.RU

Научное изданиеПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - Доклады Центра эмпирических политических исследований спбгу издаются с 2000 года Выпуск 8


^


Научное издание


ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ Вып. 8


^ Под редакцией Г.П. Артёмова


Редактор Н.В. Григорьева


Подписано в печать ……….. Формат 60х84 1/16

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. . Тираж 100 экз. Заказ № …


Издательство СПбГУ. 199004, Санкт-Петербург, В.О., 6-я линия, д. 11/21


Типография Издательства СПбГУ.

199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.


1  В Верховном Совете (до конца 1993 г.) и Государственной Думе России (с декабря 1993 г. по декабрь 1999 г.) количество депутатов, выступающих категорически за и категорически против политики радикальных реформ, было практически одинаковым.

2  В результате выборов, проведенных 19 декабря 1999 г., в Государственной Думе России все депутаты разделились на три, приблизительно равные части: сторонников продолжения реформ («партия власти»), сторонников отмены этого курса (непримиримая оппозиция) и сторонников коррекции этого курса (конструктивная оппозиция).

 © Г.П. Артёмов, 2007

3  По предварительным данным, на парламентских выборах 2007 г. «Единая Россия» получила 64,3% голосов, КПРФ – 11,57%, ЛДПР – 8,14%, «Справедливая Россия» – 7,74%, «Яблоко» – 1,59%, СПС – 0,96% (Власть. 2007. №48. С. 21).

4  Согласно статистическим данным, за «Единую Россию» в 2003 г. проголосовали 23 млн. российских избирателей (из 108 млн. зарегистрированных). Всего участвовало в голосовании 55,75 % избирателей или 60,6 млн. человек.

5  В 2007 г. доля сторонников этой партии увеличилась в сравнении с 2003 г. в 1,7 раза (табл. 1).

6  На парламентских выборах 2007 г. Юрий Болдырев вошел в состав первой тройки петербургского списка «Справедливой России», ставшей политической «преемницей» «Родины».

7  Здесь из-за отсутствия соответствующих данных по выборам 1995 г. рассматриваются только выборы 1999 и 2003 гг.

8  Согласно данным Института открытой экономики, либеральные партии во время кампаний 1999 и 2003 гг. потеряли 8,8 млн. голосов своих «коренных избирателей» (Власть. 2005. №14. С. 26). Их возвращение во время кампании 2007 г. позволило бы либералам получить 15,7% голосов избирателей, участвовавших в голосовании.

 © Д.А. Щукин, 2007

9 «А конфликт, это нежелание что-либо решать. На самом деле, это столкновение.» (Виктория, 21 год, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-1;

«Я считаю, что это противоречие, это столкновение взглядов.» (Ольга, 25 лет, студентка факультета философии и политологии СПбГУ, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-1;

«Конфликт – это нечто, что обнажает какое-то столкновение интересов, всё равно два ли лица или группа лиц сталкиваются между собой, то есть, так или иначе, будь это два человека или две группы противодействующих. Каждая из этих групп, в свою очередь, мыслит как-то в одном направлении… Другую группу это, грубо говоря, не устраивает.» (Евгений, 19 лет, студент С.-Петербургского университета телекоммуникаций, доход: 7000-10000 рублей) / ФГ-2;

«Мне кажется, конфликт – это столкновение различных мнений. Мнений на какую-то ситуацию, которая сложилась.» (Инна, 28 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-3.

10 «Мне кажется, конфликт – прежде всего вот это противоречие, которое существует, оно выражено и существует в реальности… Когда оно выражено вербально, визуально. Когда оно не выражено – это уже нечто другое.» (Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1.

11 «На различной почве. В семье, политические, религиозные.» (Михаил, 19 лет, студент факультета философии и политологии СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-2;

«Бытовые конфликты могут быть просто на почве плохого самочувствия, а какие-то конфликты социальные, разных точек зрения, по работе могут иметь всякие различные поводы.» (Полина, 28 лет, официально безработная, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-3.

12 «Ну, в принципе, ведь могут быть какие угодно, может быть, на тебя просто слишком много работы взвалили. Не свою работу заставляют делать, это же все-таки не территория. Хотя… За свое пространство пытаешься бороться, может быть, это и территория…» (Мария, 29 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-3.

13 «Как нагар всё образуется, рано или поздно это может во что-то вылиться. Если будут соответствующие обстоятельства и придётся защищать свои интересы.» (Евгений, 19 лет, студент С.-Петербургского университета телекоммуникаций, доход: 7000-10000 рублей) / ФГ-2;

«Внутренняя нестабильность вызывает в человеке раздражение. А уж когда есть раздражение…» (Инна, 28 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-3;

«Мне кажется, есть очень серьёзный политический момент… Есть случаи, когда политикам выгодны конфликты, и эти конфликты провоцируются.» (Инна, 28 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-3.

14 «Мне кажется, что в споре истина не рождается. Как я это представляю? Встречаются несколько человек. Один говорит, что это белое, другой – что это красное, третий – что это зеленое… Каждый стоит на своем, в споре никто не докажет, что это белое, красное или зеленое… Они договорятся и придут к какому-то знаменателю, который будет отличен от всех трех точек зрения, придут к четвертой.» (Инна, 28 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-3.

15 «Если соглашение достигается, то какие-то вещи для себя понимаешь. То есть, если бы этого не коснулся, то бы и не понял. Какой-то опыт это приносит…» (Ольга, 25 лет, студентка факультета философии и политологии СПбГУ, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-1;

«Мы всю жизнь свою живём среди людей, мы должны с ними как-то встречаться, общаться… Как-то пересекаться. Все мы разные, мнения разные. Интересы разные, желания разные. Конфликт обязательно должен возникнуть, и этого никак не избежать.» (Дмитрий, 19 лет, студент СПбГТУ, доход: 7000-10000 рублей) / ФГ-2;

«Наверное, есть конфликты, которых нельзя избежать. В принципе, мне кажется, в немногих случаях, если идет речь о каких-то бытовых или каких-то неглубоких конфликтах, возможность избежать таких конфликтов зависит от человека, который с ними сталкивается. Хотя, может быть, я не сталкивалась с такими, которых нельзя избежать.» (Мария, 29 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-3.

16 «Я хотела сказать, что, зачастую, решение конфликта – это переход на новый уровень. То есть, будет уровень отношений или… Если у тебя есть проблема, и ты её решаешь, то ты автоматически становишься выше этой проблемы.» (Ирина, 19 лет, студентка факультета философии и политологии СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1.

17 «Если обе стороны желают избежать этого конфликта, конфликта можно избежать. Можно прийти к какому-то консенсусу. Но если хоть одна из сторон, между которыми возникает конфликт, отстаивает свою точку зрения до конца, конфликт будет продолжаться.» (Анна, 19 лет, студентка филологического факультета СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«В принципе, в большинстве случаев конфликт может быть исчерпан до своего начала. Но тут есть очень тонкий момент, как мне кажется. Если это конфликт, который может быть исчерпан еще не начавшись, это одно дело, но когда в дело вовлечены группы людей, и есть определенные интересы экономического характера или политического характера, или религиозного – здесь уже трудно уйти от конфликта. Тогда нужно сесть и договориться. Избежать обострения ситуации.» (Инна, 28 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-3.

18 «Не всегда может третья сторона всё решить, но иногда нужен какой-то хладнокровный взгляд. Может быть, не субъективный.» (Виктория, 21 год, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-1;

«В природу самого конфликта, точно так же, как и в природу любой натуры, заложено то, что любой конфликт разрешается двумя сторонами, которые в ней участвуют. Если привести такой банальный пример, то, когда два самца борются за самку, и появляется охотник, который отстреливает одного самца, который меньше понравился, то от этого природе будет только хуже. Потому что, возможно, он был больным тот, который остался в живых. А в истории любой конфликт, в который вмешивалась третья сторона, получался наиболее кровавым, ужасным, страшным, приводящим к жутким последствиям. А те, в которые не вмешивалась третья сторона, и они приводили к страшным последствиям, это были конфликты между государствами.» (Эмиль, 16 лет, учащийся элитного лицея, доход: 13000-26000 рублей) /ФГ-2.

19 «Припоминаю день встречи выпускников, на котором я была. Я из класса единственная, кто поступила в университет петербургский, а остальные – в менее престижные. Всё равно приходишь, и чувствуется что-то не то. Не зависть других, а такое ощущение, что ты с крыльями…» (Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Мне довелось этим летом поездить по России, и, в частности, довелось заехать в город Тамбов. И что поразило меня – расслоение и конфликты, что есть шикарные особняки и люди «на пальцах» и есть дети просто нищие, которые ненавидят и будут кидать камни в поезда из Москвы, будут прокалывать колеса «Мерседесам», они реально озлоблены.» (Полина Р., 27 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: больше 26000 рублей) / ФГ-3.

20 «Мне кажется, что конфликт бедных и богатых должно сглаживать государство. Потому что источником богатства, так или иначе, в том числе и государство является… Государство и должно каким-то образом сглаживать эти конфликты, и ещё очень большая проблема – это здесь проблема детства, то есть школа… В основном все конфликты на тему богатства и бедности возникают в школе.» (Ирина, 19 лет, студентка факультета философии и политологии СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Это, наверное, все-таки задача власти разрешать такой конфликт. Потому что, если предположить, что богатый человек будет объяснять своему соседу почему он богатый и как он заработал эти деньги своим трудом, своей головой, то это не принесёт никаких плодов. А каким способом власть должна решать такие вопросы? Наверное, убирать бедность из страны и создавать твёрдый средний класс, настоящий средний класс.» (Михаил, 19 лет, студент факультета философии и политологии СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-2.

21 «У нас в стране сложно придерживаться каких-то политических идей, потому что у политических партий абсолютно нет идентичности.» Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Ну, конечно, сложно отказаться от демократических идеалов в обществе, в котором живём, но, если бы мне предложили, например, заменить нашу современную демократию на идеальный коммунизм, то я бы согласился. Потому что любая идея, развитая правильно, всё-таки приводит к хорошим результатам.» (Эмиль, 16 лет, учащийся элитного лицея, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-2;

«Меня бы устроило, если бы у нас было здоровое общество, где можно было бы нормально растить детей, чтобы у всех было жилье, а у родителей приличная пенсия, был бы порядок, в общем, самые банальные буржуазные ценности. Вместе с тем, государство не было бы таким довлеющим монстром, даже по типу сегодняшнего США, где все за всеми следят и прочее. Нормальные комфортные условия социальной защищенности, без давления государства. Не знаю, к каким политическим взглядам это относится.» (Полина Р., 27 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: больше 26000 рублей) / ФГ-3.

22 «Все зависит от того, какие интересы и, если они затронуты на каком-то локальном уровне, допустим, на факультете, в группе, я готова их защищать. Если они затронуты на государственном уровне, то очень сложно биться одному, в одиночку, против системы какой-то. Одна я не готова идти, челобитничать.» (Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Если радикальные идеи несут за собой насилие, то такие идеи неприемлемы. А если это просто взгляд на вещь, в корне другой, в этом нет ничего плохого. Надо следовать каким-то заветам, Библии, не убивать и так далее.» (Михаил, 19 лет, студент факультета философии и политологии СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-2;

«Если другие мнения действия не затрагивают свободу и интересы других людей вокруг, то это положительно. Это какая-то свежая струя, движущая сила, потому что таких людей всё-таки мало. А вот если они нарушают, начинают ходить, крушить, устраивать демонстрации, поджоги и так далее…» (Полина, 28 лет, официально безработная, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-3.

23 (Могли бы Вы заинтересоваться какими-то идеями?) «В силу своей молодости и юности хочется ответить “Конечно, нет”, но это неправда. Могли бы. Несмотря на то, что там уже политический PR, что хочется вообще уже ничему не верить, но всё равно приходишь потом к мысли, что не можешь ничему не верить…» (Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

(Вы являетесь или могли бы стать сторонниками или активными поклонниками каких-то политических идей?) «Конечно, сейчас большинство думает, что нет, но мне кажется, что возможно все. У меня на глазах происходили коренные изменения в людях. Я хочу сказать, что я, наверное, не стану поклонником национал-социализма какого-нибудь, но кто знает…» (Сергей, 19 лет, студент исторического факультета СПбГУ, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-2.

24 «Чем больше мы узнаем информации, чем больше вакуум заполняется, тем более толерантно мы начинаем друг к другу относиться.» (Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Другие конфессии или национальности могут вести себя так, как у них принято, просто не должны нарушать чего-то. Там, немец живет во Франции, он не обязан вести себя, как француз. Он может вести себя как немец, но не мешать французу» (Эмиль, 16 лет, учащийся элитного лицея, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-2;

«Мы почему-то все время сейчас говорим о южных национальностях, восточных, но, мне кажется, в принципе, если человек по национальности француз или немец, то к нему у нас будет заискивающее отношение.» (Ирина, 19 лет, студентка факультета философии и политологии СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1.

25 «У меня знакомые – кавказцы. Здесь нельзя говорить только о стереотипе восприятия кавказцев. Есть такие, которые ведут себя по-хамски, но наше восприятие так устроено, что мы привыкли по одному человеку мерить всех. Каждый человек, находясь

там в какой-то своей идентичности, более лоялен к своей группе. Если какой-то русский – маньяк, то он один такой попался, если дагестанец, азербайджанец, то они все такие.» (Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Все зависит от самого человека, какой он национальности. У него будут какие-то национальные черты, но его основные черты будут соответствовать его развивающимся идеалам и так далее.» (Эмиль, 16 лет, учащийся элитного лицея, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-2.

26 «Бабушка знает, что мусульмане террористы. А я недавно была в музее ислама, в Казани, я столько нового относительно этой религии открыла.» (Татьяна, 20 лет, студентка факультета журналистики СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Одни стереотипы вокруг. Евреи, те, кто исповедуют иудаизм, – это жиды, а те, кто исповедуют ислам, – это шахиды.» (Сергей, 19 лет, студент исторического факультета СПбГУ, доход: 3500-7000 рублей) / ФГ-2.

27 «Явные причины – это те, которые широко известны. Другое дело неявные причины, которые могут указывать на организаторов всего этого дела, кому выгодно, кто это устраивает. Люди просто подхватывают идею, тут же подключаются их собственные противоречия, конфликты с властью, но это ниточки одного и того же, это нити марионеток.» (Евгений, 19 лет, студент С.-Петербургского университета телекоммуникаций, доход: 7000-10000 рублей) / ФГ-2;

«Мне кажется, если говорить о «Яблоке», что у них-то конкретные причины были, чтобы выйти из игры. Не только потому, что у них был конкретный отказ, и они просто не прошли никуда.» (Мария, 29 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-3.

28 «Там били пенсионеров, там были молодые ребята, которые ходят на футбольные матчи, они ходят тех побить, этих побить. Для них эти демонстрации лучше всего тем, что они просто пар выпускают.» (Ирина, 19 лет, студентка факультета философии и политологии СПбГУ, доход: затрудняется ответить) / ФГ-1;

«Политик – это профессия. Политики, у которых не складывается сейчас профессия, работают дальше на свой политический капитал, на карьеру. Им нужно «прозвенеть» по телевизору. Они собирают вот этих, которые сейчас за обочиной всеобщего благоденствия, типа пенсионеров или подростков из НБП, умело подзуживают, накачивают пивом и отправляют митинговать и драться с ОМОНом.» (Полина Р., 27 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: больше 26000 рублей) / ФГ-3.

29 «Если эти товарищи идут по Невскому, то стоит весь центр города. » (Полина, 28 лет, официально безработная, доход: 13000-26000 рублей) / ФГ-3;

«А как насчёт нормальных людей, которые просто вышли по магазинам?» (Полина Р., 27 лет, работник культуры, образования, науки, здравоохранения, доход: больше 26000 рублей) / ФГ-3.

1 Подробнее о теоретическом конструировании понятия «политический дискурс», его функциях и системообразующих признаках см.: Негров Е. О. Природа современного официального политического дискурса в России // Политический анализ: Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. Г. П. Артёмова. Вып. 6. СПб., 2005.

 © Е.О. Негров, 2007

2 Подробнее о роли и месте телевидения в трансляции официального политического дискурса см.: Негров Е. О. Трансформация официального политического дискурса на российском телевидении (на материалах программы «Времена») // Политический анализ: Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. Г. П. Артёмова. Вып. 7. СПб., 2006.



  © А.В. Макарин, 2007

1 1 В статье представлены авторские интерпретации результатов исследований коррупции, проводимых Фондом ИНДЕМ с 1999 по 2007 год. С методиками и результатами этих исследований можно познакомиться на сайте www.anti-corr.ru

© В.Л. Римский, 2007

 © О.В. Лагутин, 2007

 © О.В. Попова, 2007

 © А.О. Зиновьев, 2007


metodika-kak-nauka-bazovie-kategorii-metodiki-obucheniya-iya-inostrannij-yazik.html
metodika-karta-odarennosti-ai-savenkov-metodicheskie-rekomendacii-dlya-specialistov-rabotayushih-s-odarennimi.html
metodika-kompleksnogo-ekonomicheskogo-analiza-sistema-pokazatelej-ekonomicheskogo-analiza-sebestoimosti-produkcii.html
metodika-kompleksnoj-ocenki-sostoyaniya-soobshestv-i-populyacij-dominiruyushih-vidov-ili-vidov-indikatorov-melkih-mlekopitayushih-amfibij-i-rib-tyumen-2005-g-stranica-2.html
metodika-konstruirovaniya-uchebnogo-processa-dlya-organizacii-i-provedeniya-pedagogicheskogo-testirovaniya.html
metodika-lazerinducirovannoj-intersticialnoj-termoterapii-v-hirurgicheskom-lechenii-zabolevanij-nosoglotki-14-01-03-bolezni-uha-gorla-i-nosa.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomika-1-politicheskaya-i-socialno-ekonomicheskoj-obstanovka-v-strane-v-poslednie-dva-desyatiletiya-xvii-veka.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-mezhdunarodnoe-pravo-dlya-fakultetov-mezhdunarodnih-otnoshenij-i-mezhdunarodnoj-zhurnalistiki-moskva.html
  • college.bystrickaya.ru/2-cel-izucheniya-modulya-istoriya-i-filosofiya-specialnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
  • learn.bystrickaya.ru/eta-kniga-rezultat-mnogoletnego-issledovaniya-problem-isterii-osnovannogo-kak-na-klinicheskom-opite-nakoplennom-mnoyu-za-vremya-lechebnoj-i-nauchnoj-raboti-v-psi-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-v-8-klasse-po-biologii-na-temu-analizatori-i-organi-chuvstv.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/animaciya-novoe-napravlenie-v-industrii-razvlechenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-v-01-programmnij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-hozyajstvo-derevni-centralnoj-evropi-kniga-adresovana-arheologam-i-istorikam-medievistam-studentam.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-ritualnaya-magiya-stranica-13.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstudencheskoj-konferencii-ot-studencheskogo-tvorchestva-k-nauchnomu-issledovaniyu-20-maya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/512-specialnost-050709-prepodavanie-v-nachalnih-klassah-1-organizacionno-pravovaya-deyatelnost-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/poisk-relikvij-instrukciya-po-montazhu-sborke-4-batarei-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trinadcat-lekcij-dlya-rabochih-geteanuma-v-dornahe-s-17-fevralya-po-9-maya-1923-goda-soderzhanie.html
  • desk.bystrickaya.ru/oranshili-zhne-amorshili-bojinsha-iti-atinastardi-sipattamasi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-state-12-zakon-omilicii.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-iv-sponsorstvo-evropejskaya-konvenciya-o-transgranichnom-televidenii-strasburg-5-maya-1989-goda-tekst-izmenen.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnij-centr-monitoringa-v-obrazovanii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-obshie-polozheniya-metodicheskie-rekomendacii-mr-2639-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-kreditnih-organizacij-po-privlecheniyu-denezhnih-sredstv-fizicheskih-i-yuridicheskih-lic.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-zakonodatelnom-obespechenii-razvitiya-rinka-ipotechnogo-kreditovaniya-v-rossijskoj-federacii-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskoe-zadanie-2-temi-soobshenij-referatov-prezentacij-primernie-temi-referatov.html
  • bystrickaya.ru/zalog-kak-sposob-obespecheniya-obyazatelstv.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vi-torgovij-dom-dombi-i-sin-torgovlya-optom-v-roznicu-i-na-eksport.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svodnij-spisok-medicinskoj-tehniki-organizatorom-zakupa-kotoroj-vistupaet-too-sk-farmaciya-v-ramkah-celevih-tekushih-transfertov-oblastnim-byudzhetam-byudzhetam-g-stranica-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektrotehnicheskie-raboti-4-2-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-napravleniyu-tehnologiya.html
  • control.bystrickaya.ru/bloh-m-ya-b70-teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-uchebnik-dlya-studentov-filol-fak-un-tov-i-fak-angl-yaz-pedvuzov-stranica-17.html
  • teacher.bystrickaya.ru/farmakoepidemiologicheskie-farmakoekonomicheskie-i-farmakoterapevticheskie-podhodi-k-vedeniyu-pacientov-s-vnebolnichnoj-pnevmoniej-v-stacionare-14-03-06-farmakologiya-klinicheskaya-farmakologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/masla-dlya-raboti-v-metalloobrabativayushej-promishlennosti-testi-otrabotavshego-masla-46-motornie-masla-petro-canada.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2011-g-rabochaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-po-tehnologii-dlya-1-klassa-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-i-realizaciya-modelej-distancionnogo-obucheniya-v-uchrezhdenii-spo.html
  • grade.bystrickaya.ru/myaeots-o-n-chto-vklyuchaet-v-sebya-ponyatie-informacionnij-poisk-uroki-informacionnoj-gramotnosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-po-teme-eating-habits.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grafik-auditornih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/slovar-terminov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-a-zelenin-prakticheskaya-realizaciya-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-v-sibirskom-federalnom-okruge.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teorii-funkcionalnogo-i-nefunkcionalnogo-sprosa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.