.RU

Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов» - Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать»


^ Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Принято считать, что в образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и всё лучшее в русском человеке. Автор пишет, что эта девушка не была красавицей в прямом смысле этого слова, «но … если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Гончаров отмечает, что это сильный и смелый человек, который чувствует себя чужой в своей среде, но это нисколько не мешает ей отстаивать свою позицию. «В редкой девице, - подчёркивает автор, - встретишь такую … естественную простоту взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи…»

Любовь для Ольги Ильинской, в первую очередь, это возможность изменить любимого человека, сделать его лучше, чем он есть на самом деле. И в этом трагедия героини, поскольку она требует от Обломова невозможного: деятельности, энергии и воли. Однако следует отметить, что сама Ольга не готова пожертвовать собой ради любви, как это делает Агафья Пшеницына, например. «Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!» - весьма уверенно говорит она Обломову.

Ольга любит того Обломова, которого создала в своём воображении. Она всё время пытается изменить главного героя, но поняв, что это невозможно, отступает. Ольга говорит Илье Ильичу: «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уже давно умер…» Таким образом, можно говорить о некоторой однобокости любви героини.

Для неё любовь к Обломову была некой миссией, которую предстояло исполнить. Но такое отношение к любимому человеку не могло увенчаться успехом, здесь следует говорить о некотором эгоизме Ольги.

Гончаров прекрасно понимает, что Ильинская и Обломов слишком разные люди и то, что их пути разошлись, весьма закономерно. Ольга выходит замуж за Штольца, но так и не становится счастливой. Её одолевает тоска, ибо даже в браке с деятельным Штольцем не происходит ее духовного роста, как это было во время общения с Обломовым. Ольга страдает от подобного положения, но ничего уже нельзя изменить.

Таким образом, говоря о характере Ольги Ильинской, следует отметить своеобразный эгоизм, который во многом делает ее и ее любовь уязвимой. Героиня становится жертвой собственного желания изменить другого человека. Но это невозможно, и в этом ее трагедия.
^ Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2-3 стихотворений)
Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и бескорыстный характер. И никакая слава не делает поэта по-настоящему любимым, только полная самоотдача любимому делу способна преображать («Быть знаменитым некрасиво»):

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Такова позиция Пастернака в отношении искусства. Он не принимает стремления к славе, известности. Настоящий человек искусства не ищет в творчестве выгоды, у него всё подчиняется внутреннему, духовному миру, который и формирует поэта, делает его создания бесценными.

Ещё одним качеством поэта является, по Пастернаку, «живая душа». Поэт обязан чувствовать, сопереживать и, конечно же, не отступать от истины, стремиться донести её до своих читателей:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Поэзия для Пастернака – это особый процесс, который полностью поглощает, делает и зависимым, и свободным одновременно. Не существует пути к отступлению, а есть только постоянное движение вперёд, которое захватывает всё существо. Поэт несёт огромную ответственность за то, что им создаётся, за свои мысли и чувства («О, знал бы я, что так бывает»):

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют.

Однако поэт должен всегда быть в поиске, в вечном движении и постоянном познавании окружающего мира. Только труд и желание открывать что-то новое делают художника настоящим мастером («Ночь»):

Не спи, не спи, художник,

Не придавайся сну.

Ты – вечности заложник

У времени в плену.

Таким образом, Пастернак видит высокое предназначение поэта и поэзии как искусства. Он считает, что художник не может преследовать какие-нибудь корыстные цели, творчество возможно только ради творчества.
^ Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2-3 стихотворений)
Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте.

Фет строит картину мира, который он видит, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и метель, и звезды. Каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту.

Важной особенностью пейзажной лирики Фета является его умение чувствовать непосредственную близость своей души к миру природы. Поэт не просто описывает бабочку, ее полет, а улавливает ее «дыхание»:

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Лирический герой Фета способен к обостренному восприятию природы, он является частью ее, маленькой песчинкой в большом пространстве:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, -

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась…

Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:

Растут, растут причудливые тени,

В одну сливаясь тень…

Уж позлатил последние ступени

Перебежавший день.

Преобладание глаголов несовершенного вида (растут, позлатил, восходишь, обращаю, смолкает, скользишь, сыплет) создает эффект движения, перехода от дня к ночи: вот садится солнце, и начинают расти «причудливые тени», наступают сумерки, сливая их в «одну тень», вот последние лучи заходящего солнца освещают вершины гор, а на небе светят два светила – солнце и луна. Вскоре последние лучи солнца исчезают («потухли выси гор»), и мир погружается в неподвижность.

Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.

Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…». Важно отметить, что движение создается поэтом при полном отсутствии глаголов:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью. Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.

Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай». Природа у него - это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.

mnozhestvennost-prestuplenij-chast-3.html
mnozhestvennost-prestuplenij-chast-8.html
mnozhestvennost-prestuplenij-v-sovremennom-ugolovnom-prave-chast-3.html
mnozhestvennost-prestuplenij-v-sovremennom-ugolovnom-prave-chast-8.html
mns-ne-vprave-otkazivat-v-otchetnosti-i-ne-v-prave-trebovat-disketi-obzor-zakonodatelstva-za-09-26-11-2004-goda.html
mo-baryatinskij-rajon-babininskij-rajon.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-obespecheniya-trebuemogo-kachestva-poverhnostnogo-sloya-detalej-mashin.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-l-a-v-a-h-h-h-vvedenie-v-prigovori-zvyozd.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-naselennim-punktam-distr.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svarnie-montazhnie-soedineniya-posobie-dlya-inzhenerno-tehnicheskih-rabotnikov-mostostroitelnih-organizacij-predislovie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-odinnadcataya-chetiryohletnij-malchik-po-polyu-bezhit-s-vesyolim-smehom-gde-vidimo-nevidimo-cvetov-cveti-bolshie.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-moskva-2008-razrabotano-metodicheskim-otdelom-cbs-gagarinskaya-priobshenie-k-chteniyu-cherez-znakomstvo-s-bibliotekoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glubina-vlozhennosti-grupp-nastraivaetsya-v-konfiguratore-i-ne-mozhet-previshat-10-urovnej.html
  • college.bystrickaya.ru/2-1-2-izuchenie-deyatelnosti-predpriyatiya-i-gup-drsu-4-na-segodnyashnij-moment.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-realizacii-osnovnih-napravlenij-razvitiya-arhivnogo-dela-v-altajskom-krae-za-2010-god-gosudarstvennoe-regulirovanie-razvitiya-arhivnogo-dela-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-prodlit-zhizn-nyu-jork-15-marta-1924-goda-samonablyudenie-nyu-jork-13-marta-1924-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dostuchatsya-do-vlastej-s-nachala-goda-v-zabajkale-bolee-7-tisyach-zhenshin-vospolzovalis-rodovimi-sertifikatami.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/projdut-veka-k-mestam-svyashennim.html
  • institute.bystrickaya.ru/glagol-estar-otnositsya-k-gruppe-tak-nazivaemih-nepravilnih-glagolov-v-nastoyashem-vremeni-on-spryagaetsya-sleduyushim-obrazom.html
  • school.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-polozheniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-selskohozyajstvennih-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-b-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-prakticheskih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-ekonomika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-19-glava-mestnoe-samoupravlenie-gorodskaya-administraciya-22-sfera-mestnogo-samoupravleniya-22-glava-gorodskoj-administracii-i-gorodskoj-zakonodatelnij-organ-26.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochniki-povisheniya-effektivnosti-zanyatij-v-vuzah-sovremennie-tehnologii-v-obrazovanii-sovremennnie-informacionnie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-g-a-martinovich-kommunikativno-tematicheskoe-pole-evgenij-onegin-po-odnoimennomu-romanu-a-s.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-lichnom-opite-vremya-novostej-sergej-smirnov-19062008-107-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-19-iyunya-2008-g.html
  • books.bystrickaya.ru/cocialnaya-stratifikaciya-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tri-konferencii-vnauchnaya-konferenciya-informacionnie-tehnologii-i-telekommunikacii-v-obrazovanii-i-nauke-it.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-termini-i-ponyatiya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-oleg-platonov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezhim-raboti-mou-karagajskaya-otkritaya-smennaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnogo-processa-v-mdou-ds-zolushka-muravlenko-2010-obshee-rukovodstvo-i-redakciya.html
  • credit.bystrickaya.ru/pishevie-dobavki-uluchshiteli-vkusa-krasiteli-konservanti.html
  • report.bystrickaya.ru/kaliningradskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-kafedra-fizicheskoj-kulturi-zajcev-a-a-fizicheskie-kachestva-cheloveka-lekciya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mnimaya-drevnejshaya-letopis-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-filologicheskogo-fakulteta-specialnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-uslug-dlya-uchastnika-vistavki-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-socialnoj-programmi-shag-v-budushee-respublikanskaya-nauchno-prakticheskaya.html
  • school.bystrickaya.ru/disciplini-profilya-bioekologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-sostoyanii-vospitatelnoj-raboti-v-mou-zavolzhskom-licee-na-31-12-2009-g-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/upravlenie-sistemi-profilaktiki-besprizornosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/religiya-antinauka-cikl-zaduman-avtorom-kak-svoeobraznaya-bibliotechka-filosofskoj-literaturi-po-shirokomu-krugu.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleks-po-kursu-rossijskoe-predprinimatelskoe-pravo-kazan-2007-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.