.RU

Новые религии - Закон и Благая Весть 25


^ Новые религии
Одним из самых поразительных явлений в религиозной жизни Соединенных Штатов XIX века было зарождение нескольких движений, настолько отличавшихся от традиционного христианства, что их вполне можно назвать новыми религиями. Самыми крупными среди них были мормоны, свидетели Иеговы и "христианская наука".

Основатель мормонизма Иосиф Смит в молодости выглядел неудачником. Его родители были бедными сельскими жителями, приехавшими из Вермонта в штат Нью-Йорк в надежде улучшить свое материальное положение, но так и не добившимися этого. Молодой Иосиф не был расположен к работе в поле и предпочитал искать спрятанные сокровища, утверждая при этом, что получает видения, говорящие ему, где эти сокровища можно найти. Однажды он рассказал, что явившийся ему ангел по имени Мороний передал ему золотые пластины с древними египетскими иероглифами, а также два "камня провидца", с помощью которых можно прочитать текст на пластинах. Отгородившись ширмой, Смит продиктовал перевод священных пластин людям, сидевшим по другую сторону ширмы. Результатом стала "Книга Мормона", изданная в 1830 году. Книга содержала также свидетельства нескольких человек, утверждавших, что они видели пластины, прежде чем Мороний забрал их назад.

Вскоре после выхода книги в свет у Смита появилось множество последователей. Затем к ним присоединилась целая группа людей, которые вели общинный образ жизни, и мормоны последовали их примеру. Они утверждали, что новая религия соотносится с христианством так же, как христианство соотносится с иудаизмом, то есть является его наивысшим выражением. Тем временем Смит получал новые видения, уводившие его все дальше от ортодоксального христианства. Пробыв какое-то время в Огайо, он со своими последователями перебрался в Иллинойс, где они создали независимую общину с собственной милицией и где Смита провозгласили "Царем

Божьего царства". Но в обществе отношение к мормонам становилось все более настороженным, а когда Смит заявил о выдвижении своей кандидатуры на выборах президента Соединенных Штатов, обстановка накалилась. В конце концов разбушевавшаяся, толпа подвергла пророка и одного из его последователей суду Линча.

Руководство движением перешло к Бригему Янгу, который повел мормонов, точнее членов Церкви Иисуса Христа святых последних дней, в Юту. Там они основали независимое государство, остававшееся таковым, пока Соединенные Штаты, расширявшие свои владения на Западе, не завладели в 1850 году этой территорией. Это вызвало новые конфликты, в том числе потому, что Янг объявил о доселе державшемся в тайне видении Смита, в котором разрешалась полигамия. В 1857 году между мормонами и Соединенными Штатами началась война. Постепенно мормоны приспособились к окружающему их обществу, перестали уделять чрезмерное внимание видениям, отказались от необходимости общинной жизни, а в 1890 году официально отреклись от полигамии, хотя фактически она продолжала тайно существовать. В Юте они пользовались большим политическим влиянием, а их миссионеры распространяли идеи мормонов в других странах.

Свидетели Иеговы появились в результате прочтения Писания как книги, содержащей скрытые указания о событиях будущего и конце света. На ранних этапах движение отчасти выражало также недовольство низших классов религиозным, политическим и общественным истеблишментом. Основатель учения Чарлз Рассел заявлял, например, что тремя главными инструментами сатаны являются правительство, бизнес и церковь. Он также отрицал учения о Троице и о божественности Иисуса и утверждал, что второе пришествие произошло в 1872 году и что конец света наступит в 1914 году.

1914 год принес начало Первой мировой войны, но не Армагеддон, предсказанный Расселом, который умер два года спустя. Его сменил Джозеф Рутерфорд, более известный как "судья Рутерфорд". Именно он в 1931 году дал движению название "свидетели Иеговы", а также превратил его в крупную миссионерскую организацию и внес коррективы в учение Рассела после фиаско 1914 года.

"Христианская наука" стала в Соединенных Штатах основным выразителем давней религиозной тенденции, с которой мы неоднократно встречались в ходе нашего рассказа, когда говорили о гностицизме, манихействе, спиритуализме и так далее. В целом представители этого направления придерживаются мнения, что материальный мир либо иллюзорен, либо имеет второстепенное значение, что цель человека - жить в гармонии со всемирным Духом и что Писание надо истолковывать с помощью духовного ключа, неизвестного большинству христиан. Основательница "Христианской науки" Мэри Бейкер Эдди в молодости много болела. Она дважды выходила замуж и дважды становилась вдовой, была бедной и больной женщиной, страдала от острых болей, которые не могли облегчить даже большие дозы морфия. Наконец она обратилась к Куимби, который утверждал, что болезнь вызывается заблуждением и что для ее излечения достаточно познать истину. Исцелившись у Куимби, она стала его ученицей и апостолом. В 1875 году, через несколько лет после смерти Куимби, она опубликовала "Науку и здоровье. Ключ к Священному Писанию". В течение ее жизни книга переиздавалась 382 раза. Традиционные понятия христианской ортодоксии, такие как "Бог", "Христос", "спасение", "Троица" и так далее, миссис Эдди использовала в ней в "духовном" смысле, весьма отличающемся от общепринятого. Это напоминает нам истолкозание Писания древними гностиками, в котором такие слова, как "истина" и "жизнь", приобретали особый смысл. Она утверждала, что болезнь есть иллюзия разума, результат ошибочного восприятия и что лечить ее надо не с помощью врачей или лекарств, а посредством духовной "науки", которой пользовался Иисус и которую она теперь заново открыла. Кроме того, познание этой науки принесет счастье и процветание - в том смысле, как их понимал средний класс Соединенных Штатов.

"Церковь Христа, Ученого" (Сайентистская церковь Христа) была официально основана в 1879 году и быстро приобрела последователей по всей стране. Два года спустя Мэри Бейкер Эдди открыла в Бостоне "Метафизический колледж" для подготовки "врачей" (не пасторов) "христианской науки". Затем она создала крайне централизованную организацию, находившуюся под ее полным контролем. Церковь в Бостоне была объявлена "материнской церковью", к которой должны принадлежать все, кто хотят быть членами "Церкви Христа, Ученого". Она также всячески ограждала движение от вероучительных отклонений. Она заявила, что второе пришествие Христа осуществилось в божественном вдохновении, с которым была написана ее книга. Дабы предотвратить появление иного варианта учения, она запретила проповеди в церквах, заменив их чтением предписанных отрывков из Библии и из своей книги. Эти тексты, отобранные и предписанные Мэри Бейкер Эдди, до сих пор читаются на службах ее последователями, поочередно мужчиной и женщиной, так как женщины всегда занимали в этом движении важное место.

Учение Мэри Бейкер Эдди сулило счастье и здоровье, тем не менее сама она последние годы жизни провела в болях и страданиях. Физическую боль удавалось облегчить все возраставшими дозами морфия, а духовно она так страдала, что постоянно нуждалась в присутствии возле себя последователей для защиты от волн "животного магнетизма" ее противников.

На этом мы заканчиваем краткий обзор развития христианства в Соединенных Штатах в первом столетии после завоевания независимости. Характерная особенность этого исторического периода - кажущаяся нескончаемой череда все новых "деноминаций" и движений, разделявших христиан, и воздействие социального и экономического порядка в Соединенных Штатах на религиозную жизнь страны. Эти и последовавшие за ними десятилетия были эпохой американской экспансии, политической и экономической, культурной и религиозной, поэтому рассмотренные нами события и тенденции оставили отпечаток и на развитии христианства во многих других частях света. К этой теме мы вернемся в главе 30.
^ Политические перспективы: Европа
Национальное учредительное собрание, считавшее себя гарантом суверенитета страны, решило, что оно вправе контролировать деятельность и структуры католической церкви во Франции. К тому же определенная реорганизация действительно была необходима, учитывая многочисленные злоупотребления. Высокое положение в церковной иерархии занимали почти исключительно представители аристократии, интересовавшиеся в первую очередь не работой с паствой, а извлечением личной выгоды из занимаемых должностей. Многие монастыри и аббатства превратились в центры беззаботной и роскошной жизни, а некоторые аббаты приобрели известность благодаря политическим интригам при дворе. Все это требовало реформирования. Но многие в Собрании были также убеждены, что церковь и ее вера представляют собой отголоски предрассудков прошлого и что с ними надо покончить. В момент принятия "Гражданского устройства" сторонников ликвидации церкви было еще мало, и они играли незначительную роль. Но по мере того как революция развивалась и принимала все более радикальные формы, они постепенно выходили на первый план.

"Гражданское устройство" преследовало главным образом цель реформировать церковь. Однако суть вопроса, как об этом заявляли некоторые его противники, заключалась в том, имеет ли Собрание право издавать такие законы "без переговоров с церковью". Однако оставалось неясным, с какой, в сущности, "церковью" надо вести переговоры. Кое-кто предлагал созвать собор с участием всех французских епископов. Но делегаты Собрания хорошо понимали, что такой собор подчинится любому решению церковной аристократии. Предлагалась также возможность переговоров с папой - именно такой вариант имел в виду король до утверждения принятого Собранием закона. Но это уже само по себе стало бы нарушением национального суверенитета и означало бы отказ от "галликанских свобод". Папа Пий VI написал Людовику XVI, что "Гражданское устройство" представляет собой раскольнический документ и что он никогда его не признает. Однако король, опасаясь реакции Собрания, держал это решение в тайне и пытался убедить папу изменить свою позицию. Под давлением Собрания король согласился с "Гражданским устройством", заявив при этом, что его одобрение носит условный характер и зависит от согласия папы. В конце концов Собрание просто-напросто постановило, что все лица, занимающие церковные должности, должны принести клятву верности Гражданскому уложению и что отказавшиеся от этого будут лишены сана.

В результате церковь разделилась. Теоретически отказывавшиеся принять присягу не должны были нести никакого другого наказания, кроме потери должности. На основании собственной декларации Собрания о правах человека они не могли быть лишены свободы совести, а все прихожане, которые хотели сохранить их своими священниками, были вольны это делать, с той лишь существенной разницей, что священники, давшие клятву, будут пользоваться поддержкой государства, а отказавшиеся дать клятву - поддержкой только своих последователей. На практике же отказавшихся принести присягу вскоре стали преследовать - не за их религиозные убеждения, а по подозрению в контрреволюционной деятельности.

Тем временем революционные движения набирали силу и в других частях Европы. Прежние попытки революционных выступлений в Нидерландах и Швейцарии потерпели неудачу, но монархи и знать боялись, что французская революция распространится и на другие страны. Это в свою очередь подтолкнуло французских революционеров к более крайним мерам. В 1791 году Национальное учредительное собрание сменилось Законодательным собранием, в котором умеренных голосов было гораздо меньше. Полгода спустя Франция вступила в войну с Австрией и Пруссией, и с этого времени началась долгая серия вооруженных конфликтов, не прекращавшихся вплоть до конца наполеоновских войн в 1815 году. Когда военная удача от Франции отвернулась, Собрание обратило свой гнев на короля, который явно симпатизировал иностранным монархам и аристократам. Наконец в битве при Вальми французам удалось остановить противника. На следующий день Законодательное собрание сменилось Национальным Конвентом, который на своем первом заседании отменил монархию и провозгласил республику. Четыре месяца спустя короля обвинили в государственной измене, судили, признали виновным и казнили. Но это не решило стоявшие перед страной проблемы. Французская промышленность, которой заправляла буржуазия, испытывала дополнительную нагрузку из-за войны и внутренних беспорядков, вследствие чего городская беднота влачила жалкое существование. Не лучше было положение и в деревне. Крестьяне в Вандее подняли восстание. Нарастала опасность иностранного вторжения. Все это привело к волне террора, когда в контрреволюционных чувствах подозревали каждого, и большинство ведущих деятелей революции один за другим сложили голову на гильотине.

Это сопровождалось сильным противодействием христианству, как католическому, так и протестантскому. Лидеры революции считали себя провозвестниками новой эры - эры науки и разума, которые преодолеют предрассудки и религиозную веру, представляющие собой не что иное, как результат человеческого невежества. Зарождалась новая эпоха, поэтому следовало отказаться от ни на чем не основанных верований и предрассудков прошлого. Им Французская революция противопоставила свою собственную религию, названную сначала "Культом разума", а затем "Культом высшего существа". К тому времени "Гражданское устройство духовенства" было предано забвению, ибо революция не желала иметь ничего общего с церковью. Даже календарь заменили более "разумным", в котором недели состояли из десяти дней, а месяцы получили названия, отражающие природные особенности времен года, - "термидор", "жерминаль", "фрюктидор" и так далее. Вместо религиозных праздников вводились особые церемонии, первой из которых стал торжественный перенос останков Вольтера в Пантеон Республики. Затем начали строить храмы разума, и был составлен официальный список святых, в который вошли Иисус, Сократ, Марк Аврелий и Руссо. Предписывались обряды для бракосочетания, для посвящения детей Свободе и для похорон.

Все это могло бы показаться просто смешным, если бы за этим не стояли потоки крови и страдания. Создатели новой религии были невероятно щедры в своей жестокости - гильотина не простаивала. Формально христианские службы были разрешены, но любого священника, отказывающегося присягнуть перед алтарем Свободы, могли обвинить в контрреволюционной деятельности и отправить на гильотину. Казнено было от двух до пяти тысяч священников, а также несколько десятков монахинь и бесчисленное множество мирян. Многие другие умерли в тюрьмах. В конце уже не проводилось различия между присягнувшими на верность "Гражданскому устройству", теми, кто отказался сделать это, и протестантами. Здесь следует отметить, что французский протестантизм - в прошлом "церковь пустыни" - оказался неготовым к испытанию и не смог противостоять ему с таким же мужеством, как католики. В 1795 году волна террора спала, однако официальная политика правительства продолжала оставаться антихристианской. Военные победы французов в Швейцарии, Италии и Нидерландах способствовали распространению той же политики и на эти территории. В 1798 году французы вторглись в папские земли и арестовали Пия VI, которого отправили во Францию.

В ноябре 1799 года хозяином Франции стал Наполеон Бонапарт, завоевавший с некоторых пор сильные позиции в армии. За несколько месяцев до этого во французском плену умер Пий VI. Но Наполеон был убежден, что разумному политику следует достичь примирения с католической церковью на определенных условиях, и поэтому начал переговоры с новым папой. Существует предание (не имеющее под собой, по-видимому, достаточных оснований), что Наполеон направил папе письмо, в котором выражал желание "принести ему в дар сорок миллионов французов". В 1801 году папский престол и французское правительство заключили конкордат, предусматривавший такой порядок назначения епископов и других прелатов, при котором соблюдались бы интересы как церкви, так и государства. Три года спустя Наполеон решил, что титул "первого консула" для него недостаточен, и стал "императором", коронованным на церемонии Пием VII. К тому времени он установил религиозную свободу и для протестантов. Удивительно, но все эти перипетии привели лишь к усилению власти папы над французской церковью. Раньше французские короли и епископы настаивали на своих "галликанских свободах", не допуская прямого вмешательства папы в дела французской церкви. Теперь же император предоставил папе более широкие полномочия во внутренних делах французской церкви при условии, что папские решения не будут вступать в противоречие с политикой императора.

Но это соглашение действовало недолго, так как исполнению амбициозных планов императора мешала твердая позиция папы. В результате на земли Пия VII вновь вторглись французы, взявшие его в плен. Но даже в плену папа сохранял твердость и отказывался санкционировать действия Наполеона, в частности осуждал его развод с Жозефиной. Пий оставался пленником вплоть до падения Наполеона, после чего вернулся в Рим. Там он объявил о всеобщей амнистии всех своих противников и ходатайствовал за Наполеона перед победителями-англичанами.

obshi-usloviya-prilagat-se-vv-vsichki-instancii-sdebnite-zasedaniya-bivat.html
obshie-cherti-geologicheskogo-stroeniya-i-osnovnie-etapi-razvitiya-prirodi-rf-i-sbz.html
obshie-dannie-o-zemledelcheskom-proizvodstve-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
obshie-ekspluatacionnie-trebovaniya-utverzhden-o.html
obshie-gumanitarnie-i-socialno-ekonomicheskie-disciplini-stranica-2.html
obshie-harakteristiki-nejrosetej.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/leonid-solovev-ivan-nikulin-russkij-matros-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-a-suhomlinskij-obshaya-harakteristika-uchrezhdeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroki-6-14-zadanie-na-dom-napisat-sochinenie-na-temu-moe-lyubimoe-mesto-na-zemle.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znachenie-os-plan-lekcii-ponyatiya-kompyuternoj-sistemi-vnutrennie-ustrojstva-sistemnogo-bloka-materinskaya-plata.html
  • studies.bystrickaya.ru/1896-pervie-kinematograficheskie-seansi-dlya-shkol-v-peterburge-moskve-i-v-nekotorih-drugih-rossijskih-gorodah-1908.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teorema-soddi-razvitie-interesa-uchashihsya-k-matematike-cherez-esteticheskij-potencial-istoricheskih-zadach-i-teorem.html
  • reading.bystrickaya.ru/kruz-andrej-ya-edu-domojtom-2oj-ot-03032010.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-shkola-abiturienta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-pyatayaetapi-solnechnogo-glagolaiihaldejskij-mag-vo-vremena-proroka-daniila.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhimoe-kataloga-gosti-soderzhimoe-kataloga-gostiakkumulyatori-elektronnaya-biblioteka-energetika.html
  • books.bystrickaya.ru/biznes-planirovanie-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/1-koleso-vechnosti-besedi-ob-iskusstve-prevrasheniya-zhemchuga-v-almaz.html
  • reading.bystrickaya.ru/kognitivnaya-model-povishennoj-trevozhnosti-psihoterapii.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-edinstvo-muzikalnogo-proizvedeniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hozyajstvennaya-deyatelnost-4-sports-ru-novosti-sajta-21-10-2009-4-yurij-isaev-budu-rad-esli-ryad-igrokov-ushedshih-iz-dinamo-vernetsya-v-komandu-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/standart-isdn-izveshenie-o-stoimosti-razgovora-rukovodstvo-po-programmirovaniyu-opisanie-funkcij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/punkt-14-povestki-dnya-informirovanie-obshestvennosti-i-ee-uchastie-punkt-1-stati-23.html
  • letter.bystrickaya.ru/nabor-energii-unikalnoe-prakticheskoe-posobie-po-uskorennomu-uvelicheniyu-rosta-v-lyubom-vozraste-4-pohudet-ne.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/put-ekscentrikov-b-goldovskij-rezhisserskoe-iskusstvo-teatra-kukol-rossii-hh-veka-ocherki-istorii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/versii-i-planirovanie-rassledovaniya-prestuplenij-chast-5.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-razlichnih-ssilok-v-odnoj-nauchnoj-rabote-nedopustimo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zulfugarzade-te-armiya-kak-model-gosudarstvennogo-ustrojstva-analiticheskoe-issledovanie-m-tvorcheskaya-laboratoriya-endryu-avers-1999-31-s-194-pl.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-termini-i-opredeleniya-federalnij-centr-gigieni-i-epidemiologii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-planirovanie-privatizacii-gosudarstvennogo-kommentarij-k-federalnomu-zakonu.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-i-kachestvo-praktiki-po-vsem-realizuemim-obrazovatelnim-programmam-sootvetstvuyut-trebovaniyam-gosudarstvennih-standartov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uf-tehnologiya-ne-roskosh-a-sredstvo-progressivnoj-pechati.html
  • essay.bystrickaya.ru/dome-na-predposlednej-stancii-vstretiv-tovarisha-denisov-vipil-s-nim-tri-butilki-vina-i-podezzhaya-k-moskve-nesmotrya-na-uhabi-dorogi-ne-prosipalsya-lezha-na-stranica-15.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avariya-na-tallinskom-unesla-vosem-zhiznej-internet-resurs-allnwru-29122011.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-03-buhgalterskij-uchet-stranica-7.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pogoreli-na-komissii-novie-izvestiya-andrej-dolgih-10072008-tv-6-radio-rossii-vesti-09-07-2008-borisov.html
  • writing.bystrickaya.ru/i-nakonec-jogicheskoe-sosredotochenie-opredelenie-kazhdogo-iz-klassicheskaya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-svidetel-gitler-osnovano-na-izdanii-o-suvorov-krasotki-kabare-m-roman-gazeta-5-2004-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-teme-dissertacionnogo-issledovaniya-avtorom-opublikovani-sleduyushie-raboti-globalizaciya-prava.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-treninga-3-spisok-uchastnikov-treninga-dlya-yuristov-5-stranica-10.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopustimoe-summarnoe-za-smenu-vremya-dejstviya-lokalnoj-vibracii-rukovodstvo-po-gigienicheskoj-ocenke-faktorov-rabochej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.