.RU

О ТАЛАНТЛИВОМ ПЕРМЯКЕ - «Человек вечно живёт в тумане»


^ О ТАЛАНТЛИВОМ ПЕРМЯКЕ

Я почти пятьдесят лет живу в Петербурге, однако родина – Урал – постоянно тянет к себе. Земляков пермяков я узнаю на улице по характерному говору, подхожу, знакомлюсь, приглашаю в гости.

А уж как горжусь известными людьми, когда узнаю, что они из родной Перми… Вот популярный в своё время артист кино Емельянов. После войны он жил вПерми, с его сыном я учился в школе. Емельянова переманили в Москву, в театр им Ермоловой. Пригласили в кино играть роль Дзержинского, потом Макаренко в «Педагогической поэме». Играл он блестяще, но «киношной» популярности коснулся лишь в конце жизни.

Знаменитая балерина Надя Павлова. После окончания Пермского хореографического училища произвела фурор в Большом театре. Я следил за каждым её выступлением. Она даже не успела потанцевать в Перми, её сразу пригласили в Москву. Правда, её карьера сложилась не слишком удачно, периферийную девочку быстро оттеснили с главных ролей. Интриги оказались сильнее таланта, но к искусству это отношения не имеет.

И вот ещё один знаменитый пермяк – Георгий Бурков. Кто не помнит четырёх весёлых пьяниц из «Иронии судьбы или с лёгким паром» Эльдара Рязанова? Самым смешным и болтливым из них был Жора Бурков. «Я всё помню, - говорит он по роли, - потому что никогда не пьянею». И потому отправил не того, кого нужно, в Ленинград.

Артисту очень хотелось не в кино, а в жизни не пьянеть, но, увы, если начал пить – это неизбежно.

Драма моего земляка, талантливого артиста, была именно в этом – он пил. С юности он вёл дневник, который отразил все этапы его взлёта и падения. Бурков страдал от невозможности бросить, мучился, стыдил себя, не раз давал обещания «никогда большое!», но, в конце концов, вынужден был написать в дневнике: «Прошу мою жизнь считать недействительной».

Страшные слова, жуткий итог человека, которому от природы дано было не мало, но который не оправдал собственных надежд.

Рос он типичным дворовым мальчишкой. Примерно таким же, как и автор этого очерка – двойки в школе, зимой коньки, привязанные к валенкам и самодельные лыжи, летом купание на Каме и детский отдел городской библиотеки: Майн Рид, Жуль Верн, Джек Лондон. Мальчик носил очки и здорово шепелявил. Внешних данных стать артистом не было никаких, но честолюбивое желание горело в душе с отрочества. Зажглось оно во время войны, когда все мы, школьники, выступали в госпиталях перед ранеными. Я пел в хоре, рассказывал патриотические стихи, но ужасно этого стеснялся. Жора же, наоборот, выступал с упоением. Горячие аплодисменты раненых были ему наградой. Худенький очкастый мальчишка вкладывал всю свою страсть в образы глупых немецких солдат, в песенки о них и наивные интермедии. Он жил на сцене, рос на сцене, преображался. Позже стал ходить в драмкружок при доме культуры, а когда ему исполнилось семнадцать лет, записал в дневнике: «Летом поеду в Москву. Хочу схватиться с Богами. Кажется, уже пора».

Из-за жуткой шепелявости его отвергли, не дав даже дочитать вступительного монолога. Вернулся домой разочарованным, решил поступать в университет на юридический факультет. И даже поступил, но не проучившись и полгода – бросил. Понял, что это дело не для него. Он уехал из дома в районный город Березняки и там поступил-таки в драматический театр. Видимо, проявил себя на сцене не плохо, так как через год его пригласили в труппу пермского, то есть областного, театра.

Но Жора мечтал о Москве. На гастроли в Пермь однажды приехал московский театр им.Станиславского. Бурков не пропустил ни одного спектакля. В конце их гастролей написал директору театра письмо с просьбой принять его в столичную труппу. Он, конечно, не верил в успех и с тоски стал прикладываться к рюмке. Но через три месяца вдруг его пригласили работу в Москву.

Он летел словно на крыльях, получил общежитие и две, три эпизоотические роли. Работал с энтузиазмом, но Москва не спешила делать из периферийного актёра знаменитость. Шло время, а Жора оставался на ролях «кушать подано». На роль первого любовника он не подходил из-за внешности, а на характерные роли и своих артистов в театре хватало. Первая получка почти вся ушла на водку. Однажды надо было в пьесе кого-то заменить. Прибежали в общежитие и нашли Буркова в невменяемом состоянии. На другой день он явился в театр опухшим, с синяком под глазом. Его хотели уволить, но оставили с условием, что месяц он будет работать без оплаты. На что человек станет жить – это никого не интересовало.

Выручила, как в таких случаях часто бывает, женщина. В коридоре театра Жора встретил актрису Татьяну Бухарову, которая талантом не блистала и тоже была на вторых ролях. Столичного нахальства у неё, как и у Жоры, не было, так что они ощущали себя товарищами по несчастью. Бурков был весьма эрудированным человеком, но этого никто не замечал. Понимала его только Таня. «Я изворотлив, - записал он в дневнике, - моя цель продержаться. Они – динозавры, они – вымрут». Георгий держался, возвращение в Пермь считал позорным поражением. Ему в то время шёл тридцать первый год, за спектакль платили один рубль пятьдесят копеек.

С Татьяной они решили пожениться. Для него это было почти победой, потому что в отношении с женщинами Жора всегда был робок. Только жажда актёрской славы не угасала. Таня поила его шоколадным молоком, которое он любил и относилась к нему по-матерински. Она была старше Жоры на тринадцать лет. Лия Ахиджакова, тогда ещё не знаменитая подруга Тани, очень удивилась, когда узнала, что Таня выходит замуж за Буркова. Его мать, увидев невесту, тоже не одобрила этот брак. «Она же даже не родит» - причитала мама.

Словом, всё складывалось против этого брака. Направляясь в загс, Жора не выдержал и напился. На роспись в книге у него сил хватило, но при возвращении домой он завалился носом в клумбу у самого театрального общежития. Это произошло 25 июля 1965 года. Обиженная Татьяна скомкала свидетельство о браке и убежала, Жора же, как ни в чём ни бывало, продолжал праздновать женитьбу с друзьями-собутыльниками.

Через два часа Таня, которой некуда было идти, вернулась. «О, жена моя пришла», - невозмутимо изрёк пьяный супруг. Свою свадьбу Таня запомнила на всю жизнь.

Дневник, на который Бурков смотрел, как на спасение, он продолжал писать. «Никто меня не понимает, все заняты собой, - писал он о коллегах, - но Танечка моя – космос. Я спокоен только тогда, когда она со мной».

Из общежития молодожёнов выселили. Через год у них родилась дочь Маша. Супруги скитались по квартирам, иногда денег не было даже на транспорт. Тогда Бурков шёл в театр через весь город пешком.

Известность пришла неожиданно. Его заметил Эльдар Рязанов и пригласил сняться в фильме «Зигзаг удачи». В день после премьеры Жора проснулся знаменитым. Это произошло потому, что в шестидесятые годы понадобилось новое поколение артистов. В кино пришли простые, «не киношные» парни и девушки. Они, казалось, даже не играли, просто жили естественной советской жизнью со всеми её нелепостями и проблемами. Эти артисты были такими же, как мы, зрители, и этим подкупали публику.

Инна Чурикова, Татьяна Яковлева, Крамаров, Ефремов, Шукшин, тот же Бурков – вот герои фильмов тех лет.

В театре продолжали считать Жору «спившимся интеллектуалом», но для всей страны он стал остроумным, смешным чудаком, необыкновенно талантливым и привлекательным. Тайные мысли о политике Бурков доверял дневнику: «Легкость, с которой мы входим в чужие страны, поражает, - записал он по поводу ввода наших войск в Чехословакию, - мы – профессиональные агрессоры».

В 1969 году Олег Ефремов пригласил Жору в «Современник», слава о котором катилась по стране. Чтобы попасть на любой спектакль, люди стояли за билетами ночами. Но Буркова ввели во второй состав, чем Георгий был очень недоволен. «Мне тридцать семь лет, - писал он, - я готов играть Гамлета, Мефистофеля и отвечаю за гениальность исполнения».

Увы, Гамлета играл Высоцкий, Жоре таких ролей не предлагали. Но в кино дело шло хорошо. В фильме Шукшина «Печки-лавочки» он снова сыграл прекрасно. Пришла осязаемая слава, Бурков, наконец, получил квартиру на Фрунзенской набережной. Когда дела шли хорошо, Жора балагурил на съемочной площадке, смешил окружающих, рассказывал забавные байки, сыпал прибаутками. Георгий словно возмещал весельем свои театральные неудачи.

«Мчусь по дороге тщеславия. Впереди ласки правительства, но мешает юмор и водка», - записал он в дневнике. Простецкая внешность привлекала к нему всех уличных забулдыг. Жору постоянно угощали и он не умел отказывать. Подлинная сущность Буркова, тонкая душа и чуткий интеллект, была известна только дневнику. «У меня другой счет – древние философы, Булгаков, Пушкин».

Бурков мечтал о настоящем друге и судьба подарила ему Василия Шукшина. Оба были талантливы, оба с периферии, оба упорно сражались с Москвой за своё место в искусстве. Они быстро нашли общий язык.

После фильма «Печки-лавочки» Василий Макарович пригласил его сыграть в «Калине красной». Буркову досталась роль бандита Губошлёпа. Фильм стал классикой российского кино. Рязанов тоже любил Буркова и говорил о нем: «Он всегда у меня в патронташе». Когда на съемочной площадке был чем-то недоволен, кричал на артистов, Жора ехидно его спрашивал: «Горшок принести?», и этим разряжал обстановку.

Он был уверен, что может играть масштабные роли и «юморил» с горя. Водка делала свое дело, хотя Шукшин предупреждал: «Если пить не бросишь, ко мне не приходи. Я сам из-за водки проклятой чуть дочь не потерял». Но в начале семидесятых годов Бурков был законченным пьяницей. В начале семидесятых годов его положили лечиться от алкоголизма в больницу. «Скоро месяц, как меня лечат» - записал он. Лечение на некоторое время принесло результаты – у Буркова пропало удовольствие от принятия алкоголя. Он был этому рад. Рязанов, видя, что Георгий «завязал», пригласил его, словно для испытания играть пьяницу в свой знаменитый фильм «Ирония судьбы».

С Шукшиным он спорил о жизни до хрипоты. Бурков был начитан, знал основные философские направления и в спорах о вечном опирался на древних. Шукшин же лучше знал реальную жизнь, приводил живые примеры, умел обобщать и анализировать собственные ошибки. Они много говорили о семье, о воспитании детей. Шукшин осуждал друга за разлад в душе, за неистребимую тягу к зелью, за страдания, которые он приносил жене и дочке. Курили они оба дешёвые сигареты «Прима». Однажды во время разговора, Шукшин что-то нарисовал на коробке.

- Что это? – спросил Георгий.

- Могила моя, - спокойно ответил друг.

На съемках фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за родину» именно Бурков нашёл Василия Макаровича мёртвым. Отчаяние артиста было безграничным, он ушёл в глубокий запой.

Так или иначе, но картину нужно было заканчивать. Месяц искали артиста, способного заменить Шукшина. Им оказался петербургский актёр Юрий Соловьёв, внешне удивительно похожий на Василия Макаровича. «Когда мне принесли гимнастёрку Шукшина, и мы начали съёмку, - рассказывал он автору очерка, - я быстро вспотел и вдруг почувствовал, что ощущаю чужой острый запах пота. Было чувство, что Василий Макарович оставил мне часть своей живой жизни, а вместе с нею и свою ответственность перед искусством. Я очень старался. Хотелось, чтобы зрители не заметили подмены».

Однако телевизионщики не собирались списывать Георгия Буркова. Он впервые в жизни получил значительную роль – в киносериале играл полковника милиции. Всё шло хорошо, но душевного комфорта не было. Он очень хотел купить машину и купил её, но в дневнике записал: «Я за машину Родину продал».

Наслушавшись рассказов о подлинной жизни милиции, сталкиваясь с нею на дороге, он ещё острее почувствовал фальшь окружающей его советской действительности. «Наша социалистическая жизнь невыносима. Талантлив я не от ума, а от лжи» - констатировал он с горечью.

Георгий с детства впитавший книжные представления о справедливости, постоянно ощущал, что в общем потоке фальши и вранья приходится участвовать и ему, тем более, что окончательно отстать от пьянства он был уже не в состоянии.

Впрочем, однажды любовь к выпивке ему помогла. Когда Буркову уже пришла популярность, в его квартире раздался телефонный звонок.

- Уважаемый Георгий Иванович, вас беспокоит капитан Ковалёв, сотрудник Комитета государственной безопасности. Вы не могли бы в удобное для вас время встретиться со мной?

- А в чём дело?

- Это не телефонный разговор, но дело чрезвычайно важное, можно сказать, государственное.

- Неужели государственные дела стали доверять лицедеям? Забавно. Впрочем, диктуйте адрес, я приду.

Капитан сказал, куда артисту следует явиться, и добавил: «Думаю, вы понимаете – о нашем разговоре никто не должен знать.

- Ну, как же… Я детективы тоже читаю. Можете не сомневаться – могила.

Но мог ли Жора удержать в себе государственную тайну? В тот же вечер он поделился ею с приятелями в пивной.

- И чего от меня кэгэбешникам надо? – недоумевал он.

- Ты, Жорик, элементарных вещей не понимаешь, - объяснили ему приятели, - фаловать будут, вербовать значит.

- Куда вербовать?

- В стукачи. И меня вербовали, и Петьку, и Ивана. Как где поскандалишь и в ментовку попадёшь, так сначала тюрьмой грозят, а потом в стукачи идти предлагают. В сотрудники, то есть . У них так заведено.

Стал Жора соображать, как от этого капитана отделаться и придумал: напился почти в стельку и явился на свидание в райотдел милиции.

- Кто тут капитан Ковалёв? У меня к нему дело государственной важности, - заявил он с порога и для наглядности икнул густым перегаром.

- А ты кто такой? - спросил его дежурный.

- Кино надо смотреть, сержант. Губошлёп я, не узнаёшь? «Калина красная», артист Бурков.

Узнал дежурный артиста и проводил к Ковалёву.

- Ты чо от меня хотел?- изрёк Жора, развалившись в кресле. – Какое у тебя государственное дело? Излагай – ик! – слушаю.

Капитан с ненавистью посмотрел на Жору и поднял трубку.

- Дежурный, проводите товарища артиста к выходу.

- Постой, капитан, мы же ещё не поговорили. Дело-то какое?

- Идите, идите. Не о чем нам с вами говорить.

Дежурный поднял Жору за воротник и на выходе ещё поддал пинком под зад. «Вот что такое настоящий талант», - с гордостью говорил друзьям на съёмочной площадке Бурков. А в дневнике записал: «Не к лучшим временам идём, собираются торговать нами». Он предвидел перестроечные времена.

После смерти друга Бурков мечтал открыть центр культуры имени Шукшина. Ему пришлось столкнуться с потоком бюрократических отговорок и отписок, но в конце восьмидесятых годов этот центр всё же был открыт. Когда в стране появились «новые русские», Бурков записал: «Мы живём в чужой стране. Нашу родину оккупировали коммунисты. Беда, что это не враги, а свои, в этом секрет их успеха».

В 1980 году у Буркова произошёл первый инфаркт. С тех пор он стал бояться смерти. Жора вспомнил, что когда-то цыганка нагадала ему умереть в пятьдесят пять лет. Бурков с ужасом жил весь этот год, и вздохнул свободно только, когда роковой год миновал. Прошли успешные съёмки фильма Рязанова «Гараж». В конце девяностых годов Рязанов предложил ему играть главную роль в фильме «Небеса обетованные», но этому было не суждено стать. Во время съёмок Жора вдруг упал. Врачи «Скорой помощи» решили, что у него второй инфаркт и положили Буркова в больницу. Состояние актёра было довольно стабильное, но на шестой день он вдруг стал задыхаться. Вызвали хирурга, который пришёл только через шесть часов.

- Держись Жора, - шептала ему жена.

- Продержусь, сколько смогу, - с трудом ответил Бурков, но через пятнадцать минут умер. На вскрытие был обнаружен тромб в лёгочной артерии.

Через два года его дочь Маша родила внука, которого назвали Жорой.

Что автору сказать в заключение? Горько. Очень жалко земляка. Но это типичная советская история. Разглядеть вовремя талант, поддержать его, под силу лишь столь же талантливому человеку. Поэтому испокон веку на Руси спиваются и гибнут тысячи неординарных личностей. И это, видимо, неистребимо.


novejshij-filosofskij-slovar.html
novella-o-reformirovanii-v-rossii-predislovie.html
novgorod-derzhati-v-starine-po-poshline-poshlina-razvitie-finansovoj-sistemi-mestnogo-upravleniya-kievskoj-rusi.html
novgorod-sofijskij-sobor-rekonstrukciya-zapadnogo-fasada-po-g-m-shtenderu-p-a-rappoport-zodchestvo-drevnej-rusi.html
novgorodskaya-mitropoliya-i-novgorodenergo-rasshiryayut-sotrudnichestvo-britanskaya-blagotvoritelnaya-organizaciya-plan.html
novgorodskaya-oblast.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kompyuterlk-zheln-negzg-trler-zherglkt-zheller.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-ema-moj-gorod-tematicheskoe-planirovanie-v-raznovozrastnoj-gruppe-detskogo-sada.html
  • control.bystrickaya.ru/departament-agropromishlennogo-kompleksa-oblasti-utverzhden-rasporyazheniem-gubernatora-belgorodskoj-oblasti-ot.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-pediatrii-s-detskimi-infekciyami-i-ftiziatriej.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-informacionnoj-lichnosti-v-bibliotekah-i-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-po-specialnosti-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-i-predpriyatij-stroitelnih-materialov.html
  • letter.bystrickaya.ru/mgasparov-zapisi-i-vipiski-m-nlo-2001-igor-bludilin-averyan.html
  • klass.bystrickaya.ru/65-akmeologicheskoe-soprovozhdenie-politicheskoj-deyatelnosti-i-mesto-v-nem-politicheskogo-konsaltinga.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/48obshestva-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-spravochnik-likvidirovannih-organizacij-dokumenti.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-pavlov-silantij-stepanovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • tests.bystrickaya.ru/lingvistika-psiholingvistika-teoriya-deyatelnosti-programmi-podhodi-koncepcii-31-princip-parallelizma-formi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istochnikovedenie-i-istoriografiya-izuchaemogo-regiona-dlya-napravleniya-41-03-03-vostokovedenie-afrikanistika.html
  • education.bystrickaya.ru/1231-prikaz-minzdrava-i-socrazvitiya-ot-01-oktyabrya-2008-goda-541n.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurgangazkom-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-novih-informacionnih-tehnologij-pri-obuchenii-himii-v-vuze.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-ugolovnij-process-stroitsya-ne-tolko-soglasno-norm-ugolovnogo-i-ugolovno-processualnogo-prava-no-i-s-postavlennimi-pered-nim-zadachami-raskritiya-is.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-ozdorovitelno-reabilitacionnoj-fizicheskoj-kulturi-studentov-specialnih-medicinskih-grupp-v-usloviyah-pedagogicheskogo-vuza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-3-introdukciya-drevesno-kustarnikovih-porod.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-etapi-provedeniya-audita-i-ih-obshaya-harakteristika-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audit.html
  • studies.bystrickaya.ru/biznes-plan-po-proizvodstvu-organizacii-proizvodstva-soevogo-belka-chast-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-18-noyabrya-2008-g-09-30-10-00.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-ispolneniya-obyazannostej-nalogoplatelshika-obosoblennim-podrazdeleniem-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-1-kvartal-2008-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tirazhirovanie.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-chudo-u-cska-ne-hvatilo-volshebstva-30-06-2010-15-03-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sravnitelnoe-pravovedenie-moskva-2007-nastoyashaya-programma-po-kursu-sravnitelnoe-pravovedenie-prednaznachena-dlya-studentov-mp-fakulteta-programma-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-vozniknoveniya-radio-i-radiolokacii-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/selskoe-hozyajstvo-doklad-mera-goroda-gorno-altajska.html
  • books.bystrickaya.ru/duguzhevamho-metodologicheskoj-kulture-prepodavatelej-pravovih-disciplin.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhivie-mertveci-v-dallase.html
  • spur.bystrickaya.ru/mchs-pyatnica-na-bryanshine-budet-vetrenoj-i-vozmozhno-siroj-internet-izdanie-nashbryanskru-29122011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oglavlenie-ne-vam-sudit-moskovskie-novosti-gazeta-moskva-ekaterina-butorina-e-butorinamn-ru24-11-2011-7-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-fpro-federalnaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-fcp-federalnaya-celevaya-programma-cso-centr-sociologii-obrazovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukraina-i-rossiya-edinaya-civilizaciya-v-z-garifullin-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/510-programmnoe-obespechenie-is-obshesistemnoe-i-prikladnoe-otchet-o-vipolnenii-nauchno-issledovatelskoj-opitno-konstruktorskoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-svoboda-vibirat-obraz-zhizni-kulikov-l-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.