.RU

Общие методические указания к выполнению контрольных работ по методике начального обучения математике


Общие методические указания к выполнению контрольных работ по методике начального обучения математике



Контрольная работа по методике начального обучения математике включает три задания:

  1. Раскрытие теоретического вопроса по методике начального обучения математике (студент выбирает его из примерной тематики контрольных работ).

  2. Приложение разработки одного развернутого поурочного плана (на русском или чувашском языке).

  3. Описание методики работы над конкретными задачами из школьного учебника математики (над примерами двух простых и двух составных задач).



^ При выполнении контрольной работы необходимо:

  1. Изучить соответствующую литературу по избранной теме, программу по математике для начальных классов и объяснительную записку к ней, учебники по математике и методические указания к ним, а также альтернативные программы и учебники.

  2. В процессе работы над первым заданием раскрыть значение этого вопроса в формировании математических знаний, умений и навыков у младших школьников, методику его изложения детям, используя опыт передовых учителей.

  3. При составлении развернутого поурочного плана указать:

При разработке любого урока математики независимо от программы, учебника, особенностей класса и учителя необходимо ориентироваться на общий способ деятельности учителя, связанный с планированием урока. По мнению Н. Б. Истоминой, его можно представить в виде следующей последовательности вопросов:

1. Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приемы рассматриваются на данном уроке?

2. Что я сам о них знаю?

3. С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? ( Найдите эти страницы в учебниках и изучите содержание тех заданий, которые учащиеся выполняли после знакомства с этими понятиями, свойствами, способами действий).

4. Какова функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, воспитывающая, контролирующая)? Какие знания, умения, навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения?

5. Какова основная дидактическая цель данного урока?

6. Какие задания, предложенные в учебнике, по вашему мнению, можно исключить из урока? Какими заданиями можно его дополнить? Какие задания преобразовать?

7. Как можно организовать продуктивную развивающую деятельность школьников, направленную на актуализацию знаний, умений и навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение? Какие методические приемы и формы организации деятельности учащихся, известные вам из курса педагогики, можно для этого использовать?

8. Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как вы организуете их деятельность по предупреждению или исправлению ошибок?

Ориентируясь на данные вопросы, вы сможете планировать содержательные, выстроенные в определенной логике уроки, и ваша деятельность, направленная на развитие младших школьников в процессе обучения математике, будет осознанной, обоснованной и творческой.

Исходя из содержания урока, вы можете не отвечать развернуто на некоторые вопросы, например, на второй. Вы можете также изменить их последовательность или, обдумывая урок, объединить некоторые вопросы, например, первый и третий, первый и четвертый.

Определив внутреннюю структуру урока, необходимо продумать и такие вопросы:

– что вы заранее напишете на доске;

– что будете писать на доске вы, а что – дети в процессе обсуждения заданий;

– какую работу на уроке вы организуете фронтально, какую – индивидуально;

– какие задания дети будут выполнять самостоятельно, а какие – с вашей помощью;

– как вы организуете обсуждение самостоятельной работы;

– какие вопросы вы зададите детям, если они допустят ошибки в вычислениях;

– какие наглядные пособия используете на уроке.

Оформляя конспект урока, вы записываете его тему, цель, содержание всех заданий и организацию деятельности учащихся в процессе их выполнения, а также предполагаемые ответы детей.

  1. Методику работы над задачей показать на примере четырех задач в такой последовательности:

Это задание рассчитано на описание методики работы над текстовой задачей. Именно при решении текстовых задач четко прослеживается схема применения математики к изучению действительности, а именно: перевод реальной ситуации на математический язык (построение математической модели в виде числового выражения, уравнения, неравенства).

В методике работы над текстовой задачей, как правило, выделяют четыре основных этапа:

  1. Анализ условия и требования задачи.

  2. Поиск способа решения задачи.

  3. Осуществление плана, оформление задачи.

  4. Анализ проведенного решения.



^ Требования к оформлению контрольной работы



1. Работу можно выполнить в ученической тетради, обложка которой оформляется следующим образом:



^ Контрольная работа
по методике преподавания математики

студента (ки) IV курса гр. А

Петрова Ивана Степановича




  1. Соблюдать малые и большие поля. Работу выполнять в указанном порядке. При изложении первого вопроса написать наименование темы, план работы (перечислить пункты плана работы) и тему раскрывать строго по плану. В конце указать список основной использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если в некоторых книгах фамилии авторов не указаны, то название этой книги тоже включается в алфавитном порядке. Например:

  1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. — М. : Педагогика, 1977. – 248 с.

  2. Альперович, С. А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики / С. А. Альперович // Начальная школа. – 1982. – № 11. – С. 43–47.

  3. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н. Б. Истомина. — М. : Линка-Пресс, 1997. – 228 с.

Далее продолжается в алфавитном порядке.

Работа должна быть оформлена грамотно и разборчиво. Записи должны производиться только на одной странице листа, страницы нумеруются. Ссылку на использованную литературу можно указать в следующем виде [1, 5]. Это значит, что из списка, приведенного в конце работы, автор контрольной работы взял источник под номером 1 и использовал цитату со страницы 5. Объем контрольной работы составляет 18-20 страниц ученической тетради с приложениями (не менее 12 и не более 24 страниц).


Примерная тематика контрольных работ
^ Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания начального курса математики



  1. Начальный курс математики как учебный предмет.

  2. Воспитание учащихся начальных классов в процессе обучения математике.

  3. Сравнительный анализ традиционной и альтернативных программ и учебников.

  4. Экспериментальные исследования по проблеме совершенствования содержания и методов обучения математике в начальных классах.

  5. Организация обучения математике в начальных классах.

  6. Подготовка, проведение и методический анализ урока математики.

  7. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в начальных классах

  8. Выбор методов обучения на уроках математики.

  9. Развитие мышления учащихся на уроках математики.

  10. Внеклассная работа по математике (класс по выбору).

  11. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности по математике.

  12. Методика организации самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах.

  13. Развитие речи учащихся на уроках математики.

  14. Усвоение математической терминологии учащимися начальных классов.

  15. Особенности обучения математике детей шестилетнего возраста.

  16. Учебник математики как основное средство обучения в начальных классах.

  17. Тетради с печатной основой как одно из эффективных средств обучения математике.



^ Краткие методические пояснения к темам раздела I
Работая над темами I раздела, необходимо:

  1. сектора начального обучения НИИ СИМО (К.И. Нешков, В.Н. Рудницкая, А.М. Пышкало);

  2. бывшей лаборатории проблем обучения и развития учащихся НИИ общей педагогики (Л.В. Занков)

  3. группы ученых под руководством Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, П.М. Эрдниева и др.



Раздел ii

Изучение нумерации целых неотрицательных чисел и арифметических действий над ними




  1. Методика использования наглядных пособий при изучении нумерации однозначных, двузначных и многозначных чисел.

  2. Нумерация многозначных чисел в 3-м классе.

  3. Виды самостоятельных работ при изучении нумерации чисел (любой концентр).

  4. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении нумерации.

  5. Использование дидактических игр при изучении нумерации в различных концентрах.

  6. Методика изучения арифметических действий сложения и вычитания в пределах 10.

  7. Изучение свойств арифметических действий сложения и вычитания в пределах 100.

  8. Методика формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 100.

  9. Подготовка к изучению табличных случаев умножения и деления во 2-м классе.

  10. Изучение табличных случаев умножения и деления во 2-м классе.

  11. Изучение внетабличных случаев умножения и деления во 2-м классе.

  12. Методика формирования приемов устных вычислений в пределах 1000.

  13. Методика изучения письменных приемов сложения и вычитания. Алгоритм письменного сложения и вычитания.

  14. Методика изучения письменных приемов умножения. Алгоритм письменного умножения.

  15. Методика изучения письменных приемов деления. Алгоритм письменного деления.

  16. Методика изучения темы «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями».

  17. Обучение младших школьников самоконтролю в процессе формирования вычислительных навыков.



^ Краткие методические пояснения к темам раздела II
Работая над темами раздела II, необходимо:




^ Раздел III

Обучение решению арифметических задач

  1. Методика обучения решению простых задач, раскрывающих смысл арифметических задач (1-2 классы).

  2. Обучение решения задач, раскрывающих связи между компонентами и результатами арифметических действий (1-2 классы).

  3. Методика обучения решению простых задач, раскрывающих понятия разности и отношения (1-2 классы).

  4. Методика обучению решению простых задач на пропорциональную зависимость между величинами (2 класс).

  5. Роль наглядности при решении простых задач в начальных классах.

  6. Методика обучения решению составных задач в 1 кассе.

  7. Методика обучения решению составных задач на пропорциональную зависимость величин во 2 классе.

  8. Методика обучения решению составных задач на пропорциональную зависимость в 3-4 классах.

  9. Методика обучения решению задач на движение в 3-4 классах.

  10. Решение задач составлением уравнений.

  11. Способы решения задач и формы их записи.

  12. Индивидуальная работа с учащимися при обучении их решению задач (на примере 1, 2, 3 и 4 классов).

  13. Виды самостоятельных работ при решении простых задач (на примере любого класса).

  14. Обучение приемам самоконтроля в процессе решения задач в начальных классах.




Краткие методические пояснения к темам III раздела

Работая над темами 3 раздела, необходимо:

Раздел IV

Методика работы над геометрическим и алгебраическим материалом

  1. Формирование представлений о переменной в курсе математики в начальных классах.

  2. Методика изучения числовых равенств и неравенств.

  3. Методика решения простейших уравнений в начальных классах.

  4. Методика использования наглядных пособий при изучении долей во 2 классе и дробей в 3 классе.

  5. Роль практических работ при изучении темы «Доли величин».

  6. Методика формирования представлений о геометрических фигурах в начальных классах.

  7. Роль практических работ при изучении геометрического материала.

  8. Использование технических средств обучения при изучении геометрического материала в 1-4 классах.

  9. Виды самостоятельных работ при изучении геометрического материала (на примере любого класса).




^ Краткие методические пояснения к темам раздела IV

При раскрытии тем раздела IV необходимо:

novosti-sluhi-novosti-sluhi-15.html
novosti-sociologii-zakonoproekt-obotsrochke-otarmii-dlyaotcov-detej-invalidov-vnesen-vgosdumu-6.html
novosti-sporta.html
novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe-stranica-20.html
novosti-sro-ostrie-voprosi-samoregulirovaniya-obsudili-v-tpp.html
novosti-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazchik-rebe-evrej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aa-fursenko-obshego-sobraniya-rossijskoj-akademii-nauk.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-vologodskoj-oblasti-o-gosudarstvennoj-politike-oblasti-v-sfere-sohraneniya-i-vosstanovleniya-tradicionnoj-narodnoj-kulturi-vologodskoj-oblasti.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-propedevtiki-vnutrennih-boleznej-i-gastroenterologii-lechebnogo-fakulteta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-raboti-simpoziuma-predostavlyaetsya-uchastnikam-simpoziuma-posle-vtorogo-informacionnogo-soobsheniya-sostav-orgkomiteta.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-nizhnij-novgorod-2011-sopredsedateli-simpoziuma-s-v-gaponov-akademik-ran-ifm-ran-z-f-krasilnik-d-f-m-n-ifm-ran-programmnij-komitet-stranica-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-lekcionnij-soloma-solomennij.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-a-nu-ka-mami.html
  • report.bystrickaya.ru/hristologiya-aac-i-uchenie-aac-i-o-like-gospoda-nashego-iisusa-hrista.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/itogo-shtuk-izveshenie-o-razmeshenii-municipalnogo-zakaza-putem-zaprosa-kotirovok-na-postavku-pechatnoj-produkcii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-otnoshenii-ispolzovaniya-i-razvitiya-potenciala-prepodavatelej-sotrudnikov-i-obuchayushihsya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya-tehnologii-parallelnogo-programmirovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-referatov-i-kursovih-rabot-teoriya-kulturi.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-vvedeniyu-v-filosofiyu-dlya-1-3-kursov-moskovskoj-duhovnoj-seminarii-predislovie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-metafizika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udk371370127241-obshie-voprosi-obrazovaniya-11.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-i-pasport-programmi-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-pressovoe-i-ispitatelnoe-oborudovanie-zao-dorstrojpribor.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-goncharovoj-natali-uchenici-7-a-klassa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tarifnaya-politika-v-oblasti-normalizacii-l-a-german-kachestvo-elektricheskoj-energii-i-ego-povishenie-v-ustrojstvah.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tendencii-razvitiya-internet.html
  • klass.bystrickaya.ru/4300000-stroitelstvo-i-kommunalnoe-uchebniki-i-umk-dlya-organizacij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-ekonomicheskoj-nauki-v-postsovetskij-period.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ogse-f-politologiya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-fizika-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglament-konkursa-molodezhnij-obshestvennij-lider-2012.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-rubanov-predsedatel-orgkomiteta-doktor-sociologicheskih-nauk-professor-dekan-fakulteta-filosofii-i-socialnih-nauk-bgu.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-shodstvo-genialnih-lyudej-s-pomeshannimi-v-fiziologicheskom-otnoshenii-chezare-lombrozo-genialnost-i-pomeshatelstvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/polyarizacionnaya-model-neodnorodnogo-fizicheskogo-vakuuma-stranica-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-ekonomiki-organizacij-i-predprinimatelstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/preodolenie-straha.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vneklassnie-meropriyatiya-po-matematike-doklad-na-temu-matematika-ot-drevnosti-do-nashih-dnej.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-vklyuchenie-programmi-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-i-rukovodyashih-rabotnikov-municipalnih-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-voronezhskoj-oblasti-v-regionalnij-bank-programm.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-itogah-raboti-organov-federalnogo-kaznachejstva-po-evrejskoj-avtonomnoj-oblasti-na-2008-god-i-zadachah-na-2009-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2007-g-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.