.RU

О послушании и непослушании - «Стандартный»


^ О послушании и непослушании
Жития многих святых дают материал для размышления на тему «О непослушании Богу». Бог никогда ни к чему не принуждает человека. Как часто Христос говорил: «Если хочешь». В Священном Писании и в житиях святых описывается много случаев, когда Бог говорит святому: «Надо сделать так-то», а святой не отвечает по-монашески «благословите», а начинает спорить и противоречить. Так поступали праотец Авраам, пророки Моисей, Илия, Иона, Богородица, апостолы Петр, Павел, Анания и другие. Святые могли уговорить Бога изменить Свое решение. «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 32-33), «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).

Богу не нужны послушные роботы, зомби, Он прислушивается к желаниям человека. «Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися» (Пс. 37, 9). «Благослови, душе моя, Господа… исцeляющаго вся недуги твоя… вeнчающаго тя милостию и щедротами… исполняющаго во благих желание твое» (Пс. 102, 1-5).

Теперь рассмотрим для примера Таинство брака. Оно входит в число семи Таинств церковных, т. е. стоит в одном ряду с крещением, миропомазанием, Причащением, священством, елеосвящением и покаянием. Брак установлен Самим Богом еще при сотворении человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 27-28). «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). Нет воли Божией на развод: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6; Мк. 10, 9). Однако Моисей (по жестокосердию людей) позволил разводиться (Мф. 19, 8). И Церковь допускает развод (ВОПРЕКИ воле Божией), как снисхождение к немощам человеческим, чтобы не случилось чего хуже. Венчают и разводят даже по нескольку раз.

О монашестве же нет никакой заповеди Божией, есть только мягкое пожелание «кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12), и постриг это только обряд (как освящение квартиры). Поэтому не должно быть сомнений в возможности его отмены. Монашество - это не система «гарпун» (раз попался – назад дороги нет), такое бывает только в сектах, но Бог считается с желаниями человека. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Бог хочет, чтобы Ему служили добровольно, а не по принуждению. Один из известных случаев был в 19 веке: Синод разрешил оставить монашество и венчаться профессору Духовной Академии архимандриту Феодору Бухареву (1824-1871)212.

Бывали случаи, когда св. отцы спорили и не могли договориться друг с другом по важным каноническим вопросам, но спасались и те и другие. Как же сейчас некоторые верхогляды утверждают, что надо «тянуть лямку» монашества во что бы это ни стало, если это во вред душе и противно природе человека! Пусть экспериментируют на себе! Обычно такие верхогляды мыслят стандартными шаблонами типа «взялся за гуж...». Представьте ситуацию: случилось кому-то надорвать поясницу (поднятием чрезмерной тяжести), а «умники» ему наперебой советуют: «тяни лямку до самого конца» или «взялся за гуж...». Если он оставит свою непосильную ношу, то отлежавшись и подлечившись, еще сможет восстановить работоспособность, а если послушает «умников», то не только ношу не донесет, но и станет навсегда калекой.
^ Искажение Истины
Западная цивилизация, исказившая христианство, навязывает человеку потребность во внешнем авторитете, потребность ощущать себя собственником неопровержимой истины, даже если за нее приходится платить подчинением идолу "непогрешимости". Протестантизм таким внешним авторитетом называет исключительно Писание (sola Scriptura), а римокатолики выдвинули положение о двух источниках христианской истины: Священном Писании и Священном Предании213. или Писание, объединенное с Преданием, речь в обоих случаях идет об источнике или источниках, откуда отдельный человек черпает "объективную истину". При этом неважно, идет ли речь об авторитете сверхъестественного откровения или естественных наук, о боговдохновенности текстов Писания или трудов Маркса и других идеологов, о "непогрешимости" Ватикана, Москвы или любого другого "престола". История западного человека уподобляется диалектике покорности и бунта, в которой бунт означает каждый раз лишь смену авторитета и, следовательно, смену верховной власти, в то время как конечная цель всегда остается прежней: индивидуальная уверенность в обладании истиной.

Жизнь и практика единой Церкви и ее исторического продолжения в богословии и духовности Православия не знают ни одного, ни двух источников непогрешимого авторитета214. Не следует понимать это так, что они принижают или недооценивают значение и ценность Священного Писания и Священного Предания. Просто Православная Церковь не отделяет истину от ее воплощения и опытного переживания, от реализации жизни "согласно истине". Прежде всяких формулировок истина есть факт: историческое воплощение тринитарного образа "истинной жизни", тело Христово, Церковь. Жизненный факт, конституирующий Церковь, предшествует и Писанию, и Преданию, как Богочеловечество Христа предшествует Его учению. Не будь Христос реальной жизненной ипостасью, евангельское слово осталось бы просто моральным учением, возможно, замечательным, но неспособным избавить род людской от смерти.

Писание и Предание выражают Божественную истину и данное людям Откровение, но не исчерпывают его. Слова "истина" и "откровение" не означают в понимании Православной Церкви некоего "дополнения" к нашему знанию, в котором сообщалось бы нечто, недоступное привычным для нас методам познания. Это не "параграфы веры", которые мы должны принимать априори, так как они даны нам "сверхъестественным" путем и поэтому никому не позволено их оспаривать. Церковь соотносит истину и Откровение не с человеческим знанием, но с Богом - то есть с Тем, Кто открывает Себя людям как "истинная жизнь".

Таким образом, мы приобщаемся к истине и Откровению не просто через чтение Священного Писания и "символических" текстов Предания, но находим подтверждение этим текстам в нашей причастности церковному образу бытия, на пути к осуществлению жизни согласно троичной модели. Мы преобразуем индивидуальный подход к текстам в акт единения в истине - той истине, которую они нам возвещают. Вне этого единения, вне церковного образа бытия нет ни истины, ни Откровения; есть лишь религиозное знание - не лучшее и не худшее, чем любой другой вид знания. Но чтобы познать слово Священного Писания, необходимо обратиться к его воплощению в Церкви - теле Христовом, к его бытованию у святых и у наших духовных отцов, "порождающих" нас в лоне соборной церковной жизни.

Соборы сформулировали определения, пределы церковной истины, то есть ее границы, или контуры. Истина, однако, не исчерпывается формулировкой, ибо представляет собой не теоретическую "систему" и не "трансцендентную идеологию", но должна быть пережита и экзистенциально реализована в жизненной динамике Евхаристической общины.

Если же на соборе отдельные епископы или все собрание в целом высказывает взгляды и принимает решения, расходящиеся с евхаристическим опытом, такой собор объявляется ложным, а епископы подлежат низложению, так как судьей и хранителем церковной истины является, в конечном счете, народ - носитель евхаристического опыта "истинной жизни". История знает случаи, когда собор, созываемый в качестве вселенского и претендующий на универсальную значимость для всего христианского мира, отвергался народом и получал наименование "разбойничьего" или псевдособора. В то же время другие Соборы, гораздо менее претенциозные по своим целям, были признаны Вселенскими, ибо выраженная и сформулированная ими истина носила подлинно вселенский, кафолический характер.

Эти исторические факты: отрицание всякого возведенного в ранг закона авторитета и всякого непогрешимого властного начала в Церкви – остаются совершенно непонятными и труднообъяснимыми сегодня, когда вся наша цивилизация - наш образ жизни – предполагает подчинение заранее данной непогрешимости законов, идеологий, структур и программ, а также отстранение народа от управления в важнейших для его жизни областях.

Эта авторитарная цивилизация – порождение западноевропейского средневековья. Именно тогда начал набирать силу и достиг кульминации с окончательным отколом Запада от Востока (1054) процесс отделения истины Церкви от события Евхаристии и совокупного опыта церковного народа. Истина была отсечена от живого опыта и превратилась в абстрактное учение, в непреложную "догму", а носителем догмы стал институт священников, клир. Событие Церкви подверглось отождествлению с иерархией клириков, с административной организацией духовенства и превратилось во властную структуру, в конечном счете - в государство. Таким образом, для христианского Запада представляется немыслимым Вселенский Собор епископов, подлежащий утверждению и принятию всем церковным народом, так как для западного исторического сознания, а также умственного и душевного склада истина связана с властью, с "объективным" и "законным" насилием, перед которым народ склоняет голову и подчиняется - или же против которого восстает и сметает власть предержащих.

Многовековая религиозная традиция сформулировала эти интеллектуальные и психологические особенности западных христиан, выработала у них безусловную потребность в некоем объективном авторитете для определения истины - потребность в непогрешимой кафедре или богодухновенном Писании, призванных служить психологическим гарантом индивидуального обладания истиной. Это и привело западное христианство к трагической диалектике подчинения и бунта, рабской покорности и революционного восстания, наложившей печать на всю новейшую европейскую историю.

Однако, согласно традиции единой христианской Церкви и ее исторического продолжения в Православии, истина веры не может быть отождествлена с "непогрешимыми" институтами и структурами власти, не потеряв при этом самой своей сущности. Дело в том, что авторитет и власть дают нам "объективную" уверенность в обладании истиной, и поэтому воздвигают своего рода крепость вокруг человека, не давая ему вырваться из плена греха и отделяя его от церковного образа бытия. Самоутверждение индивидуальности нашего "я" тем полнее и "непроницаемее", чем непосредственнее сращиваются авторитет и "непогрешимость" с институтами и иерархическими структурами Церкви.

Традиция единой Церкви и Православия воспринимает истину веры как событие Евхаристии: преображение индивидуального выживания в жизнь, которая есть разделенный всеми дар любви и самоотдачи; в отказ от эгоизма - ради того, чтобы обрести источник нашего бытия и личностной неповторимости в том факте, что мы любим и любимы. Мы должны потерять, чтобы сберечь, по словам Евангелия, – потерять нашу душу (Лк. 9, 24). Истина Церкви в том, чтобы "потерять" всякую самоуверенность и самодовольство, преходящие по своей сути, - потерять ради обретения жизни в ее непрерывном осуществлении, в деянии, совершаемом в свободе. Подменяя динамику жизненного свершения окаменевшими институтами с их подавляющей внутренней неподвижностью, мы добровольно меняем жизнь на смерть, истину – на иллюзию или ошибку.


na-urokah-geografii-cherez-ispolzovanie.html
na-urokah-himii-biologii-i-geografii.html
na-urokah-inostrannogo-yazika.html
na-urokah-izucheniya-grammatiki.html
na-urokah-matematiki-4.html
na-urokah-obucheniya-gramote-v-nachalnih-klassah.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-setevaya-bezopasnost-plan-zashiti.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-rabota-tema-ideya-teksta-a27-a29-rabochaya-programma-knyazevoj-lyudmili-viktorovni-visshaya-kvalifikacionnaya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-kvalifikacionnie-harakteristiki-dolzhnostej-rabotnikov-zanyatih-v-nauchno-issledovatelskih-uchrezhdeniyah-konstruktorskih-tehnologicheskih-proektnih-i-iziskatelskih-organizaciyah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnie-lgoti-garantii-informacionnij-byulleten-profsoyuza-385-2008-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xiv-knigam-naipache-zhe-takim-kotorie-po-svoemu-blagorodstvu-ne-unizhayutsya-do.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-filosofiya-na-temu-vozniknovenie-i-razvitie-filosofii-marksizma.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/westminster-management-opit-raboti-zapadnih-bankov-po-ipotechnomu-kreditovaniyu.html
  • credit.bystrickaya.ru/pereraspredelencheskie-funkcii-kradin-n-n-politicheskaya-antropologiya-m-2004-predislovie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-ekonomicheskogo-suda-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-k-merton-g-v-osipov-otvetstvennij-redaktor-akademik-ran-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-ucheta-osnovnih-sredstv-v-oao-kazenergokabel.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemeckaya-literatura-predlagaemoe-posobie-yavlyaetsya-vtoroj-chastyu-uchebnogo-posobiya-istoriya-zarubezhnoj-literaturi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-attestacionnoj-raboti-sovershenstvovanie-upravleniya-zatratami.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvetnaya-reakciya-na-konstrukcii-s-glagolom-should-v-sovremennom-anglijskom-yazike.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyavlen-sostav-sbornoj-rossii-na-chempionat-mira-v-turine-rossijskij-sport-v-inostrannih-smi-po-materialam-sajtov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poslednyaya-poezdka-chto-dvizhet-chelovechestvom-dobrodetel-dobrota-ne-slishkom-cenitsya-chelovechestvom-mnogih-li-pravitelej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-uchebno-metodicheskoe-posobie-saratov-2009-udk-51072-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/svodnij-grafik-dopolnitelnih-rabot-9-i-11-klassa-ii-polugodie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-razrabotchik-stranica-9.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-teoriya-pogreshnostej-vichislitelnie-algoritmi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-primenenie-integrirovannih.html
  • studies.bystrickaya.ru/korund-chast-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhobani-tr-zhobani-tr.html
  • grade.bystrickaya.ru/nepremenno-najdetsya-hotya-bi-odin-slushatel-kotorij-otkliknetsya-kak-neuzheli-i-vi-tozhe-ya-to-dumal-ya-odin-takoj-sejchas-ya-hochu-rasskazat-istoriyu-svoego-stranica-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otyochnaya-bolezn-porosyat-kolienterotoksemiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/u-r-o-k-3-i-perepishite-i-pismenno-perevedite-predlozheniya-na-russkij-yazik-obrashaya-vnimanie-na-chislo-sushestvitelnih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/periodicheskij-zakon-di-mendeleeva.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-pari-zanyatij-raspisanie-zanyatij-na-4-modul-2010-2011-uch-goda-04-30-06-131.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-15-kontroliruemie-parametri-ahmanov-m-a-91-nastolnaya-kniga-diabetika.html
  • composition.bystrickaya.ru/opoveshenie-o-chrezvichajnih-situaciyah-signali-opovesheniya-go-i-dejstvie-naseleniya-po-nim.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teoriya-optimalnogo-priema-signalov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sidi-menedzhment-naznachen-novij-upravlyayushij-voronezhskogo-regionalnogo-otdeleniya-fss.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcii-dlya-internov-i-ordinatorov-po-fundamentalnoj-podgotovke-i-smezhnim-specialnostyam-na-pervoe-polugodie-2007-2008-uchebnogo-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-istorii-kafedri-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • studies.bystrickaya.ru/epizootologiya-chast-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-bipolyarnie-i-polevie-tranzistori-cel-raboti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.