглядность средств обучения может играть важную роль в формировании информационно-интегрированной образовательной среды, в которой учитель самостоятельно конструирует и направляет процесс обучения, решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и эргономических вопросов. Поэтому внедрение эффективных и продуктивных инноваций по наглядности предопределяет профессионализм педагогов и творческую деятельность учеников.

Поднимаемая проблема наглядности медиаобразовательных технологий обсуждается философами, психологами, эргономистами, дидактами и педагогами уже не первое столетие. В каждой эпохе применялись особые подходы к наглядности в обучении. Но современные технологии и масс-медиа изменяют представления о средствах обучения.

Можно ли считать выше перечисленные требования к наглядным пособиям достаточными? Какие требования к наглядности компьютерных средств обучения (цифровых образовательных ресурсов) не реализуется в должной мере и не используются? Эти и другие вопросы достаточно часто задают креативные педагоги, у которых есть потребность в создании авторских медиасредств.

Отрадно было читать на форуме высказывания учителей об актуальности темы интернет-семинара:

- Здравствуйте, Светлана Ивановна. Очень рада вновь встретиться с Вами на Вашем сайте. Тема наглядности, традиционна, и кому, как не учителю иностранного языка, знать, насколько она важна в обучении. Ведь преподавая иностранный язык, мы вторгаемся в самые потаенные уголки человеческого сознания, и именно наглядность помогает нам активизировать нейро­физиологические процессы, которые способствуют достижению желанной цели - усвоению учениками материала, его запоминанию. В этом году я


10

11

активно использую медиатехнологии на уроках, привлекаю к работе на уроке мой интернет-сайт, engll73.narod.ru, пользуюсь дисками авторов учебников, записываю свои материалы на электронные носители. Это дает положительные результаты.

Маркова Зоя Алихановна

- На уроках истории наглядность имеет достаточно большое значение.
Дети получают возможность воспринимать излагаемое учителем не только
аудиально, но и визуально, тем самым, подключая к работе различные
системы восприятия. В своей работе я использую не только имеющиеся в
наличии CD, но и материалы, скачанные с сайтов, либо транслируемые
напрямую с помощью проектора на экран, либо смарт-доску. Пользоваться
можно следующими сайтами:

http://mil.ru/ сайт Министерства обороны

http://www.tgorod.ru/ Тоже Городской проект, посвященный исторической реконструкции средневековья. http://historic.ru/ Всемирная история http://www.istorya.ru/ История России Всемирная история http://rulers.narod.ru/index.htm Всемирная история в лицах и другими. Не сказать, что это облегчает жизнь, но позволяет набрать некоторое количество картографического, фактологического и иллюстративного материала и пользоваться им, не прибегая к бумажным носителям. Лукьянов Вадим Иванович, ГОУ СОШ №511

- Здравствуйте. В нашей школе проводится семинар «Наглядность в
медиаобразовательных технологиях». В семинаре приняли участие следующие
учителя: Гончарова В.Н., Мустафина А.А., Пармёнова НА., Пантелеева Е.Е.,
Ларькина Н.И., Лукьянов В.И., Николаева М.В., Петухова Т.Л., Смирнова
Н.М., Кунаева Л.И. Клюева В.В., Астафьева Е.В. Учителя поделились опытом
применения наглядности на своих уроках. Кунаева Л.И. представила
презентацию урока-викторины по математике «Начальные геометрические
сведения» и «Треугольники», в которой она предложила интересную идею
контроля знаний в виде интерактивной таблицы, что позволяет решить на
уроке большее количество задач и повышает эффективность урока.

Петухова Т.Л., ГОУ СОШ № 511

- Все меньше стала увлекать учеников математика, все сложнее
придумывать эффективные способы обучения. Интернет как средство поиска
нужной информации, как источник новых сетевых взаимодействий учителя и
ученика. Используя на уроке и во внеурочное время материалы сайта uztest.ru,
можно применять интересные наглядные материалы, тренажер для отработки
навыков решения стандартных задач, формировать учебный материал для
каждого ученика или класса.

Астафьева Е.В., ГОУ СОШ №511 г. Москвы

12

- Наглядность на уроках математики помогает понять представляемый
материал, способствует запоминанию, развитию пространственного
воображения. В современном медиапространстве есть множество продуктов,
готовых к использованию на уроках математики. Я использую на своих уроках
работы, представленные на сайте intergu.ru. В своих презентациях я пользуюсь
материалами этого сайта, демонстрирую учащимся детские работы,
представленные там.

Гончарова В.Н., ГОУ СОШ №511 г. Москвы

- Уважаемая Людмила Ивановна!
Так как Вы провели семинар по наглядности, Вы и Ваши коллеги сможете
прислать перечень работ и сайтов, которые помогали Вам в подготовке
выступлений. Всем участникам нашего семинара будет интересно узнать,
какие исследования Вы используете в своей педагогической работе.

С уважением, Светлана Ивановна

- Уважаемая Светлана Ивановна!

При подготовке к проведению семинара мы использовали материалы различных сайтов. Приведем ссылки на некоторые из них: http://festival. 1 september.ru/2004 2005/index.php?numb artic=211791 http://www.ref.bv/refs/62/28749/l.html http://www.zankov.com/works/works-soch23.htm http://www.bestreferat.ru/referat-11381 .html http://www.fos.ru/pedagog/9436.html http://museum.edu.ru/catalog.asp7ob no=%2013097 http://festival.lseptember.ru/2004 2005/index.php?numb artic=213992 http://festival. 1 september.ru/2004 2005/index.php?subj ecr= 1 С уважением, Людмила Ивановна.

Продуктивность Интернет-семинара заключалась не только в обсуждении особенности наглядности в обучении, но и в предложении поделиться своим педагогическим опытом и наглядно продемонстрировать его.

На веб-странице «Разработки учителей» представлено 32 методических материала учителей и проекты учащихся. Каждая работа обсуждалась и комментировалась на форуме. Вот несколько комментариев, в которых хотелось бы рассмотреть характерные для многих начинающих авторов вопросы по созданию медиасредств.

- Творческий ученический проект "Бразильский карнавал"

Уважаемые Екатерина Казакова и Наталья Нагабетова! У вас получился яркий проект с большим количеством наглядных материалов. Очень удачно подобран фон каждого слайда, который передает веселое настроение и атмосферу бразильских карнавалов. Вы смогли построить свою презентацию на характерных и запоминающихся моментах праздников.

13

Проект интересно рассматривать и было бы еще интереснее читать, если бы
текст бьщ бы отредактирован. Надеюсь, что Вы на этой удачной работе не
остановитесь и создадите еще много творческих проектов. Поэтому хочу
прокомментировать некоторые слайды, чтобы в будущем Ваши проекты были
более совершенными.

В вашей презентации много говорится о музыке, которая сопровождает праздничное шествие, поэтому хотелось бы, чтобы ваша презентация имела музыкальное сопровождение. Именно такое соединение визуального материала и музыки создаст эмоциональное впечатление представленной темы. Также хотелось бы побольше информации. Например, на слайде «Школы самбы» рассказывается о хореографических постановках. Интересно было бы узнать, какие темы разрабатываются и как это происходит. На слайде «Король Момо» хотелось бы не только прочитать, как выбирается король, но и увидеть его. Каждый слайд презентации у вас имеет название, которое точно отражает содержание. Но вспомните, какие названия статей можно прочитать в журналах и газетах. Каждое название статьи не только привлекает внимание, но и вызывает любопытство, которое заставляет читателей просматривать текст статьи. Такой прием используется журналистами не случайно. И вы бы могли в своей работе использовать подобные приемы. В комментариях предыдущих работ я уже упоминала об использовании принципа интерактивности. И вам предлагаю подумать, как можно было бы использовать этот принцип в вашей презентации, так как в медиатехнологиях очень важен процесс взаимодействия автора медиапродукции и потребителя (зрителя, читателя). Желаю Вам успехов в дальнейшей вашей творческой деятельности.

С уважением, Светлана Ивановна

- Открытый урок по математике во 2 классе (модель « ГАРМОНИЯ»)
Уважаемая Нина Александровна!

Спасибо за присланный Вами необычный урок математики. Материал для начальной школы, на первый взгляд, кажется достаточно простым, но лаконичным и любопытным. Использование мультимедийных технологий, конечно же, требуют определенного времени для подготовки к уроку, но зато потом можно наблюдать высокую эффективность работы обучающихся. Поэтому было бы интересно узнать, как прошли уроки по тому сценарию, который был прислан, и как воспринимают школьники подобные уроки. Можно добавить несколько слов по поводу тех пособий, которые Вы же сами

создаете:

- в математике очень важно понимание алгоритмического действия,
поэтому наглядность могла бы еще больше повыситься, если бы Вы
использовали анимационный эффект процесса построения прямоугольников и
квадратов;

- возможно, в перспективе при создании своих пособий вы сможете больше использовать цвет для выделения главного.

Желаю Вам успехов в разработке новых авторских средств обучения.

С уважением, Светлана Ивановна

- Урок на тему "Телевидение"
Уважаемая Зоя Алихановна!

Ваш урок по телевидению очень интересный, и те находки, которые были представлены, думаю, заинтересуют многих учителей иностранного языка. Особенно понравились материалы по телевидению. Смотря Ваши материалы, мы действительно понимаем, что медиатехнологии могут эффективно использоваться в учебном процессе.

У Вас очень интересное домашнее задание и было бы интересно познакомиться с репортажами, которые написаны школьниками.

С уважением, Светлана Ивановна

- Ученическая конференция "Курить - здоровью вредить"
Уважаемая Татьяна Леонидовна!

Вы провели ученическую конференцию "Курить - здоровью вредить" по актуальному и важному вопросу. Будучи учителем химии Вы сформулированы проблемные темы докладов. Но как относится большинство школьников к этому явлению? Известно, что большое влияние на подростка имеет реклама средств массовой информации. А почему бы Вам не предложить создание медиапроекта по антирекламе курения, в котором ребята могли бы использовать все средства наглядности медиатехнологии по темам докладов. Возможно, темы медиапроектов могли быть сформулированы по-другому - проблемно, вызывающе, ярко и резко, как это делается в СМИ. Детские работы, конечно, можно назвать медиапроектами, в какой-то степени. Но мы ведь все знаем, что то, что нам запрещается, нам особенно хочется сделать. Поэтому необходимо, предложить учащимся использовать такие медиаприемы, которые заставляют задуматься над проблемой. В презентации Кузнецовой Ирины приводятся социологические данные, которые реально заставляют задуматься. Но используемая анимация появления текста и быстрая смена слайдов не позволяют до конца прочитать информацию, из-за чего через несколько слайдов теряется интерес и снижается наглядность работы. Думаю, что Ирина разработала по содержанию хороший сценарий презентации. Осталось доработать презентацию с эргономической точки зрения.

Успехов Вам и Вашим ученикам!

С уважением, Светлана Ивановна

- Открытый урок на тему: «Как мы узнаём, что наступила осень»

Уважаемая Татьяна Владимировна!

Я думаю, Ваша презентация является хорошим наглядным материалом. В нем раскрываются особенности обсуждаемого вопроса. Вы смогли соединить поэзию и музыку, подобрать удачный визуальный ряд, стиль оформления слайдов выстроили логично. Думаю, что слайды презентации и


14

15

поэтические строки создали атмосферу и мотивацию комфортной познавательной деятельности. Но мотивацию можно было бы еще больше увеличить через проблемные вопросы, которые могли бы быть представлены в виде названия слайда. Надеюсь, что в дальнейшем Вы также активно будете использовать все виды наглядности на своих уроках. С уважением, Светлана Ивановна

Подводя итоги анализа результатов форума, надо сказать, что представленные работы - лишнее подтверждение того, что мы живем в новом информационном обществе, которое активно использует компьютерные технологии и формирует новое мышление и восприятие информационных

потоков.

Накоплен немалый успешный опыт педагогических исследований и его практического применения для создания учебных медиасредств. На собственном, иногда и не совсем удачном опыте можно убедиться в том, что разработка авторских наглядных материалов требует значительного времени и

усилий.

Представленные комментарии к работам — это попытка предложить, по возможности, решение вопросов наглядности. Многие из этих решений получены в результате коллективного творчества. Причем требования к цифровым образовательным средствам должны быть адаптированы соответствующим образом из требований к традиционным. По результатам обсуждения на форуме можно выделить некоторые рекомендации авторам учебных медиасредств, в которых следует использовать:

- приемы проблемного, продуктивного и компетентностного обучения;

- интерактивные возможности медиатехнологий для представления
информационных материалов и для выполнения заданий;

- примеры как из практики мира науки, техники, искусства, так и

детских работ.

Но не следует использовать только испытанные приемы представления информации, необходимо искать новые пути и делать достаточно смелые шаги, которые реализуют возможности мультимедийных технологий. Желательно, чтобы авторские наглядные средства разрабатывались с учетом того, что уже достигнуто предыдущими исследованиями в области медиаобразования.




16





nikulichev-yu-v-sodruzhestvo-nezavisimih-gosudarstv-ocherk-sovremennoj-istorii-stranica-9.html
nikulskij-na-rastovom-ostrove-d-m-b-olenev.html
nil-donald-uolsh-malenkaya-dusha-i-solnce-protokoli-virtualnih-mudrecov-dzhoker-v-rukave-ilya-panin.html
nil-donald-uolsh.html
nil-stivenson-stranica-2.html
nil-stivenson-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-pressa-radio-11-mayak-novosti-24-03-2005-19-00-00-11.html
  • report.bystrickaya.ru/instrumenti-hirurgicheskie-konkurs-3-razdel-priglashenie-k-uchastiyu-v-otkritom-konkurse.html
  • school.bystrickaya.ru/kosmicheskoe-prostranstvo-vklyuchaya-lunu-i-drugie-nebesnie-tela-ne-podlezhit-nacionalnomu-prisvoeniyu-ni-putem-provozglasheniya-na-nih-suvereniteta-ni-putem-ispolzovaniya-ili-okkupacii-ni-lyubimi-drugimi-sredstvami.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-ponyatie-osobennosti-vidi-usloviya-kontrolnaya-po-osnovam-prava-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-muzej-detskogo-tvorchestva.html
  • learn.bystrickaya.ru/gicheskij-slovar-institut-otkritoe-obshestvo-megaproekt-pushkinskaya-biblioteka-knigi-dlya-rossijskih-bibliotek-moskva-pedagogika-pressa-1999-stranica-30.html
  • essay.bystrickaya.ru/chasi-variativnoj-chasti-ciklov-opop-ispolzuemie-po-viboru-uchebnogo-zavedeniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chetvertij-vserossijskij-sezd-advokatovrezolyuciya-i-dokumenti-federalnoj-palati-advokatov-rf-sostoyalsya-iv-vserossijskij.html
  • control.bystrickaya.ru/biobibliograficheskij-ukazatel-trudov-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovomu-proektu-po-discipline-suchasn-tehnolog-rozrobki-merezhevih-zastosuvan-stranica-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-v-sejsmorazvedke-chast-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-attestacionnih-ispitanij-pri-postuplenii-na-vtoroj-i-posleduyushie-kursi-po-specialnosti-030301-psihologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-39-740-17-oktyabrya-2011-g-stranica-13.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ustavnoe-pravo-subektov-rf.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-tehnologii-i-sredstv-kontrolya-skruchennosti-kolenchatih-valov-dvs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-fakultet-menedzhmenta-i-marketinga-kafedra-pravovedeniya-forma-polucheniya-visshego-obrazovaniya-dnevnaya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovaya-politika-v-usloviyah-sliyaniya-i-poglosheniya-kompanij.html
  • report.bystrickaya.ru/intensifikaciya-rastvoreniya-kolmatiruyushih-otlozhenij-vodozabornih-skvazhin.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekcii-rassmotreni-fundamentalnie-sdvigi-v-sovremennom-mirovom-hozyajstve-svyazannie-s-pererastaniem-ego-internacionalizacii-v-globalizaciyu-i-obostreniem-obsheche-stranica-54.html
  • control.bystrickaya.ru/diplom-guu.html
  • education.bystrickaya.ru/19-montazhnik-elektrovakuumnih-priborov-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-20-chast-2-razdeli-proizvodstvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-chast-1-analiticheskij-obzor-otchet-o-vipolnenii-1-etapa-gosudarstvennogo-kontrakta-p295-ot-30-aprelya-2010-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-4-mehanizmi-sovershenstvovaniya-professionalnogo-obrazovaniya-i-povisheniya-professionalizma-ego-subektov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-perechen-obektov-zhivotnogo-mira-zanesennih-v-krasnuyu-knigu-ivanovskoj-oblasti.html
  • report.bystrickaya.ru/i-kontrolnie-voprosi-7-po-discipline-teoriya-rabochih-processov-dvs-7-ii-kontrolnie-voprosi-13-po-discipline-konstruirovanie-dvs-13.html
  • writing.bystrickaya.ru/balet-lebedinoe-ozero.html
  • institut.bystrickaya.ru/tratte-na-zdorove-rossijskaya-gazeta-elena-kukol-01092008-183-p-str-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voenno-sportivnie-sorevnovaniya-eto-kompleks-sorevnovatelnih-meropriyatij-po-osnovam-podgotovki-k-voennoj-sluzhbe-fizicheskoj-kulture-i-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-celi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-g-lipeck-21a-ot-28-fevralya-2011g-ob-utverzhdenii-vedomstvennogo-plana-povisheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etapi-prinyatiya-reshenij-prakticheskoe-posobie-moskva-udk-159-98-bbk-88-5-k89.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/error404.html
  • institut.bystrickaya.ru/svincovoe-zagryaznenie-i-izmeneniya-fiziko-himicheskih-svojstv-pochv-naselennih-punktov-respubliki-altaj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-predvaritelnij-kontrol-i-kontrol-po-faktu.html
  • education.bystrickaya.ru/2-kolichestvo-detej-sdavshih-ekzamen-v-forme-ege-po-3-m-i-bolee-predmetam-otchet-po-itogam-deyatelnosti-mou-srednyaya-shkola-16.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyashennie-pismena-majya-sankt-peterburg-amfora-2000-stranica-18.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.