.RU

Общие вопросы психологического исследования и психодиагностики


http://www.psy.pu.ru/kulikov/index.php?n=4&m=6


Аннотированный указатель литературы по методам и методикам психологического исследования //Куликов Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: методические рекомендации по проведению Спб., Речь. 2001.


Общие вопросы психологического исследования и психодиагностики


Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М., 1982. — Изложены основные принципы построения тестов, способы их оценки и правила применения, проанализированы многие известные тесты.


Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. 176 с. — Рассмотрена социально-психологическая специфика процедуры опроса, даны практические рекомендации.


Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. 101 с. — Освещены вопросы практической разработки и стандартизации тестовых методик.


Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. 76 с. — Освещены основные вопросы методологии психологического исследования: постановка задач, организация экспериментального исследования, планирование эксперимента, формулировка выводов, интерпретация и оценка результатов. Целью практикума является формирование умений для проведения экспериментального и прикладного исследования.


Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. М.: МГУ, 1982. 464 с. — Общая методология экспериментального исследования, грамота психологического эксперимента.


Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1988. 232 с. — Изложены основные методы прикладного социологического исследования, включая анализ документов.


Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., «Питер». 2000. — Изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна их глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.


Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Методы эргономического обеспечения проектирования: Учеб. пособие. СПб, 1991. 124 с. — Представлена методология эргономического обеспечения проектирования эргатических систем, расчетные методы определения эргономических показателей.


Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1988, 107 с. — Рассмотрены условия и закономерности взаимосвязи разноуровневых индивидуальных свойств и их роль в формировании индивидуального стиля деятельности и развития индивидуальности человека в разные возрастные периоды.


Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л.: НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 1969.


Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.


Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.: Политиздат, 1990. — Технология социологического исследования для начинающих.


Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, ЧеРо, 1997. — 256 с. — В учебнике представлены основные нормативы и проблемы экспериментального метода в психологическом исследовании.


Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 392 с. — Рассматриваются методологические проблемы экспериментального метода в социальных науках.


Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с. — Фундаментальное исследование, подводящее итоги многолетней работы видного отечественного психолога и руководимого им коллектива.


Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательская группа "ФОРУМ"-"ИНФРА-М", 1998. –296 с. — Учебное пособие представляет те виды организации психологических исследований, которые примыкают к экспериментальным, но в строгом смысле таковыми не являются.


Методы социальной психологии /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.:ЛГУ, 1977. 175 с. — Дан аналитический обзор исследовательских приемов, применяемых в социальной психологии и в смежных с ней дисциплинах.


Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. 304 с. — Освещены отечественные и зарубежные разработки в области психодиагностики, вопросы теории, истории и методологии психодиагностики, проанализированы конкретные методики.


Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие /Ред. А.А.Крылов. Л.: ЛГУ, 1987. 255 с. — Описаны лабораторные и практические работы по основам общей и экспериментальной психологии, выполняемые студентами-психологами 1-го и 2-го курсов.


Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Ред. А.А.Крылов, С.А.Маничев. СПб., Питер. 2000.


Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981. 232 с. — Анализируются наиболее распространенные психологические и психофизиологические диагностические методики. Рассмотрены тесты интеллекта, специальных способностей, методики изучения межличностных отношений, личностных свойств, свойств нервной системы и их проявлений.


Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) /Под ред. А.А.Бодалева, М.Д.Дворяшиной, И.М.Палея. Л.: ЛГУ, 1976. 248 с. — Описаны стратегия и тактика комплексных психологических исследований, общие методические вопросы психодиагностики, методическое оснащение.


Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. М., 1991. 181 с. — Рассмотрены вопросы применения методов психологической диагностики способностей в школьной практике в условиях традиционного и развивающего обучения, а также диагностики способностей в ходе профессиональной консультации, профессионального отбора и аттестации кадров.


Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М.: Педагогика, 1972. 248 с. — Изложены результаты многолетних исследований по комплексному изучению психофизиологических функций взрослых людей периода ранней взрослости (18-21 года).


Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) /Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М.: Педагогика, 1977. 198 с. — Прослежены закономерности развития в процессе обучения психофизиологических функций взрослого человека во взаимосвязи его возрастных и индивидуально-психологических свойств (в возрасте от 22 до 40 лет).


Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. 256 с. — С позиций системного подхода описаны основные закономерности психического развития, возрастные изменения психики.


Сластенин В.А., Мажор Н.Е. Диагностика профпригодности. М., 1992. — Рассмотрен большой ряд диагностических методик, необходимых для определения профпригодности.


Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях: Учеб. пособие., Л.: ЛГУ, 1983. 104 с. — Изложены методологические принципы и методические подходы к анализу документов.


Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1992. 58 с. — Проанализированы основные принципы психодиагностики, рассмотрены вопросы использования ряда наиболее разработанных личностных тестов.


Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. В 2-х т. Братислава, 1988. — Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с психодиагностикой, дан обзор многих диагностических методик разного назначения.


Эргономика: Учебник /Под ред. А.А.Крылова, Г.В.Суходольского. Л.:ЛГУ, 1988. 184 с. — Описан ряд методов эргономических исследований и оценок, предложены способы преодоления трудных психических состояний человека, возникающих в процессе работы.


Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: “Самарский университет”, 1995. 331с. — Детально излагаются теоретико-методологические основания разработки программы социологического исследования. Описаны методы сбора и анализа социальной информации, а также требования к организации теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований.


Книги с набором методик различного назначения


Альманах психологических тестов. — М.: «КСП», 1995, 400 с.


Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. 2-е изд. Киев, 1979. 124 с. — Атлас предназначен для изучения по многим параметрам нарушений психики.


Вассерман Л.И„ Дорофеева С.А„ Меерсон Я.А., Трауготт Н.Н. Набор нейропсихологических диагностических методик. Серия: Выпуск 20, М.: Фолиум, 1994, 48 с. — Приводятся оригинальные задания, система оценки, шкалы для оценки качественных нарушений речи, топико-диагностические таблицы и описания наиболее существенных нейропсихологических симптомов. Назначение —диагностика, оценка степени выраженнос­ти динамики восстановления расстройств речи, гнозиса, праксиса, и др. высших психиче­ских функций, в том числе у детей и подростков с задержкой психического развития.


Методики изучения психологических особенностей личности студентов (Методическая разработка к курсу «Психология самопознания и саморазвития личности»). СПб., "Образование", 1993. Составитель И.И.Скрипюк.


Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии /Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. М., 1984.


Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики. Л.: ЛГУ, 1990. 71 с. — Описаны методы диагностики личности, межличностных отношений, биографические методы изучения жизненного пути.


Платонов К.К. Психологический практикум. М., Высшая школа, 1980. 165с. — Содержание и методы практических занятий по психологии. Приведены методики, не требующие специального оснащения.


Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Ред. В.В.Столин, А.Г.Шмелев. М., 1984.


Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989. — Приведен большой ряд методик различного назначения.


Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. — Описаны конкретные методики определения ряда личностных особенностей.


Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Ред. А.А.Крылов. Л.: ЛГУ, 1990. 272 с. (2-е изд. 1997) — Изложены основы конструирования психологического инструментария, в 43-х заданиях практикума описаны методики диагностики, консультирования, развития, тренинга, коррекции и психотерапии.


Психологические методы исследования в клинике. Л., 1967. 324 с. — Рассматриваются многие вопросы диагностики личностных свойств и психических отклонений.


Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 264 с. — Представлены психологические методики, диагностирующие уровень психического развития, личностные свойства и межличностные отношения детей различных возрастов, индивидуально-типологические и психофизиологические особенности личности, профес­сиональную направленность, мотивы, интересы и педагогические способности.


Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. —СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с. — Рассмотрены вопросы диагностики мотивации, ответственности, самоотношения, акцентуаций характера, агрессивности. Детально описан ряд методик.


Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). СПб, 1998, 168 с. — Книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы) с целью выявления и квалификации нарушений. Всего описаны 34 экспериментальных методики. В конце книги помещен раздел о выборе и интерпретации экспериментальных методик. В виде иллюстраций и примеров приводятся результаты исследования, характерные для различных психических заболеваний.


Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Диагностика нейродинамических особенностей: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - 68 с. — В пособии дано описание апробированных методов измерения проявлений свойств нервной системы и процедуры их проведения, шкалы перевода первичных данных измере­ния в нормированные единицы, рекомендации по использованию оценок выраженности конкретных свойств нервной системы в общении, постановки индивидуальных задач, ор­ганизации и регламентации выполнения деятельности.


Книги по детской и подростковой психодиагностике


Активные методы в работе школьного психолога. /Ред. Дубровина И.В. – М., 1990.


Активные формы работы практического психолога. /Ред. Разуваева Т.Н. - Шадринск, 1994.


Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.


Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.


Бугрименко Е.А. и др. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников. М., 1992.


Буткин Г.А., Ильясов И.И., Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии. М., 1979.


Варданян Г.А. Диагностика и коррекция умственного развития в начальных классах. Ереван, 1985.


Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.


Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979.


Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе. М. 1989.


Готовность к школьному обучению детей с задержкой развития 6-летнего возраста. /Ред. Лубовский В.И., Цыпкина Н.А. - Л., 1989.


Гуревич К.М. и др. Школьный тест умственного развития (ШТУР). М. 1987.


Дети с задержкой психического развития. /Ред. Власов Т.А. и др. - М., 1984.


Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. /Ред. Чебыкин А.Я. - М., 1990.


Диагностика интеллектуального развития учащихся. /Ред. Авотиньш В.А. - Рига, 1980.


Диагностика психологической готовности ребенка к школе. Ч.1. /Ред. Кушнир Н.Я., Антипенко О.Е. - Минск, 1991.


Диагностика умственного развития дошкольников, /Ред. Венгер Л.А., Холмовская В.В. - М., 1978.


Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. - М., 198).


Диагностика школьной дезадаптации. /Ред. Беличева С.А. и др. – М. 1993.


Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. /Ред. Дубровина И.В. и др. - М., 1987.


Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев, 1990.


Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1985.


Зак А.3. Дебют мыслителя. Как проверить и развить интеллект ребенка 6-10 лет. М., 1993.


Иванова А.Я. "Обучающий эксперимент" как метод оценки умственного развития детей. М., 1973.


Изучение школьника и составление его психологической характеристики: Методические указания к практике по психологии. Л.: ЛГПИ, 1986. 27 с. — Приведен ряд конкретных методик для составления характеристики школьника.


Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ: Метод пособие. М., 1989. 126 с. — Описаны конкретные методы анкетирования, социометрии, наблюдения и опыт их использовани, даны рекомендации по применению.


Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями. /Сост. Эйдемидлер Э.Г. - Л., 1987.


Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом, /Ред. Певзнер М.С., Розанова Т.В. - М., 1980.


Ковалев С.В. Подготовка старшекласников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.


Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР): Методическое руководство. М., 1994.


Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.


Лидерс А.Г. Анисимова И.В. Активная психодиагностическая работа с подростками группы риска. М.: Фолиум, 1994 г., 96 стр. — В сборник вошли как известные, так и оригинальные методики, предназначенные для нетрадиционного использования в активной развивающе-профилактической работе с подростками группы риска.


Литвинова P.M. Методы психологического исследования семейных отношений в психокоррекционной работе воспитателей детского сада. Ставрополь,1994.


Лутошкии А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.


Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителей. М., 1990.


Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993.


Меньшиков В.Г. Диагностика акцентуированных черт характера и типов акцентуаций у школьников. Екатеринбург, 1993.


Методы изучения и диагностики психического развития ребенка. /Ред. Непомнящая Н.И. - М., 1975.


Методы экспериментального изучения индивидуальных психологических особенностей школьников. /Ред. Симанков Б.М. и др. - Куйбышев, 1974.


Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М., 1994.


Непрерывная школьная практика по психологии /Ред. А.И.Щербаков. Л., 1987. — Даны программы и методический инструментарий для сбора и анализа психологических данных в школе.


Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.


Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1929.


Определение готовности к школьному обучению. /Сост. Земцова Л.И., Сушкова Н.Ю. - М., 1988.


Особенности психического развития детей 6-7детнего возраста, /Ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. - М., 1988.


Отбор детей во вспомогательную школу, /Сост. Власов Т.А. и др. – М. 1983.


Отношения между сверстниками, /Ред. Репина Т.А. - М., 1978.


Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация (методические рекомендации). /Ред. А.А.Крылов, В.П.Заяц. Составители: Л.А.Головей, Н.А.Грищенко, Э.С.Рутенбург и др., Л., 1988.


Проблемы диагностики умственного развития учащихся. /Ред. Калмыкова З.И. - М., 1975.


Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. /Ред. Матюшкин А.М. - М., 1985.


Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй, ты параноик!!! О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им. М., 1994.


Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.


Психолого-педагогическое изучение личности учащегося. /Ред. Степанова В.Г. - М., 1979.


Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Ред. Запорожец А.В., Неверович Я.З. М., 1986.


Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики "Лурия-90". М., 1991.


Солнцева Л.С., Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося. М., 1993.


Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. /Ред. Беличева С.А. - М., 1993.


Сравнительная динамика развития детей. /Ред. Авотиньш В.А. - Рига, 1986.


Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.


Учителям и родителям о психологии подростка. /Ред. Аракелов Г.Г. - М., 1990.


Диагностика групповых процессов


Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.,1970. 87 с. — Систематизированное изложение основ социометрии: техники и процедуры социометрических измерений. Дан краткий исторический очерк истории метода.


Будасси С.А. Об одном способе измерения плотности группы //К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973.


Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.


Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991, 96 с. — Большая часть представленных методик основана на анализе "свободных описаний" различных коммуникативных ситуаций, задаваемых экспериментатором вербально или с помощью изобразительных средств. Это создает возможности согласовывать ситуацию обследования с контекстом реальной или потенциально возможной сферы жизнедеятельности обследуемого.


Захаров В.П. Удовлетворенность трудом (Описание и измерение) //Личность и деятельность. Л., 1982. Вып.11. — Методика в виде опросника имеет два варианта: 1) для инженеров и конструкторов, 2) для рабочих и бригадиров.


Кричевский Р.Л., Смирьянова М.М. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства //Вопр. психологии. 1981. N 3. — Методика предназначена для оценки удовлетворенности членов группы своим участием в ней, степени принятия ими руководителя в качестве лидера (делового и эмоционального).


Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива: (Методические рекомендации для мастеров и поммастеров по изучению и формированию психологического климата первичного производственного коллектива). Кострома, 1977.


Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В.Петровского М., 1979. — Рассмотрена методология исследования коллектива, приведены методики изучения групповой сплоченности.


Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе: Сборник научных трудов /Под ред. Р.С.Немова, И.И.Левтиной. М., 1979.


Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Социально-психологический климат коллектива. Теории и методы изучения. М., 1979. — Описаны способы сбора и анализа информации о социально-психологическом климате.


Социально-психологический климат коллектива. Теории и методы изучения. М., 1979.


Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. — Приведен адаптированный вариант методики Ф.Фидлера для оценки психологического климата в группе (члены группы оценивают климат по ряду шкал).


Цехновичер В.М. Способ измерения показателя ценностно-ориентационного единства малой группы //Вопр. психологии. 1984. N 2.


Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп //Вопр. психологии. 1972. N 5.


Щербина В.В. Измерение уровня сплоченности первичного производственного коллектива //Изв. Сибирского отд. АН СССР. Сер. Экономика и прикладная социология. 1985. N 12.


Диагностика семейных отношений


Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: «КСП», 1997, 320 с. — Выпуск «Альманаха» посвящен рисуночным тестам и их применению в практике психолога. Описаны методики «Дом-Дерево-Человек» и «Рисунок семьи».


Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций. Новгород, 1992.


Бернс Р.С., Кауфман C.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки /Пер. с англ. М., Смысл, 2000. – Методическое руководство по рисуночной методике психодиагностики личностных проблем детей старшего дошкольного и школьного возраста.


Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком //Вестник МГУ. Сер. «Психология».1984. № 2. Семья.


Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. /Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. (Вып. 1) Под общей редакцией д-м.н., проф. Л.И.Вассврмана. М.: "Фолиум", 1996, 48 с. — Пособие знакомит с методами семейной диагностики — оригинальным опросником "Анализ семейных взаи­моотношений" (АСВ), проективным тестом "Семейная социограмма" и методом семейной генограммы, а также с разработанной автором моделью семейной психотерапии.


Диагностика межличностных отношений


Александрова Ю.В. Построение и валидизация проективной методики для диагностики отношения к другому человеку. //ПЖ. Т.20. 1999, № 3, 111-118.


Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987. — Описан ряд разработанных и адаптированных методик: самоактуализационный тест, шкала любви и симпатии и др.


Агеев В.С., Базаров Т.Ю., Скворцов В.В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М., 1986. — Приведены методики аттестации кадров, в том числе методики оценки руководителем своих деловых качеств.


Бахарева Н.В. Шкала приемлимости как метод изучения взаимоотношений //Человек и общество. Проблемы социального планирования /Под ред. Б.Г.Ананьева. Л., 1970. Вып 7. — Методика позволяет количественно оценить межличностные отношения в группе, статус ее отдельных членов. Приведена апробированная методика экспертной оценки аттестуемых.


Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. М.: Фолиум, 1994, 64 с. — Методические рекомендации по применению адаптированного авторами пособия проективного теста Рене Жиля, предназначенного для исследования социальной и психологической приспособленности ребенка, (от 4-5 лет до 11—12 лет), выявления особенностей его личностных отношений с окружающими, а также некоторых поведенческих характеристик и черт личности.


Джагинов Е. А., Воробьев Г. В., Шеремета В. М. Методика изучения межличностных отношений у больных, перенесших инфаркт миокарда. //Психологический журнал 1982. Т.3. № 3.


Колодиж Б.Н., Урванцев Л.П. Опыт разработки методики аттестации мастеров предприятий нефтехимической промышленности //Психол. проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1976. Вып.1.


Кроник А. А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде. 1985. Т.6. № 5


Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по результатам. М., 1988. — Приведен тест ориентации руководителя (на дело или межличностные отношения в группе), разработанный амер. психологами. В нашей стране тест не адаптирован.


Сарджвеладзе Н.И. Метод монологического интервью //ВП, 1984, № 2. — Методика изучения отношений личности к другим людям и к самой себе.


Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.3. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. 48 с. — Методическое руководство к модифицированному и адаптированному варианту известной методики Т.Лири.


Чорнобай П.Д. Методика оценки деловых и личностных качеств руководителей среднего звена //Психол. журн. 1986. Т.7. N 3. — Описан метод экспертной (групповой) оценки деловых и личностных качеств руководителей.


Шуркин С.М. Методика диагностики производственного конфликта //Социальные резервы повышения качества и эффективности труда: Материалы семинара. М., 1986. — С использованием цветов теста Люшера методика позволяет оценить ряд параметров межличностных отношений в группе. Обработка предполагает использование компьютера.


Диагностика личностных свойств и индивидуальности


Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела (методические рекомендации). Л.: ЛНИПНИ. 1985. 33 с. — Приведены результаты модификации и стандартизации вопросника по 12 факторам на школьниках 8-12 лет.


Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта. М., КогитоЦентр. 1998. — Изложены теоретические основы, процедура проведения и обработка результатов теста мотивации достижения детей 9-11, известного также как МД-решетка Шмальта. Описаны психометрические характеристики теста. Приведены данные стандартизации теста на российской выборке.


Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. журн. 1984. Т.5. N 3. — Метод определяет степень принятия индивидом ответственности за происходящее с ним.


Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994, 144 с. — Представлены данные, касающиеся разработки и применения методики многостороннего исследования личности. Описывается структура методики, дается оценка различных типов профилей, излагаются основы полученных результатов в зависимости от ведущих шкал профиля и их сочетаний. Издание дополнено данными о применении методики у подростков и юношей.


Беспалько И.Г. Методика Роршаха и ее использование в психодиагностике. М.: Фолиум, 1994, 32 с. — Дается теория теста, правила применения, технология заключения и опыт использования в практике психодиагностики. Для школьных психологов.


Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. — Описана методика (опросник), позволяющая определить ориентацию личности на ту или иную идеальную ценность (перечень включает 11 ценностей).


Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев, 1979. 176 с. — Описан метод Роршаха, рассмотрены вопросы валидности и надежности этого метода, вопросы использования в клинике.


Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности. Метод. пособие. СПб., 1995.


Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика “Подростки о родителях” и ее практическое применение. М.: Фолиум, 1994. 56 с. — Описана методика “Поведение родителей и отношение подростков к ним” (сокращенно АДОР). Тест позволяет раскрыть специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет.


Голынкина Е.А., Исурина Г.Л. Гиссенский личностный тест. М.: Фолиум. 1994, 32 с. — Представлен оригинальный личностный опросник, адаптированный в Институте им. В.М.Бехтерева. Предназначен для медико-социально-психологических исследований микрогрупп, в частности, семьи, в целях оценки адаптивности поведения и эфффективности психокоррекции.


Детский апперцептивный тест (САТ). Дополнение к детскому апперцептивному тесту (САТ-S): Руководство к применению. Обнинск, 1992. 23 с. — Детский апперцептивный тест (в английской транскрипции САТ) представляет собой проективный метод исследования личности ребенка путем изучения "динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей". Тест был разработан Леопольдом Беллаком и Соней Беллаком для анализа доминирующих проблем ребенка, его мотивов и личностных особенностей. Имеет максимальную эффективность при обследовании детей в возрасте от 3 до 10 лет.


Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов. Кировоград, 1989. — Приведена методика Т.И.Пашуковой (разработанная на основе теста А.Мехрабиана) для диагностики эмоциональной отзывчивости у школьников.


Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие /Ред. Л.И.Вассерман. М.: Фолиум, 1994. 64 с. — Краткое руководство по применению ПДО — известной методики определения типа акцентуаций характера у подростков.


Ивашов А.Н, Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности //Вопр. психологии. 1991. N 5. — В основе методики положения транзактного анализа Э.Берне.


Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики).— Л.: ЛГПИ, 1981. 87 с. — Освещены методы измерения двигательных качеств с помощью портативной аппаратуры.


Калин В.К. Уровень риска принимаемых решений как показатель отношений личности // Личность, коллектив и проблемы воспитания. Саратов, 1975. Вып.1. — Предложен адаптированный вариант методики амер. психологов Н.Когана и М.Уоллэча для изучения принятия решения в условиях риска и неопределенности.


Клаучек М.В., Деларю В.В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний //ПЖ, 1997, № 2. Приведен текст анкеты внушаемости.


Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников //ВП, 1984, № 1.


Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ для исследования подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994. 64 с. — Приведена методика сокращенного многофакторного опросника для обследования личности подростков. Предназначена для выявления особенностей личности подростков, акцентуации характера, психопатии, различных психосоматических расстройств и патологических реакций. Получаемые результаты позволяют выявить подростков с девиантным поведением повышенной криминальной активности.


Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» и возможности ее применения в клинической психологии //Обозрение психиатрии… 1995, № 4. С. 205-213.


Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Еникополов С.Н. Апробация методики А.Л.Эдвардса «Список личностных предпочтений» на российских выборках //ПЖ, № 2, 1995. Мотивация достижения, агрессия, готовность к риску.


Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1981. — Предложена адаптация шкалы риска (RSK) Г.Шуберта, измеряющая тенденцию субъекта к риску в условиях физической опасности.


Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики "Уровень субъективного контроля". //ПЖ. Т.20. 1999, № 2, 103-114.


Кузнецов О.Н., Лебедев А.В., Лебедев В.И., Лукичев Н.А. Социально-перцептивный интуитивный тест и его применение /Психол.журн. 1986. Т. 7. N 1. — Описан опыт интерпретации данных известного проективного теста Сонди.


Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., Смысл, 1992.


Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд. стереотипное. М., Смысл, 2000. —Руководство по методике ТАТ с подробными инструкциями по работе с испытуемыми, развернутыми схемами интерпретации, описанием и анализом конкретных случаев.


Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР): Методическое руководство. М., 1994. 106 с. — Руководство к оригинальному формализованному проективному тесту, основанному на выявлении стратегий предпочтения семантики основных геометрических форм в процессе создания конструктивных рисунков фигуры человека. Тест предназначен для диагностики особенностей стиля человека, рассматриваемого как интегральный формально-динамический параметр индивидуальности.


Личко А.Е., Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. М.: Фолиум, 1994, 64 стр. — Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатии, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей. Представлен усовершенствованный вариант теста с новыми шкалами для диагностики и дифференциальной диагностики акцентуаций характера, групп риска алкого­лизации, наркотизации и депрессии у подростков.


Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. — Описан целый ряд конкретных методик диагностики личностных свойств и психических состояний.


Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. М.: Смысл, 1996.- 158с. — Перевод классического руководства по одной из популярных методик клинической диагностики личности.


Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М., 1994. — 64 с. — Нейропсихологическая методика диагностики и коррекции младших школьников в связи со школьной неуспеваемостью "ДИАКОР" предназначена для обследования состояния слухоречевой, зрительной и двигательной памяти у школьников 1-4 классов и проведения коррекционной работы, направленной на улучшение этих видов памяти, а также для выявления детей с иррегулярностью психического развития и минимальными мозговыми дисфункциями.


Нагибина Н.Л. Методика диагностики типов восприятия музыки //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. — Описана проективная методика, направленная на выявление основных стратегий решения задачи по восприятию и запоминанию музыкального материала. В качестве тестовых заданий использовались отрывки (около одной минуты) джазовой и классической музыки.


Немчин Т.А. Изучение состояний тревоги у больных неврозами при помощи опросника //Вопр. соврем. психоневрологии. Л., 1966. Т. 38. — Приведена шкала тревожности MAS Дж.Тейлора и результаты ее адаптации.


Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб., «Андреев и сыновья», 1994. — Представлен опросник Д. Кейрси, разработанный на основе методики Майерс-Бригс. Описан опыт использования методики авторами.


Парамей Г.В. Опросник А.Л.Эдвардса «Список личностных предпочтений»: принцип построения и применение //ПЖ, № 5, 1998.


Пашнев Б.К. Новая проективная психодиагностическая методика «тест двенадцати животных» //ПЖ, № 3, 1998.


Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования /Под ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванова. Л.: ЛНИПИ им.В.М.Бехтерева, 1976. 102 с. — Методика определения типов психопатий и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.


Петрова Е.Ю. Психологические типы юнга. Методические материалы к тренингу индивидуального стиля с приложением опросника Кейси и практикума. — ООО "Мебиус", 1997, 56с. — Представлен опросник D.Keirsey (состоит из 70 утверждений) для определения психологического типа по четырем парным признакам.


Пиктограмма как метод изучения личности (метод. рекомендации) в норме и психических заболеваниях. Л.: Ин-т им.В.М.Бехтерева, 1984. 20 с.


Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н.М.Пейсахова. Казань, 1977. 296 с. — Представлены стандартизированные методики для исследования свойств личности, психических процессов и нейродинамики, в том числе "шкала тревоги" Тейлора, ориентировочная анкета В.Смекала и М.Кучера (вариант опросника М.Басса) для определения направленности личности.


Орлов Ю.М., Шкуркин В.И., Орлова Л.П. Измерение потребности в общении с помощью опросника //Вопросы экспериментальной психологии и ее истории: Сборник трудов. М., 1974. — Методика в форме опросника, включающего 33 пункта.


Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с. — Рассматриваются такие личностные феномены, как мотивация, ответственность, самоотношение, дисгармоничность характера. Детально обсуждаются методы изучения этих личностных феноменов, приводятся результаты эмпирических исследований.


Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с. — Методы: "Рисунок семьи", "Рисунок человека из геометрических фигур", "Дерево", "Свободный рисунок", "Картина мира", "Автопортрет", "Дом-дерево-человек".


Романова Т.Л. Опросник "Психологические затруднения" //Психол. журн. 1992. Т.13. N 2. — Предложена методика экспресс-диагностики, позволяющая определить уровень субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми).


Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика /Под ред. Л.А.Петровской. М., 1990. 368 с. — В девятой главе помещен перевод опросника описания уверенности в себе Рейзаса.


Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI /Психол. журн..1987. Т.8. N 1. — Разработан модифицированный вариант теста Г.Айзенка с более высокими психометрическими показателями, чем предшествовавшие варианты адаптации.


Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) /Психол. журн. 1990. Т.11. N 1. — В вопроснике Кэттелла (форма А) выделено восемь шкал, являющихся гомогенными при использовании его в русской популяции. В новом варианте 70 вопросов.


Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979. — Приведен адаптированный вариант методики М.Рокича для диагностики ценностных ориентаций личности, шкала импульсивности В.А.Лосенкова.


Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. М., 1990. 74 с. — Методическое руководство к адаптированному тесту MMPI.


Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.2. Метод цветовых выборов. М., 1990. 88 с. — Методическое руководство к модифицированному цветовому тесту М.Люшера (восьмицветному).


Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.—СПб.: Речь, 2000.— 219с. — Практическое руководство содержит подробное описание стандартизированного метола исследования личности СМИЛ, являющегося адаптированным вариантом теста MMPI. Подробно излагается техника проведения тестирования и обработки данных, а также интерпретации результатов обследования, основанная на многолетнем опыте использования методики в разных областях практической психологии.


Степанов А.Н., Соломин И.Л., Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. СПб., 1994. — Представлена методика для выявления профессиональных склонностей клиентов службы занятости и их представлений о собственных профессиональных способностях. Материал методики включает опросник "Ориентация" и классификацию профессий.


Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций //Иностранная психология. Т.2, № 2(4). — Описана методика «Исследование фрустрации с помощью рисунков» С.Розенцвейга.


Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) //Психол. журн. 1992. Т.13. N 1. — Методика распознавания внутренних конфликтов в мотивационной сфере личности.


Фетискин Н.П. Методика изучения монотоноустойчивости //Психол. журнал, 1991, №2. (Опросник ИМУЛ)


Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. Пер с англ. /Под ред. Ю.М.Забродина, В.И.Похилько.— М., 1987. 236 с. — Метод субъективного шкалирования на основе теории личностных конструктов Дж.Келли, предполагает использование ЭВМ.


Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 14 с.


Херсонский Б.Г. Пиктограмма, как метод исследования личности (Монография). М.: Фолиум, 1994, 96 стр. — Дается история и теория метода, материалы к практической работе с иллюстрациями и примерами рисунков и заключений.


Хорошилов Б.М. Методические средства изучения представлений о динамических объектах /Вестн. ЛГУ. 1984. N 17. С. 128-130. — Содержится перечень требований к методикам изучения представлений.


Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей само-эффективности Шварцера Р. и Ерусалема М. //Иностр. психология. 1996. № 7. — Приводятся статистические данные, полученные в ходе разработки русской версии шкалы само-эффективности (эффективность собственных действий). Сравниваются пси­хометрические показатели русской версии с немецкой, китайской и испанской.


Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень. — Описаны тесты "Сказка" и "Деревня", рассмотрены приемы анализа детских рисунков "Человек", "Рисунок семьи", "Дерево".


Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997. —140 с. (Серия «Практикум», Вып. 1). — Приводятся новые методы диагностики волевой сферы личности. В частности, представлена русская версия опросника Ю. Куля «Шкала контроля за действием» (НАКЕМР-90). Методика предназначена для определения индивидуальных диспозиций — «Ориентация на действие» либо «Ориентация на состояние», которые выступают в роли устойчивых механизмов личностной саморегуляции.


Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (Тезаурус личностных черт). М.: МГУ, 1988. 208 с. — Тезаурус содержит словарные статьи двух типов (по сходству и по контрасту) для 350 ключевых слов — наиболее частотных и относительно семантически самостоятельных.


Диагностика психических состояний


Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния //Вопр. психологии. 1973. N 6. — Тест на основе самооценки определяет три параметра функционального состояния субъекта: самочувствие, активность, настроение.


Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 248 с. — На стр. 97 и 240 приведена шкала невротизации — стандартизованного интервью с родителями из 35 пунктов для выявления невротических симптомов и личностных проблем.


Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве //Психол. журн. 1983. Т. 4. N 2. — Методика основана на количественной оценке внешних проявлений с помощью таблицы показателей.


Клинико-психологическая характеристика и диагностика аффективных расстройств при алкоголизме. Методические рекомендации. Л. 1988. Сост. Т. Г. Рыбакова и Т. Н. Балашова. Методика самооценки эмоционального состояния А. Вессмана и Д. Рикса (предложена в 1966) включает 10 шкал в каждой 10 альтернатив с вербальными обозначениями. Самооценочная шкала депрессии В. Зунга (SDS) для оценки выраженности депрессивного состояния (разработана в 1965 г.).


Марищук В.Л. Оценка эмоциональной устойчивости (по внешним проявлениям) //Практикум по инженерной психологиии психологии труда: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1983. С. 130-137. — Метод оценки эмоциональной устойчивости по отдельным индикаторам, сведенным в таблицу.


Прохоров А.О. Методики диагностики психических состояний личности: Учебно-метод. пособие. Казань, 1997, 87 с. — В книге представлен ряд кратких, не требующих длительной и сложной обработки методик диагностики психических состояний.


Филимоненко Ю.И., Яковлева С.А. Предпочтение цвета как метод психодиагностики состояний спортсменов //Психол. обеспеч. спортив. деятельности. Л., 1988. С. 90-94. — Цветовые выборы рассмотрены как индикаторы предстартовых состояний.


Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. Модификация “Попарные сравнения” (методическое руководство). СПб. 1993. 48 с. — Модификация краткого теста Люшера: существенно изменена процедура предъявления восьми цветовых тонов испытуемому, порядок предварительной обработки выборов, введены новые числовые показатели, характеризующие психическое состояние испытуемого в целом.


Чирков В.И. Методы оценки психического компонента функционального состояния в учебной и трудовой деятельности //Метод. исслед. и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. М., 1989. С.16-39. — Приведены вопросники и способы обработки, позволяющие высказать предположение о природе функционального состояния.


Диагностика мышления, интеллекта и креативности


Берулава Г.А. Тест естественнонаучного мышления (для учащихся 7-х классов). Бийск,1993.


Берулава Г.А. Тест естественнонаучного мышления (для учащихся 8-х классов). Бийск, 1993.


Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. — Описаны результаты адаптации одного из субтестов теста Торренса - субтеста "Завершения картинок" (Complete Figures) и апробации на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет.


Воронин А.Н., Галкина Т.В. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. — Представлен русскоязычный адаптированный вариант теста С.Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации в новые комбинации.


Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Методика определения уровня развития речемыслительной креативности личности. 1992. Т.13. № 4


Гильяшева И.Н., Херсонский Б.Г. Нестандартизованные методы исследования мышле­ния. М.: Фолиум, 1994, 32 стр. — Приводятся новые разработки, позволяющие формализовать результаты патопсихологического исследования мышления с целью их сопоставимости и воспроизводимости.


Дружинин В.Н.. Зотова Г.В.. Шадриков В.Д. Тест мнемических способностей школьников на материале учебной деятельности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. — Тест предназначен для диагностики структуры и уровня развития мнемических способностей через определение продуктивности функциональных и операционных механизмов мнемических способностей учащихся 6-7 классов (12 - 13 лет) на материале изучения английского языка в средней об­щеобразовательной школе (2-3-й годы обучения).


Якиманская И.С. Практика и анализ применения методов исследования невербального мышления подростков. Серия: Выпуск 14, М.: Фолиум, 1994, 96 стр.


Математико-статистические методы


Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. — М.: Финансы и статистика, 1983. 472 с. — Даны приемы, математические методы и модели сбора, систематизации и обработки данных с целью их удобного представления, интерпретации и получения выводов.


Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика, 1985. 488 с. — Содержатся методы анализа структуры, тесноты и конкретного вида статистических связей между исследуемыми признаками разной природы.


Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности: Справ. изд. /Под ред.С.А.Айвазяна. М.: Финансы и статистика, 1989. 607 с. — Рассмотрены задачи классификации объектов, снижения размерности исследуемого признакового пространства, статистические методы решения таких задач.


Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. М.: МГУ, 1975. 207 с. — Изложены основы математической статистики.


Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. Л.: ЛГУ, 1974. 76 с. — Описан ряд быстрых и в то же время достаточно строгих способов обработки опытных данных, условия их применения.


Биометрия: Учеб. пособие/ Н.В.Глотов, Л.А.Животовский, Н.В.Хованов, Н.Н.Хромов-Борисов; Под ред. М.М.Тихомировой. Л.: ЛГУ, 1982. 264 с. — Приведены методы статистического оценивания, проверки статистических гипотез, основы дисперсионного, регрессионного и корреляционного анализов.


Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. — Одно из основных изданий по статистическим методам в психологии.


Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с. — Рассмотрены общие принципы и конкретные методы проверки статистических гипотез.


Дэйвисон М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1988. 254 с. — Описана компьютерная обработка экспериментальных данных с использованием матричного подхода (матричной алгебры).


Жамбю М. Иерархический кластер-анализ и соответствия: Пер. с фр. М.: Финансы и статистика, 1988. 342 с. — Описан алгоритм классификации для задач большой размерности, дано программное обеспечение.


Закс Л. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976. 598 с. — Рассмотрен широкий спектр статистических методов и их практического применения.


Ивантер Э.В., Коросов А.В. Основы биометрии. Введение в статистический анализ биологических явлений и процессов: Учеб. пособие. Петрозаводск, Петрозаводский гос.ун-т, 1992. 168 с. — В краткой, доступной форме и на конкретных примерах рассмотрены приемы вычислений важнейших статистических показателей, необходимых для первичной обработки и анализа материалов исследований.


Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях/ Под ред. В.Г.Андреенкова, Ю.Н.Толстовой. М.: Наука, 1987. 256 с. — Описаны математические методы анализа качественных данных.


Кенуй М.Г. Быстрые статистические вычисления. Упрощенные методы оценивания и проверки: Справочник. М.: Статистика, 1979. 69 с.


Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. 119 с. — Освещены проблемы математического моделирования в психологии, прежде всего, субъективных пространств.


Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988. 176 с. — Сопоставлены различные алгоритмы кластерного анализа.


Окунь Я. Факторный анализ. Пер. с польск. М.: Статистика, 1974. 200 с. — Основы факторного анализа, сравнение различных методов.


Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике: Современный подход: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1982. 198 с. — Подробно показана техника вычислений при использовании номинальных, порядковых, интервальных и относительных шкал измерений.


Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т.1: Пер с англ./ Под ред. Э.Ллойда, У.Ледермана, Ю.Н.Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1989. 510 с. — Освещены вопросы, связанные с выборочным распределением, точечным и интервальным оцениванием, общая теория статистических критериев, дисперсионный анализ, планирование эксперимента.


Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т.2: Пер с англ./ Под ред. Э.Ллойда, У.Ледермана, С.А.Айвазяна, Ю.Н.Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1990. 526 с. — Рассмотрены линейные методы регрессионного анализа, многомерный статистический анализ.


Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. 430 с. — Систематизирован обширный арсенал статистических методов описания и проверки гипотез, применяемых при изучении психических явлений на качественном и количественном уровнях.


Терентьев П.В., Ростова Н.С. Практикум по биометрии: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1977. 152 с. — Рассмотрены основные методы статистического анализа и их непараметрические аналоги, первичное упорядочение данных.


Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ: Пер. с англ. /Под ред. В.Ф.Писаренко. М.: Мир, 1981. 693 с. — Изложены основы первичной обработки результатов наблюдений, осуществляемой посредством простеших средств — карандаша, бумаги и логарифмической линейки; примеры представления наблюдений в наглядной форме.


Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./Дж.-О. Ким, Ч.У.Мьюллер, У.Р.Клекка и др.; Под ред. И.С.Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с. — Рассмотрен аппарат факторного, дискриминантного и кластерного анализа и вопросы, часто возникающие при его практическом применении.


Эфрон Б. Нетрадиционные методы многомерного статистического анализа: Сб. статей; Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1988. 263 с. — Изложены подходы к компьютерной обработке массивов статистических данных с перестройкой структуры эмпирической выборки и извлечением из нее дополнительной информации за счет многократной обработки различных ее частей.


Библиографические указатели


Аннотированный указатель литературы по психологии (1978-1983гг.) /Ред.Б.Ф.Ломов, Е.С.Романова, Н.В.Крылова. М., 1983. 118 с. — Указатель включает литературу по психологии и смежным с ней наукам, опубликованную в период между пятым и шестым съездами психологов в центральных издательствах страны и крупнейших университетских центрах. Указатель представляет литературу в алфавитном порядке.


Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: МГУ, 1991. 56 с. — Представлены краткие описания психодиагностических методик в области социальной психологии и психологии личности, их библиографические данные.


Психология. Справочные и библиографические издания: Аннотированный каталог. М., 1987.


Прокофьев В.А. Аппаратурные методики экспериментальной и прикладной психологии (по материалам журнала "Вопросы психологии" за 1955-1978 гг.) //Вопросы психологии. 1979, N 3.


Сборник рефератов НИР. Серия 1. Общественные науки в целом. (В сборнике помещены также рефераты диссертаций.). Есть раздел Психология и подразделы: Общая психология, Психология развития, Социальная психология, Прикладная психология.


Социальная психология: Указатель литературы на русском языке. 1970-1978гг. /Под ред. Н.Н.Богомоловой. М., 1983.


Справочные издания


Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989. 200 с. — Дан обзор широкого спектра наиболее распространенных методик психодиагностики.


Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер. 1999. 528 с. — 2-е издание, переработанное и дополненное.


ГОСТ 21829-76. СЧМ. Кодирование зрительной информации. Общие зргономические требования.


Медведев В.И., Парачев А.М. Терминология инженерной психологии. Справочник. Л., 1976, 112 с. — Представлено объяснение 594 терминов психологии, физиологии, теории систем и др. смежных дисциплин. Рассмотрены термины, относящиеся к областям изучения личности, индивидуальности, состояниям, познавательным процессам.


Человек - производство - управление: Психологический словарь-справочник руководителя. Л.: Лениздат, 1982. 174 с. — Предназначен для практического использования методов и средств психологии при организации различных форм труда.


copyright by Никандров Георгий

o-provedenii-zaprosa-kotirovok-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-oficialnom-sajte-gorodskogo-okruga-gorod-salavat-rb-stranica-6.html
o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-postavku-literaturi.html
o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-postavku.html
o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora.html
o-provedenii-zaprosa-kotirovok-stranica-13.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-vizantijskoe-pravo-literatura-i-obichaj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-8-ispolnitel-student-kafedra-teoreticheskaya-mehanika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-tovar-i-cena-kak-ekonomicheskie-kategorii-funkcii-ceni-cenoobrazovanie-uchebnoe-posobie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-proekta-po-finansovomu-makroanalizu-kak-uluchshit-i-ispolzovat-rezultati-buklet.html
  • report.bystrickaya.ru/ilya-gusarov-vita-i-lera-popovcevi-sasha-sekirkina-ira-kovaleva-kolya-vechkin-filipp-degtyarenko-sasha-barenkov.html
  • studies.bystrickaya.ru/113-obshie-trebovaniya-k-specialnim-funkciyam-programmnogo-obespecheniya-uproshayushim-rabotu-s-kompyuternim-oborudovaniem-dlya-detej-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html
  • literature.bystrickaya.ru/celevoe-planirovanie-kontaktov-12-osnovnie-etapi-pr-deyatelnosti-12.html
  • studies.bystrickaya.ru/gorodskoe-i-selskoe-naselenie-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-dlya-roditelej-esli-rebenok-plachet-vipusk-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/valeeva-liliya-mou-baltasinskaya-sosh-16-let-otrivok-iz-rasskaza-vtoroj-shans-predislovie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-m-karamzin-o-drevnej-i-moskovskoj-rusi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aibozhkov-na-puti-v-trete-tisyacheletie-nadezhdi-i-somneniya-sovremennoj-biologii.html
  • writing.bystrickaya.ru/kultura-politicheskie-eliti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-sovpadeniya-nesovpadeniya-vstrechayushihsya-v-etoj-knige-imen-i-familij-a-takzhe-sobitij-vremen-i-geograficheskih-nazvanij-s-realno-sushestvuyushimi-yavlyayutsya-umish-stranica-19.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiticheskaya-spravka-o-deyatelnosti-ufssp-rossii-po-bryanskoj-oblasti-po-itogam-raboti-za-1-kvartal-2012-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-zadanij-dlya-kursovoj-raboti-po-kursu-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molchal-zadumavshis-i-ya-stranica-14.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-fizkulture-freedaiving.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-federalnoj-nalogovoj-sluzhbi-po-irkutskoj-oblasti-gosudarstvennij-arhiv-irkutskoj-oblasti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-tolerantnost-kak-yavlenie-protivopolozhnoe-ekstremizmu-yu-k-kornilov-20-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-2-opisanie-rajonov-sootvetstvuyushih-kriteriyam-opredeleniya-ebzr-v-bolshom-karibskom-rajone-i-zapadnoj-chasti-sredneatlanticheskogo-regiona.html
  • desk.bystrickaya.ru/partii-vezde-rossijskaya-gazeta-tamara-shkel-21062008-132-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-21-23-iyunya-2008-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-9-avgusta-2007-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-po-socialnomu-razvitiyu-detej-v-srednej-gruppe-vospitatel.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-enciklopediya-samadhi-kniga-mi-bogi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlenie-o-nravstvennih-normah-programma-vospitaniya-i-obucheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080109-buhgalterskij-uchet-analiz.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/punkt-2-povestki-dnya-organizacionnie-voprosi-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-posvyashennij-45-letiyu-poleta-pervogo-cheloveka-v-kosmos.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-i-kosmicheskaya-evolyuciya-nauki-religii-i-filosofii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programme-mdou-65-s-prioritetnim-osushestvleniem-poznavatelno-rechevogo-razvitiya-detej-2-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/1-2-docent-fomin-a-i.html
  • tasks.bystrickaya.ru/114-istochniki-pokritiya-deficita-byudzheta-zakonom-kamchatskoj-oblasti-ot-22-oktyabrya-2004g-224.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursom-sozidaniya-krasnaya-zvezda-vitalij-denisov-krasnaya-zvezda-16042008-065-str-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-2-kursa-ekonomicheskogo-fakulteta-zaochnoj-formi-obucheniya-kontrolnaya-rabota-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.